Новости раздела

Оскар Юнусов, группа Gauga: «Мы словно немного прорубили лес, чтобы и остальным было место, куда шагнуть»

Татарский рок-секстет отпраздновал десятилетие, сыграв с La Primavera

Оскар Юнусов, группа Gauga: «Мы словно немного прорубили лес, чтобы и остальным было место, куда шагнуть»
Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой лейбла Yummy Music. Автор: Рамис Назмиев. Оскар Юнусов и Альберт Садрутдинов

В субботу в культурном центре «Сайдаш» татароязычная рок-группа Gauga сыграла в честь десятилетия концерт с камерным оркестром La Primavera. Заместитель главного редактора «Реального времени», музыкант Радиф Кашапов вспоминает, как Gauga пришла к этому дню и почему это выступление важно для всей новой волны татарской музыки.

Казанско-бирский рок

Наверное, нужно сказать, что в этом тексте я очень субъективен. Группу Gauga я знаю с самого основания и даже выходил несколько раз с ней на сцену. Я очень горжусь этими людьми.

В 2013 году команда никак не называлась и представляла из себя разновозрастное трио из Оскара Юнусова, Фархада Сибгатуллина и Айдара Закирова. У них была песня «Юк», сыгранная с помощью контрабаса, балалайки и баяна, вообще, не похожая на все далее изданное.

Песни писал Оскар Юнусов. Он приехал в Казань из Бирска, учился в ВМК, начал сочинять на татарском, пришел на лейбл Yummy Music, которому было чуть больше года: здесь пытались продвигать татарскую музыку, имея коммьюнити и студию.

У Оскара тогда и сейчас были, с одной стороны, простые, с другой — хитрые песни. К примеру, в текстах он постоянно использует слова, которые в ходу у татар Башкортостана. При том что он контролирует аранжировки, у него музыканты раскрываются как инструменталисты. Это четкое высказывание на тему рок-саунда, считываемое уже на уровне сценических образов: черный цвет, длинные волосы, расстегнутая рубашка, микрофонная стойка как орудие.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой лейбла Yummy Music. Автор: Рамис Назмиев

Спор, шум, скандал

Но сначала группа получила название Oscar c7c5, и это важная деталь: есть имя лидера, а также указание на шахматный дебют, сицилианскую защиту. Как его правильно читать, я до сих пор не знаю. С ним группа выпустила альбом Nindi raxat и представила первые клипы: «Грейпфрут» (снято одним кадром), «Акыл иясе» (снято во время праздничного салюта).

В 2017-м появилось имя Gauga (спор, шум, скандал) и альбом Shilma. После чего в 2019-м состав полностью поменялся: из старого остался ветеран рейв-движения, перкуссионист Альберт Садрутдинов, пришли гитарист Марат Шаяхметов (заядлый электронщик) и барабанщик Искандер Хабибуллин (в прошлом игравший в группе Alqanat), а чуть позже — басист Наиль Мингазов (лидер Lazy Days и преподаватель на множестве инструментов) и гитарист Тимур Милюков (саунд-продюсер группы Juna и автор музыки к фильму «Микулай»). В 2021-м вышел альбом Bichara, а в этом — Kamfit. Это уже другой звук — достаточно сказать, что в «ВКонтакте» группу однажды включили в плейлист «Зарубежная рок-музыка» сразу после Queens of the Stone Age.

Про Kamfit в «Реальном времени» публиковалось интервью, где Оскар и рассказал, что хочет осенью сделать концерт с оркестром. Еще он планирует выставку, издание книги с текстами песен… Юнусов очень серьезно относится к своей группе. Музыка сейчас — первый источник его дохода, его основное занятие. С одной стороны, есть крупные концерты, с другой — множество квартирников, где композиции шлифуются на глазах у зрителей.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой лейбла Yummy Music. Автор: Рамис Назмиев


Концерт: битва и дружба

Посередине концерта в «Сайдаше» Оскар сделал паузу и выдал, кажется, самый длинный концертный спич в своей жизни, рассказав, что идея концерта пришла во время беседы с лидером уфимской группы Burelar Ильшатом Абдуллиным. Также он поблагодарил Министерство культуры РТ за финансовую помощь с концертом. Сейчас группа методом краудфандинга собирает средства на запись пятого альбома. Он называется «Алиса». Макабрическая по настроению заглавная песня на альбоме была редким дебютом.

Что такое концерт Gauga с оркестром? La Primavera пробовала работать с разными музыкантами. Была минималистичная электроника от Мити Бурмистрова. Удалой поп-рок с группой «Волга-Волга».

Разумеется, в «Сайдаше» было немало странных моментов, все-таки для таких выступлений надо полностью переаранжировывать гитарные боевики. Порой это звучало, как дуэль классики и рока, с гитарными риффами и скрипичными стаккато. При этом лучшие моменты наступали, конечно, в самые спокойные, почти эмбиентные моменты, вроде баллад «Диңгез», «Җил» и «Алсу».

Оскар, утвердившись в центре сцены с микрофонной стойкой, украшенной розами, составлял пару дирижеру Рустему Абязову (оба в длинных пиджаках). Самый спокойный участник группы Марат Шаяхметов скакал на своем пятачке, пытаясь перепилить гитару. Было видно, что на песне «Ал иреннәр» веселятся контрабасисты (как тут не вспомнить, что Василий Шипов играл с Зулей Камаловой).

В сидячем зале, где танцевали единицы (включая обоих детей Альберта Садрутдинова), больше обращаешь внимание на детали. На латиноамериканское вступление в «Кайтмыйм өйгә». На рифф в «Бозылган М». Акустическая гитара возникает только в песне «Яңгыр астында», на последней «Аламам» публика, наконец, вскакивает с мест. В этот момент хочется верить, что подобные моменты будут повторяться.

— Единственное, что пока стоит выделить из ощущений, это то, что как будто шагнули вперед и для себя, и в целом для сегодняшней татарской музыки, — отвечает утром Оскар Юнусов. — Словно придали жизни. Это как цветок, выросший на асфальте. Я не в честь себя и нашей группы это говорю. А в общем, для всех нас, 10 или 15 групп. Мы словно немного прорубили лес, чтобы и остальным было место, куда шагнуть.

Радиф Кашапов
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров