Новости раздела

«Все кадры забирают маркетплейсы и доставка»: хлебопеки Татарстана — о нехватке рабочих рук

«Все кадры забирают маркетплейсы и доставка»: хлебопеки Татарстана — о нехватке рабочих рук
Фото: realnoevremya.ru

Представители хлебопекарной отрасли республики сетуют на острый кадровый голод в отрасли. Молодые специалисты ищут более легкий труд за те же деньги. Ситуацию усугубляют возросшие расходы предприятий вследствие повышения цен на сырье. При этом цены на муку после подорожания оптовых поставок летом этого года, по прогнозам производителей, снова поползут вверх. Подробнее о проблемах хлебопеков, мерах господдержки, которые им готовы предложить, и вариантах решения проблемы, которые они ищут сами, — в материале «Реального времени».

Как вопрос кадров решит модернизация производства

Главная проблема для небольших хлебопекарных предприятий — это медленная модернизация производства. Привлечь молодежь работать на старом оборудовании сложно, а заняться обновлением техники в текущих экономических условиях не всем по силам. К тому же в отличие от крупных промышленных предприятий малые производства не готовы предложить молодым сотрудникам более привлекательные условия труда и дополнительные меры поддержки. Как результат, у многих татарстанских хлебопеков нехватка рабочих рук.

— На нашем предприятии существует небольшой недостаток кадров, он составляет всего 10—12%. Думаю, проблему кадрового голода можно решить модернизацией производства. Условно говоря, сейчас у меня на одном станке работают три человека, если я поставлю более современное оборудование, его будут обслуживать двое. К тому же это позволит уменьшить себестоимость продукта, — считает директор АО «Васильевский хлебозавод» Зеленодольского района и председатель СПСПК «Багетный» в Черемшане Альберт Латыпов.

Хлебопеки предлагают еще один вариант решения вопроса с нехваткой кадров — строительство общежитий или выделение другого жилья сотрудникам. Это предложение рассмотрели на совещании в Минсельхозпроде Татарстана, где обсуждали проблемы хлебопекарной отрасли.

— На заседании я предложил решить проблему с общежитиями для работников отрасли. К примеру, наши предприятия находятся в двух разных населенных пунктах. Ситуация на местах отличается. В Черемшане анкеты кандидатов на ту или иную должность лежат стопками, желающих очень много. Люди знают, что на нашем предприятии достойная зарплата и деньги выплачиваются вовремя. А в Васильево, наоборот, кадров не хватает. Так вот, люди из Черемшана готовы ехать работать в Зеленодольский район на наше предприятие, если будет предоставлено общежитие, — рассказал Латыпов.

Правда, по словам главы предприятия, его инициативу встретили без особого энтузиазма: «Может, потому что мы не слишком большое предприятие и я, как участник совещания, — человек новый. Ко мне еще не особо прислушиваются». К тому же такие мастодонты отрасли, как «Казанский хлебозавод №3», «БКК», «Челны-хлеб», возразили на это предложение:

— Меня перебил представитель «Челны-хлеба» с возражением, что это все не работает, что у них есть общежитие, но оно заполнено всего на 70%. Но, по логике, общежитие все равно нужно. Я предложил организовать помощь с арендой помещений для сотрудников ХПП. Либо согласовать действия с санаториями, так как они редко бывают полностью заполнены, можно было бы сделать так, чтобы наши сотрудники там проживали. Например, у нас в Васильево есть санаторий, если бы правительство поддержало, можно было бы устраивать туда работников хлебозавода. Либо нужно помочь предприятиям в строительстве общежития, например, модульного. Тогда бы проблема с нехваткой персонала могла бы решиться. Но мое предложение в итоге задвинули, — признался глава Васильевского хлебозавода.

«Маркетплейсы и доставка забрали больше всего персонала»

О серьезной нехватке кадров «Реальному времени» рассказали и представители других предприятий отрасли. В частности, гендиректор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-свежар» Ирек Галиев признал, что «с персоналом на самом деле существует большая проблема».

— Некоторые вакансии мы не можем закрыть по полгода. В большей степени это высококвалифицированные специалисты, например, технологи. Также, к примеру, нужен директор по развитию. Узкоспециализированных сотрудников очень не хватает. Но в то же время не хватает и простых продавцов, и пекарей. На данный момент у нас больше 10—15% нехватки персонала, это не такая большая цифра, но все же ощутимая. Хотя заработная плата выше среднего, даже грузчик может получать от 70 тысяч, — сообщил он.

Предприниматель назвал и возможные причины сложившейся ситуации: «Думаю, причин несколько. Произошел отток населения из страны, например, в соседние страны — Казахстан и Армению. Другая часть ушла на СВО. Мы проанализировали и поняли, что сейчас для многих молодых людей становится очень популярной работа на маркетплейсах, большое количество кадров сейчас заняты в их логистических центрах. Популярна и еще одна очень распространенная вакансия — это служащий доставки, такие сети тоже забрали большое количество сотрудников».

«Популярна и еще одна очень распространенная вакансия — это служащий доставки, такие сети тоже забрали большое количество сотрудников». realnoevremya.ru/ Максим Платонов

«Сдерживать рост цен все труднее»

Представители хлебопекарной отрасли отмечают и существенный рост цен на сырье. Так, к примеру, в сети пекарен Галиева практически не используются иностранные компоненты, есть качественные аналоги, производимые в России, но в последнее время подорожали и отечественные ингредиенты, посетовал он. Что касается оборудования, на производстве используют российское, китайское и турецкое, поэтому проблем с его обслуживанием не возникает:

— Цены на сырье растут, повышение очень ощутимо, но нам за счет большого объема закупок удавалось не повышать цены. Мы очень долго сдерживали удорожание хлебобулочных изделий, мы смогли не поднимать цены в течение года. Вот только недавно нам пришлось немного повысить ценник. Стараемся избегать этого, например, заменяем товар на более доступный аналог. Например, когда-то лидером продаж был треугольник с говядиной. Постепенно он ушел на 2, 3, 4-е место. Потому что говядина подорожала. На первое место вышла курица. Но она тоже сейчас поднимается в цене. В будущем прогнозируют еще больший рост.

Представители хлебопекарной отрасли отмечают и существенный рост цен на сырье. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

— По идее, мы можем поднять цены на свой хлеб, мы можем даже отказаться от социального хлеба, перестать его производить, но что это нам даст? Сейчас количество частных хлебных магазинов уменьшается. Им можно было бы продать хлеб даже по повышенной цене, они все равно бы его покупали. А с торговыми сетями такого сделать не получится. Они просто откажутся покупать хлеб по более высокой цене. Скажут: «Нет, мы повышения не принимаем, и все на этом». В итоге ты просто не сможешь работать с этими магазинами, — разъяснил вопросы ценовой политики и директор Васильевского хлебозавода.

По его словам, стоимость всегда диктует сеть, и чтобы поднять ее, «нужно чтобы все производители договорились, что ниже определенной цены хлеб не отдавать, но это чревато тем, что воспримут как сговор, сразу начнутся проверки и так далее». Иными словами, производители могут поставлять хлеб только по себестоимости или ниже себестоимости, их контролирует ФАС, отметил собеседник издания. «В то же время крупные торговые сети могут делать наценку и в 80%, а то и в 100%. К ним вопросов почему-то не возникает», — негодует он.

«Торговые сети просто откажутся покупать хлеб по более высокой цене». realnoevremya.ru/ Максим Платонов

«Куда деваться, если у нас такого сырья нет»

По словам хлебопеков, цены на сырье, в частности на муку, поднялись еще в июле. Затем в период сбора урожая они немного снизились. Однако поставщики уже предупредили о грядущем новом повышении:

— Сейчас производители сырья начали говорить, что качество собранного в этом году зерна плохое, содержание клейковины не соответствует должному уровню. Как следствие, нужного качества хлеба из такого сырья добиться не удастся. Чтобы выровнять качество, придется разбавлять зерном из Оренбурга, Астрахани или Алтая. Это уже другая цена, зерно там стоит дороже, чем у нас. Сейчас мы покупаем сырье в основном из Бавлов, Оренбурга и Самары.

Часть руководителей хлебопекарных предприятий также сообщила, что все еще использует небольшую доля сырья из-за рубежа: «Даже сейчас, в рамках введенных санкций, есть пути, по которым можно ввезти нужное сырье. Мы покупаем и польское, и итальянское. Вопрос только в курсе доллара». По их словам, поставки продолжаются и сегодня:

— Нам некуда деваться, если нужного сырья нет у местных производителей. Например, яичный белок. Был птичий грипп, несколько предприятий подвели под убой все свое поголовье. Соответственно, цена на сырье выросла и его стало сильно не хватать. Мы начали покупать у иностранных производителей, а там цена отличается в два раза. Раньше покупали по 800 рублей за килограмм, теперь это обходится дороже. Сейчас покупаем белок из Польши. Наше предприятие не покупает сырье напрямую из этой страны, нам привозят его поставщики.

«На каждом этапе накрутка 20—30%»

Можно существенно уменьшить себестоимость хлебобулочных изделий, если модернизировать процесс, считает Латыпов: «Мы сейчас очень сильно отстаем от европейских производителей. У нас в республике есть передовые предприятия, которые сами выращивают зерно, перерабатывают и производят хлеб, поэтому себестоимость продукта низкая. А так как мы покупаем муку в одном месте, мукомолы покупают зерно в другом, получается, что на каждом этапе накрутка составляет 20—30%».

Основная задача для отрасли, на его взгляд, — модернизация производства. Если в стране будет налажено станкостроение, машиностроение, то ситуация изменится. Сейчас в стране создают условия, чтобы выпускать станки как в Европе: «Мы еще пока отстаем, но движение вперед есть. Думаю, руководство страны делает все возможное для достижения цели. Возможности у России бешеные, потенциал огромный». Что касается мер господдержки, представители отрасли сообщили, что получают субсидии без задержек, однако они покрывают лишь небольшую часть затрат хлебопеков:

— Хлебопроизводители получают обычно только одну субсидию — за произведенную продукцию ниже себестоимости, то есть нам возмещают разницу за килограмм социального хлеба. Это просто закрытие неких затрат, на субсидиях невозможно зарабатывать. У сельхозпредприятий господдержки больше. Но они продолжают жаловаться всегда: много осадков выпало — нужна субсидия. Много солнца — нужна субсидия. Идеальная погода, много зерна — нужна субсидия, потому что цена упала.

Хлебопроизводители получают обычно только одну субсидию — за произведенную продукцию ниже себестоимости. realnoevremya.ru/ Ринат Назметдинов

«Среднерозничная цена на хлеб снизилась»

Хлебопекарные предприятия представляют собой стратегическую отрасль российской экономики, так как она призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимой по количеству и качеству продукцией первой необходимости, отметили в Минсельхозе Татарстана, комментируя проблемы хлебопроизводителей. Хлебопекарная промышленность Татарстана занимает в системе АПК одно из ведущих мест.

Как сообщил первый заместитель министра Ленар Гарипов, из 85 российских регионов Татарстан находится на 19-м месте по хлебу из ржаной муки и из смеси муки из ржаной и пшеничной, при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года среднерозничная цена по республике снизилась на 2,46%, тогда как по Российской Федерации цена увеличилась на 2,6%: «По хлебу из пшеничной муки мы на 26-м месте, при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года среднерозничная цена снизилась на 7,8%, тогда как по России она увеличилась на 1,5%».

Сейчас в Татарстане хлебопекарным предприятиям предоставляют три вида субсидий: «Организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией социальных хлебов, — 4,5 рубля за 1 кг хлеба. За январь — сентябрь 2023 года субсидия предоставлена 55 организациям в сумме 164 млн рублей. Субсидии хлебопекарным предприятиям на возмещение части затрат, связанных с модернизацией производственных мощностей, в размере 30% от стоимости приобретенного оборудования. Сумма субсидии не более 30 млн рублей на одного получателя. Отбор будет объявлен в ноябре текущего года. Третий вид субсидий предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат, связанных с уплатой налога на имущество организаций. Субсидия предоставляется из расчета 50% от суммы уплаченного налога», — пояснил Гарипов.

Миляуша Кашафутдинова
ПромышленностьАгропромОбществоИнфраструктураБизнесРозничная торговля Татарстан

Новости партнеров