Новости раздела

«Лавина»: играть шепотом

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 55-я

«Лавина»: играть шепотом
Фото: скриншот realnoevremya.ru из видео «Спектакль Мензелинского театра «ТАШКЫН» («Лавина»). Режиссер Дамир Самерханов»/youtube.com, аккаунт «Театр Мензелинск»

Смотрим спектакль Мензелинского театра по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина» о страхе, который сковал поселение где-то в восточной Анталии: они боятся произвести лишний шум, который якобы может вызвать катастрофу.

«Турецкий Чехов»

Джюдженоглу родился на севере страны, в городе Чорум (608 км от Стамбула), где в местной газете публиковал рассказы. Потом он учился на факультете лингвистики, истории и географии Анкарского университета, там написал первую пьесу «Борьба вслепую». Говорят, хотел быть юмористом, но понял, что не сможет превзойти Азиса Несина, к слову, создателя «Общества Назым Хикмета». Помимо сочинительства Джюдженоглу активно преподавал искусство драматургии. Его тексты переведены на 35 языкв.

«Лавина» — текст 2001 года. Действие пьесы происходит в селении в восточной Анталии, окруженном горами, а потому местные 9 месяцев в году разговаривают и, вообще, ведут себя тихо, чтобы не вызвать сход лавин. В остальное время можно даже стрелять из ружья — и рожать детей.

Джюдженоглу в предисловии пишет, что услышал о такой деревне в 1987 году, когда работал в одной кинокомпании и однажды поговорил с режиссером Юсуфом Курченли. По словам автора, он сформулировал для себя такую мысль: «Лавина — это не только природное явление…Может быть, это порождение страха в нашем сознании…». Чехова напоминает описание первой сцены, где упоминаются не одно, а два ружья, «повернутые дулами друг к другу, приклады ружей достаточно далеко друг от друга… По всей видимости их повесили на стену из эстетических соображений».

«Все разговоры до самого финала происходят шепотом». Спектакль начинается с жуткой истории о том, как молодую женщину, которая вот-вот должна родить, чтобы не было шума, похоронили заживо. Пьесу, в частности, ставили в Русском драматическом театре Узбекистана, в Русском театре Ингушетии, в музыкально-драматическим театре Тывы имени Виктора Кок-оола, в Северском молодежном театре «Наш мир», в Каннском драматическом… Мензелинскому театру не привыкать браться за трагедийные ситуации — ведь здесь показывали Гусейна «Иблиса» Джавида и «Холодные ножны» Михаила Башкирова. Оба ставил «якутский Тарантино» Сергей Потапов.

Отметим, что турецкие пьесы не так часто появляются в Татарстане. Вспоминается, инсценировка романа «Меня зовут Красный» в Камаловском и «Сказки Хикмета» в Кариевском. «Лавину» Мензелинск представил в 2012 году. На татарский язык пьесу перевел Халим Залялов, который, помимо работы актеров, активно занимался переложением Вампилова, Айтматова, Ибсена, Мольера.

Кричать или не кричать — вот в чем подвох

Поставил «Лавину» пришедший в 2009-м на должность главного режиссера Дамир Самерханов, бывший преподаватель театрального творчества в Казанском государственном университете культуры и искусств.

«Лавина» стала значимым событием на фестивале «Науруз». В 2019-м Самерханов ушел с поста, став просто режиссером-постановщиком.

«Лавина» — это еще и конфликт между старшим и младшим поколениями, из-за сложившейся ситуации, принявшей характер открытой конфронтации. Старики следуют сложившимся законам, и Старший мужчина (Хафиз Хамматуллин) вспоминает своего брата, который говорил ему: «Мне хочется кричать!». Глава общины (Инсаф Фахрутдинов) напоминает, что люди села ценятся за пределами долины: «...нужно ли мне вам напоминать о том, почему члены нашей общины становятся везде желанными работниками? Потому что они ничему не сопротивляются! Вся эта жизнь по правилам, которую они ведут здесь, продолжается и в местах их временного пребывания…».

Но Молодой мужчина (Ленар Миннемуллин) мечтает: «Мы вырастим своего первенца свободным от всяких страхов». И зритель понимает, что его жена (Илсина Миннемуллина) скоро начнет рожать, о чем говорит и появление Повивальной бабки. И даже ружье идет в дело.

И представляете, все заканчивается хорошо!

Радиф Кашапов
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров