Новости раздела

Татарский Гостиный двор в Уфе

Татарский Гостиный двор в Уфе
Фото: Гостиный двор в Уфе. Начало XX в. (из книги «Уфа и Башкирия на открытках начала XX века»)/скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

В 1825 году в Уфе начали строить Гостиный двор — он потребовался, когда губернское правление перешло сюда из Оренбурга. Каменное здание в стиле классицизма возводили по проекту петербургского профессора архитектуры А.И. Мельникова. Вскоре Гостиный двор стали считать привилегированным местом среди местного купечества, и самым богатым торговцам разрешили построить частные торговые дома. При этом, как замечали современники, «торговля и промышленность были исключительно в руках русских и татар». Подробнее об этом рассказывают в дзен-канале «Татарский мир» специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Сегодня Гостиный двор по праву можно считать сердцем города Уфы, таковым он был и до революции. Именно здесь шла основная торговая жизнь, поэтому и площадь называлась Верхнеторговой. До 1917 года это знаковое место играло значительную роль в жизни местной татарской общины.

Как заметил писатель Сергей Елпатьевский в 1880-х гг. (он в это время отбывал ссылку в Уфе), «торговля и промышленность были исключительно в руках русских и татар — я не помню купцов из башкир». Например, на знаменитых открытках уфимского издателя часто встречаются татары. Это и «Татарин-галантерейщик», и «Продавец лимонов», и «Татары-чернорабочие».

В Гостином дворе вел постоянную торговлю солидный купец-благотворитель Абдуллатиф Хакимов. Его род происходил из знаменитой деревни Тюнтер (ныне Балтасинский район Республики Татарстан). Хакимовы вели широкую торговую деятельность в разных губерниях Волго-Уральского региона. В уфимских лавках А.Хакимова в Гостином дворе продавали чай и сахар, мануфактурные товары и т.д. Постепенно он выкупил целый квартал рядом с Верхнеторговой площадью и организовал там новую четвертую махаллю (мусульманскую общину). А для этого требовалось не только наличие не менее 200 человек-мусульман мужского пола, но и финансовые ресурсы попечителя будущей махалли и умение договариваться с городскими властями. Энергичный татарин Хакимов в конце концов добился желаемого: построил недалеко от Гостиного двора оригинальную двухминаретную мечеть (которую в народе называли «Хакимовской») и открыл медресе «Хакимия». Интересно, что современная мечеть «Ляля-Тюльпан» в другом районе Уфы продолжает архитектурные традиции этой старинной мечети.

На Верхнеторговой площади находились и другие татарские магазины. Например, татарские книги продавались в лавках Ш. Хусаинова, торгового дома «Идрисов и К». Продукцию традиционного для татар кожевенного промысла реализовывали в магазинах Сайфуллы Ягудина, Фаткуллы Ягудина и других торговцев.

Были кроме Абдуллатифа Хакимова и другие солидные предприниматели. На другой стороне Верхнеторговой площади, на совр. ул. К.Маркса, находился крупнейший «Торговый дом Бр.Каримовых». Сегодня это здание в народе известно как бывший ЦУМ. Главная контора Каримовых находилась в Казани, в Уфе работало одно из отделений. Здесь были представлены самые разные товары: галантерея, парфюмерия, патефоны и граммофоны, пластинки к ним, канцелярские товары, книги, галоши и даже автомобильные и велосипедные шины. В общем продвинутые татарские купцы знакомили все мусульманское и немусульманское население Уфы с самыми последними трендами эпохи.

Татарин-галантерейщик (из книги «Уфа и Башкирия на открытках начала XX века»). скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Кроме того, рядом размещалась электротипография торгового дома братьев Каримовых — «Восточная печать» («Шэрык матбугасы»). Например, там работал корректором Мажит Гафури. Популярный поэт, автор цикла «Милли җырлар» о татарской нации, очень радовался, что после трудоустройства в типографию его материальная жизнь изменилась в самую лучшую сторону. Кстати, до 1913 г. «Шэрык матбугасы» являлась единственной татарской типографией в городе.

В этом же здании арендовал место для своего оптово-розничного магазина другой татарский купец С.С. Шамгулов, где предлагали не только мануфактурные и меховые товары, но и принимали заказы на пошив мужского, дамского и детского платья. К слову, предприниматель Шамгулов был выходцем из Казанской губернии. Обычно в Приуралье и даже в Зауралье (например, в уездный город Челябинск и др. населенные пункты), накопив первоначальный капитал, отправлялись начинать свое дело бывшие приказчики казанских купцов. Видимо, между хозяевами и их бывшими служащими была негласная договоренность о разделении сфер торгового влияния, и поэтому они не конкурировали между собой.

Напротив типографии Каримовых работал татарский книжный магазин «Сабах» (Малая Казанская — ныне Свердлова, 98), известный тем, что в его служебном помещении весной 1912 года останавливался татарский поэт Габдулла Тукай, а встречал его там Мажит Гафури. Это была выдающаяся встреча двух выдающихся личностей. И это лишь небольшие эпизоды из истории татарской Уфы.

авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров