Новости раздела

Казанская учительская семинария и просвещение народов Среднего Поволжья

Казанская учительская семинария и просвещение народов Среднего Поволжья
Фото: скриншот realnoevremya.ru с сайта google.com/maps

Казанская учительская семинария стала первым средним специальным учебным заведением педагогического профиля, куда наряду с русскими поступали представители других народов Поволжья и Сибири. По окончании курса их назначали учителями в народные училища. Подробнее о работе семинарии рассказывает в своей книге «Православная переводная литература и формирование письменных традиций народов Среднего Поволжья (XIX — начало XX вв.)» доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радик Исхаков. Фрагмент издания публикует дзен-канал «Татарский Мир».

Казанская учительская семинария

КУС играла заметную роль не только в подготовке новых книг, но и в централизованном распространении изданий Переводческой комиссии. При семинарии был создан основной книжный склад, где все желающие могли приобрести религиозно-нравственную и учебную литературу. Книги распространялись посредством приезжающих в семинарию учителей и родителей школьников, а также самих учеников.

Здание Казанской учительской семинарии в наши дни. скриншот realnoevremya.ru с сайта google.com/maps

По уставу учительских семинарий, при них предусматривалось устройство учебных мастерских, на что ежегодно предусматривалось выделение от казны 400 рублей. Но до 1889 г. занятия в них не были обязательными. Каждый желающий занимался тем, что его интересовало. В 1889—1890 учебном году было принято решение придать этим урокам систематический характер. Ильминским была разработана специальная программа, в соответствии с которой занятия ремеслами начинались в приготовительном классе. В первом году изучалось переплетное дело, во втором — столярное, в третьем — кузнечно-слесарное, в четвертом — слесарное и паяльное ремесло. Уроки делились на теоретические (черчение, техническое рисование и материаловедение) и практические. Учителем теоретических предметов был назначен капитан артиллерии А.Г. Левитский. Полученные навыки воспитанники должны были реализовывать при поступлении на должности сельских учителей — обучать школьников и их родителей новым методикам ремесленного производства.

В 1902—1903 учебном году в семинарии вводятся новый учебный план и штаты. Срок обучения увеличивается до 4 лет, начинают преподаваться новые дисциплины: физика, рисование, гимнастика, гигиена. Число недельных занятий увеличивается с 26 до 36 часов в каждом классе. В это время в педагогическую практику вводятся внеклассные занятия. Из учеников была создана небольшая театральная труппа, которая ставила импровизированные спектакли по произведениям русских классиков.

скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

КУС являлась учебным заведением закрытого типа. Н.И. Ильминский стремился привить ученикам аскетизм и высокую духовность, сохранить, насколько возможно, их крестьянский быт и мировоззрение. Эти качества, по его мнению, были необходимы для будущего деятеля сельского просвещения. Для этого в семинарии были введены жесткая дисциплина и ограничения на свободное передвижение по городу. Покидать здание можно было с разрешения классного наставника. При этом ученик должен был предоставить официальную записку, в которой указывалось, куда он идет и сколько будет отсутствовать.

С этими же целями для семинаристов была введена особая учебная форма простого покроя, резко выделявшая их на фоне учеников других учебных заведений Казани. В КУС особое внимание обращали на поведение и наклонности учеников. Отсутствие достаточных нравственных качеств, религиозности, различные проступки могли стать поводом к отчислению. Н.И. Ильминский и его преемники жестко пресекали любые проявления политизации учебного процесса, ксенофобии и национальной нетерпимости среди учеников.

Продолжение следует

Радик Исхаков
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров