Новости раздела

«Записки мертвого человека»: первая казанская рок-пластинка на «Мелодии»

Арт-рок и эзотерика с элементами суфизма

«Записки мертвого человека»: первая казанская рок-пластинка на «Мелодии»
Фото: realnoevremya.ru/Евгений Федоров

Слушаем первый альбом казанской группы, выпущенный на «Мелодии»: это были «Записки мертвого человека» или «ЗМЧ», созданные Виталием Карцевым и Владимиром Гуськовым в 1986 году. «Мольба (пустого сердца)» 1993 года была их восьмым релизом, записали ее в Москве, а копии то и дело всплывают на коллекционерских сайтах.

Йога, карате, юрфак и буддизм

Карцев в юности увлекался йогой, потом стал инструктором по карате, открыл для себя тайцзицюань, изучал Гурджиева, Петра Успенского, Ошо, Кастанеду, суфизм, на юрфаке писал диплом по дзен-буддизму, а в начале 90-х начал заниматься китайским багуа. Преподаванием боевых искусств он продолжает заниматься до сих пор.

Параллельно шла музыка: сначала Карцев организовал группу «Гуинплен», из которой выросли «ЗМЧ». Назвалась группа по стихам японского поэта Сидо Бунана: «Жить как мертвец», а музыкально объединяла пост-панк, хард-рок, психоделику. Группа начала с социальной тематики: один из первых хитов назывался «Хам-Миллиония». После она перешла на эзотерику в широком понимании.

В 1986-м группа появилась на нашем телевидении в программе «Дуэль», после чего на следующей передаче читали возмущенные письма телезрителей. Но тут грянула перестройка. Интересно, что в том же 1986-м в прокат вышел фильм «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского на тему постапокалипсиса: мир после ядерной войны...

предоставлено realnoevremya.ru магазином «Смена»

Группа начинает ездить по городам, сначала соседним, потом добирается до Москвы, где играет в ДК имени Горбунова и на стадионе «Олимпийский», в Ленинграде на фестивале журнала «Аврора», записывается в рок-опере Рашида Калимуллина «Магди» с Альбертом Асадуллиным, а в 1991-м побеждает на фестивале «Автоград» в Тольятти.

«Мольбу» на пластинке помог выпустить Андрей Тропилло. Звукорежиссер легендарных альбомов «Аквариума» был в конце 80-х директором Ленинградского отделения фирмы «Мелодия», так что мог себе позволить издать казанцев.

Изначально «ЗМЧ» приехали в Петербург и быстро записали магнитоальбом «Наука праздновать смерть». Но его матрица погибла в студии при наводнении, так что Тропилло, извинившись, предложил музыкантам записать новую пластинку, которой стала «Мольба» (от слов в скобках на обложке отказались).

Альбом записан вчетвером за три ночи в Москве, в студии в Останкино. Помимо вокалиста и автора Виталия Карцева, на гитаре и клавишах играет Владимир Гуськов, на бас-гитаре — Евгений Гасилов, на клавишах — Сергей Беликов. Используется недавно появившийся Roland W30, в которой есть и синтезатор, играющий на основе сэмплов, и секвенсор. На нем же набиты барабаны. В 90-е им активно пользовались The Prodigy.

Восточные практики для всех

У «ЗМЧ» есть насыщенная информацией группа «ВКонтакте», где можно узнать, что оформлением пластинки занимались тогда лидер «Холи», а потом «Макс и Ко», художник Максим Журавлев. Согласно описаниям, на развороте изображен «Творческий дух вселенной» и песочные часы, по краям идут суры из Корана.

Здесь всего семь композиций, явственно отражающие многогранные интересы главного автора: «Аль-Фахх (Западня)», «Я летаю», «Дыхание ночи», «Океан любви», «Ас-Саля» («Мольба»)», «Глаза Христа», «Обитель святых». Соответственно, обе стороны начинаются с песен с арабским текстом, во второй отчетливо слышатся суры из книги. Завершается пластинка почти девятиминутной «Обителью святых» с обилием атмосферных клавишных. В этом году Беликов выпустил Ambient Silence, где он словно бы развил идеи еще того времени.

Это не «стилизация» под восточную музыку, группа играет изысканный арт-рок с закрученной ритм-секцией. Напомним, что начало 90-х — это времена, когда массовый потребитель открыл для себя восточные практики (пусть через боевики, брошюру про ушу, Алана Чумака ). То есть калейдоскоп традиций у «ЗМЧ» выглядит абсолютно актуальной темой. Другое дело, что советский рок в период первоначального накопления капитала был заслонен волной электропопа с более понятными темами песен и звучанием.

После «ЗМЧ» записали еще два альбома, а в 1996-м группа распалась — во-первых, нужно было зарабатывать деньги, музыка денег не приносила, во-вторых, у Карцева умер младший брат. Сейчас самым активным музыкальным участником остается москвич Владимир (Бурбон) Бурмистров, который, помимо множества регги-групп, к примеру, сотрудничал с Умкой.

В советских рок-энциклопедиях «ЗМЧ» значится третьей группой из казанских, вместе с «Холи» и «Поролоном». Но если романтику первых и городскую суровость вторых можно услышать и в творчестве других команд того времени, то «Записки мертвого человека» до сих пор звучит обособленно.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров