Новости раздела

Экс-депутат Госсовета пойдет по граблям «Татрыбхоза» и «Татпотребсоюза»

«Национальная торговая марка» попытается запустить в Казани сеть магазинов сельхозпродукции в помещениях от мэрии города

На прошедшей сегодня пресс-конференции, посвященной конкурсу для местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, инициатор мероприятия — республиканское предприятие «Национальная торговая марка» — рассказал о том, что в ближайшее время в Казани может появиться сеть магазинов, реализующих исключительно фермерскую продукцию. Сами же фермеры поведали об актуальных проблемах в секторе, которые, по их мнению, частично может решить распространение лейблов «НТМ». Свои вопросы участникам встречи задавала и корреспондент «Реального времени».

Фестиваль для фермеров

Поводом для сегодняшней встречи бывшего депутата Госсовета, а ныне руководителя ГУП «Национальная торговая марка» Илсура Сафиуллина с журналистами стал приближающийся одноименный фестиваль-конкурс, цель которого заключается в поддержании местного сельхозпроизводителя, а также брендостроительства под емким лейблом «НТМ».

Напомним, впервые конкурс прошел в 2015 году и, по мнению Сафиуллина, довольно успешно, что натолкнуло организаторов на мысль о повторном проведении мероприятия.

— В этом году принято решение три фестиваля провести. Два зональных, первый из которых пройдет 30 апреля в Альметьевске, — в основном там будут участвовать близлежащие к Альметьевску районы, также будут допускаться и другие производители, которые себя показали на предыдущих фестивалях и пользуются доверием у покупателя. Итоговый же фестиваль пройдет в Казани, — пояснил Илсур Сафиуллин.

Серьезные проблемы с переработкой и реализацией сельхозпродукции

Несмотря на заявленную тему пресс-конференции, в основном обсуждение вращалось вокруг актуальных проблем местных сельхозпроизводителей, которые также были приглашены на встречу. Очевидно, что им отводилась роль идеологов протекционизма местного производителя.

Так, глава фермерского хозяйства Зуфар Исмагилов, открывший свое молочное производство в 2008 году, заметил, что качество местной продукции, которая возвращается в республику после переработки за пределами РТ, находится под большим вопросом. Его коллега Ильдар Гарипов, учредитель ООО «Молочный завод Касымовский», полностью поддержал позицию Исмагилова.

— Татарстан очень сильно развивается по производству молока, увеличиваются надои, но переработки у нас недостаточно в республике. Мы тоже решили попробовать на территории РТ перерабатывать молоко. Наверное, правильно здесь его производить и здесь же заниматься переработкой, — высказался Гарипов.

Также Зуфар Исмагилов отметил серьезные проблемы в реализации местного продукта.

— Я могу перерабатывать все 15-18 тонн, но я не могу их реализовать — федеральные сети нас не пускают, а маленькие магазины приобретают мало. В город приезжаем — нас штрафуют то ГАИ, то администрация. Очень большая надежда на «НТМ». Надеемся, что вместе с ней мы сможем реализовать свою продукцию, — поделился Исмагилов.

Новая торговая сеть от «НТМ»

Можно сказать, что надежды фермеров частично оправдались — специально для того, чтобы решить проблему реализации, под эгидой «Национальной торговой марки» был подготовлен проект торговой сети с незатейливым названием «Свой продукт». Представитель сети Арман Адамян сообщил, что местный производитель сможет без каких-либо препятствий завезти свою продукцию в эту сетку без бонусной системы и без «входных».

Согласно системе «СПАРК», Арман Адамян является 100% учредителем созданного летом 2015 года татарстанского ООО «АРЦАХ «ЭКО» (специализация — оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы).

Отметим, что примерно два месяца назад в столице РТ уже открылся первый магазин сети — на Ново-Азинской, 2. В ближайших планах — запуск еще трех или четырех магазинов.

Эксперименты в торговле

Тут следует отметить, что государство и окологосударственные структуры неоднократно пытались открыть собственные торговые сети, через которые планировалось сбывать продукцию подшефных хозяйств или партнеров. Правда, все эксперименты с этими ретейл-проектами заканчивались плачевно. Так, несколько лет назад в России, в том числе и в Татарстане, была предпринята попытка возродить еще один советский бренд — сеть рыбных магазинов под названием «Океан». В 2010 году генеральный директор ГУП РТ «Татрыбхоз» Хайдар Гарифуллин презентовал один из пяти планируемых к открытию рыбных магазинов под названием «Океан» по аналогии с «Океаном» советских времен. Концепция нового формата «Океана» заключалась в продаже рыбной продукции по низкой цене за счет прямых поставок без участия посредников. Тогда в презентации магазина принимал участие приглашенный московский гость — глава федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, который заявил, что намерен сделать из Казани рыбную столицу. Но особенно татарстанцам запомнились его слова о том, что «в татарской столице рыбу есть не принято, а предпочтение татары отдают только мясу», вызвавшие недоумение у местных чиновников.

Хотя впоследствии амбициозным планам по возрождению «Океана» не суждено было сбыться: «Татрыбхоз» обанкротился, а магазин «Океан» за неимением другого поставщика просто закрылся.

К этому можно добавить, что Российский союз потребительских кооперативов «Центросоюз» осенью этого года планирует запустить собственный коммерческий проект — сеть кооперативных магазинов под названием «Гастроном Центросоюза», своего рода советский аналог «Даров природы». Сюда татарстанские фермеры должны были поставлять свою продукцию. Правда, с момента последней презентации новостей не было.

Что касается проекта «НТР», то радует, что ГУП Илсура Сафиуллина не будет участвовать в нем финансово — «НТМ» будет помогать в реализации проекта исключительно «административно и организационно», пояснил он.

— В Казани есть программа льготной аренды: сто помещений выделяют для того, чтобы использовать их для целей малого бизнеса, вот мы также участвуем в этой программе. Наша задача заключается в том, чтобы помочь предпринимателям эти помещения приобрести и под нашей эгидой открыть магазины, чтобы они потом присоединялись к сети «Свой продукт», — пояснил Сафиуллин. — Пока речь только о Казани идет.

Правда, тут следует отметить, как признавались сами представители казанских властей, помещения по программе льготной аренды расположены не в самых лучших местах и находятся не в самом лучшем состоянии.

Желающие получить маркировку «НТМ» нашлись даже в Ленинградской области

Еще одной темой для обсуждения стал лейбл «Национальная торговая марка», который присваивается предприятием Сафиуллина всей продукции, соответствующей повышенным, по сравнению с официально принятыми, требованиям по качеству. Для того, чтобы получить такой лейбл для своего продукта, необходимо пройти добровольную сертификацию, которая, по словам Сафиуллина, обойдется производителю не дороже, чем в 10 тысяч рублей: в эту сумму входят минимальные затраты, которые необходимы для того, чтобы провести лабораторные исследования.

— Мы отвечаем за соответствие заявленному качеству, будем проверять ежемесячно или по определенным срокам. Это означает, что продукт находится под контролем «НТМ», — сообщил Сафиуллин. — 8 предприятий уже получили марку на ряд продуктов, 12 находятся на стадии рассмотрения. К примеру, у нас уже заключены договоры с «Челны-Бройлер», «Татспиртпром», «Елабужский хлебокомбинат». На стадии сертификации майонез «Махеев».

Любопытно, что желающие получить лейбл нашлись и за пределами Татарстана. По словам Илсура Сафиуллина, есть некая фирма в Ленинградской области, которая занимается соленьями, заинтересованная в получении «НТМ». Более того, Сафиуллин не собирается ограничиваться только республикой и надеется на выход его марки на российский рынок. Также в планах «захват» местного общепита — на очереди ресторан «Туган Авылым».

— Согласно нашим требованиям, 75% продукции, из которой они изготавливают пищу, должно быть местного производства. Также необходимо, чтобы меню было на двух языках и время обслуживания. Использование двух языков у нас очень сильно хромает, — сообщил Илсур Сафиуллин.

Если же вернуться к насущным проблемам фермеров, поддерживать которых призвана «НТМ», то пока Сафиуллин не смог рассказать о том, как лейбл смог помочь местному сельхозпроизводителю — по его словам, с момента появления марки прошло слишком мало времени…

Лина Саримова

Новости партнеров