Новости раздела

Вячеслав Зубарев: «Даже если ничего не будет меняться, цены будут расти»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с главой сети автосалонов «ТрансТехСервис». Часть 1

Вячеслав Зубарев: «Даже если ничего не будет меняться, цены будут расти»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

По прогнозам основателя одной из крупнейших федеральных сетей автосалонов «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, 2016 год будет отмечен дальнейшим спадом на авторынке России. Несмотря на это, цены на автомобили продолжат расти, так как в настоящее время из-за курсовой разницы валют стоимость иномарок на российском рынке занижена. Сама компания в кризис решила не развивать сеть салонов, а «догружать» используемые площади. ТТС в ближайшее время готовится запустить центр Subaru в одном из уже работающих автосалонов. Не исключает Зубарев и сотрудничества с китайским автопромом. Кроме того, в кризис компания стала активно развивать направление продаж машин с пробегом. Об этом и многом другом основатель и бессменный глава «ТрансТехСервиса» рассказал в прямом эфире онлайн-конференции «Реального времени».

  • Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО «УК «ТрансТехСервис», основатель одноименной сети автосалонов.
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время».

«Все сигналы говорят о том, что, увы, в этом году автомобильный рынок в России лучше не будет»

— Первый наш вопрос, к сожалению, не самый радостный. Итоги 2015 года не самые лучшие, скажем так. Продажи упали на 30%, причем падение мы наблюдаем уже второй год подряд. 2015 год тоже начинался с падения, и январь 2016 года не принес нам ничего хорошего. Что происходит сейчас на рынке? Когда можно будет говорить об остановке этого падения?

— Если быть точнее, то в прошлый год падение было на 36%. Если говорить о том, что будет в этом году, то я думаю, будет продолжаться падение, но, безусловно, не такое сильное, как в прошлом году. О тенденциях по итогам только января говорить, конечно, нельзя, потому что может присутствовать некое искажение статистики, и вообще, январь — месяц короткий. Но, в принципе, все сигналы говорят о том, что, увы, в этом году автомобильный рынок в России лучше, чем в прошлом году, не будет.

Существуют разные прогнозы: по консолидированному прогнозу, по-моему, 7% падения, но, думаю, что где-то 10-15% будет падение в этом году. Хотя это зависит от многих факторов. Под номером один идет цена на нефть, которую спрогнозировать достоверно никто не может, получалось угадать, но спрогнозировать — нет. Что касается того, когда же все это закончится… Автомобильный рынок — это лакмусовая бумажка экономики: когда экономика начнет подниматься, когда начнут расти доходы населения, тогда и начнет уже подниматься автомобильный рынок России.

— Это падение связано только с общеэкономическим спадом, или есть какие-то еще специфические проблемы?

— Только с общеэкономическим спадом. Здесь никаких специфических проблем нет, просто экономика падает, стагнирует. Доходы людей падают — люди начинают меньше тратить, экономить, а затраты на покупку автомобиля — безусловно, существенные затраты для большинства наших клиентов, и естественно, когда доходы падают, многие начинают экономить или отказываться от покупки автомобиля. Ведь в общем-то автомобиль покупается, как правило, чтобы обновить, но кто-то предпочитает подольше поездить на старом автомобиле, кто-то — купить более дешевый автомобиль. Но что значит предпочитает? Не имеет возможности. Поэтому автомобильный рынок зависит только от состояния экономики, от доходов населения, которые зависят от состояния экономики.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Автомобильный рынок — это лакмусовая бумажка экономики: когда экономика начнет подниматься, когда начнут расти доходы населения, тогда и начнет уже подниматься автомобильный рынок России

— И всех волнует вопрос цены: что с ценами будет происходить в дальнейшем?

— Мне тяжело отвечать на этот вопрос не потому, что я не знаю ответа, а потому, что я знаю, что мой ответ очень огорчит всех ваших читателей, потому что цены будут расти. И даже если ничего не будет меняться, цены будут расти по одной простой причине: в себестоимости автомобилей долларовая или валютная составляющая достаточно велика, даже в отечественных автомобилях АвтоВАЗа. То есть долларовая цена, или цена в иенах, или в евро осталась той же у производителей, но в то же время доллар и евро вы можете сравнить, насколько изменились — в два с лишним раза. Цены на автомобили выросли на 30%, то есть сегодня многие автомобильные производители на территории России продают свои автомобили себе в убыток. Естественно, это продолжаться долго не может. Как-то постепенно цены будут расти.

Вот когда-то мы сравнивали: «Ах, вот цены в Германии на автомобили гораздо ниже, чем в России». Тогда же прикидывали, как можно там купить, как завезти, таможенную пошлину заплатить, и это будет выгодно. Сейчас уникальная ситуация, когда в пересчете по официальному курсу цены на некоторые из марок автомобилей значительно (на 30-40%) ниже, чем на европейском рынке. Безусловно, это не может продолжаться долго, поэтому цены будут расти.

«Будут банкротства, потеря работы, потеря бизнеса»

— С какими-то еще проблемами, кроме падения, рынок сталкивался в прошлом году?

— Проблемы всегда есть. Понятно, что падение продаж автомобилей повлечет за собой снижение доходов, снижение доходов на сервисе: чем меньше автомобилей продается, тем меньше оказываются или сейчас, или с некоторой отсрочкой доходы на сервис. Многие дилеры сталкиваются в связи с этим со сложностью обслуживания кредитной нагрузки, поэтому я думаю, что для некоторых дилерских компаний, которые имеют большую закредитованность, наступает достаточно сложный период борьбы за выживаемость. То есть будут банкротства, соответственно, потеря работы у кого-то, потеря бизнеса.

— То есть в 2016 году мы можем увидеть уход каких-то компаний с рынка?

— Безусловно. Но также мы знаем, что достаточно громкий уход с автомобильного рынка России был у компании General Motors, то есть дилеры этой компании оказались в сложной ситуации, когда, в общем-то, были вынуждены искать возможность перепрофилирования своих объектов, которые были построены под General Motors. Скорее всего, какие-то дилерские группы испытывали сложности в работе с банками, поскольку банки очень осторожно мониторят и отслеживают ситуацию. Когда какой-то бизнес попадает в сложную ситуацию, чем сложнее там ситуация, тем сложнее они выдают кредит. Поэтому, наверное, кто-то с этим столкнулся. Почему я говорю «наверное» — потому что в нашей компании таких сложностей нет, но я думаю, что у кого-то они есть.

«Мы недовольны результатами работы по качеству работы с клиентами»

— Как в целом ваша компания закончила год?

— Я считаю, что вполне удовлетворительно, исходя из той ситуации, что падение продаж у нас было ниже, чем в среднем по рынку. Долю рынка мы увеличивали, мы сумели по всем направлениям сохранить безубыточность. Рентабельность, безусловно, снизилась, но, по крайней мере, вопрос об убыточности не стоял: мы работали над повышением эффективности, продолжали развивать направление продажи подержанных автомобилей, где, мы считаем, есть точки роста. Но не все получилось, конечно же. В частности, мы недовольны результатами работы по качеству работы с клиентами — к сожалению, не все удалось сделать. Это одна из приоритетных задач — работа над повышением качества работы с клиентами.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рентабельность, безусловно, снизилась, но, по крайней мере, вопрос об убыточности не стоял: мы работали над повышением эффективности, продолжали развивать направление продажи подержанных автомобилей

— Имеется в виду в продажах или в сервисе?

— И в продажах, и в сервисе. В общем-то, клиент, когда он приходит к нам в автоцентр, не особо «заморачивается», с кем он разговаривает: продавец автосалона, сервис. Конечно, при покупке автомобиля он работает с автосалоном, а при обслуживании он работает с работниками сервиса, хотя иногда есть точки пересечения. По всем направлениям нам есть над чем работать.

О продажах Lada Vesta: «Могло быть и лучше»

— Относительно падения продаж, вернемся к этому вопросу: очень плохие показатели были у отечественного автопрома, и, пожалуй, из всех марок только ГАЗ не продемонстрировал колоссального падения. Что происходит с отечественным автопромом? Почему не покупают отечественные автомобили?

— Точно сказать объективно я не могу, потому что не владею ситуацией изнутри, тем более с ГАЗом, например, мы вообще не работаем. Что касается Волжского автозавода, то здесь наряду с безусловными успехами… Успехами я называю заметное улучшение модельного ряда: появились новые модели и очень интересные, повысилось качество автомобилей — это реальность. Даже те, кто не является патриотами Волжского автозавода, должны это признать. Но наряду с этим были допущены какие-то ошибки, потому что для меня непонятно, почему цены на автомобили марки «ВАЗ» росли быстрее и зачастую сильнее, чем на зарубежные бренды. Ведь, казалось бы, импортная составляющая там меньше, тем не менее цены росли. И насколько я сужу по публикациям, при этом АвтоВАЗ умудрился заработать серьезный убыток. Это говорит мне о том, что в части повышения эффективности, экономии ресурсов и правильного распределения ресурсов там были допущены просчеты.

— А как себя в продажах показали новинки АвтоВАЗа, та же самая «Веста», на которую делались большие ставки?

— Я думаю, могло быть и лучше. Причина, на мой взгляд, в том, что было сделано неправильное ценовое позиционирование. Потому что если даже достаточно хороший автомобиль продавать по завышенной цене, то его все равно хорошо брать не будут.

«Все, конечно, от этого «кусочка пирога» отщипнули себе, но львиная доля досталась корейцам»

— В связи с уходом General Motors с рынка кто занял нишу этих автомобилей? ВАЗу не удалось занять?

— К сожалению, ВАЗу не удалось занять, но основным бенефициаром после ухода General Motors с рынка, судя по статистике и по ощущениям, являются корейские бренды: KIA, Hyundai. У них — наибольший рост доли рынка. Все, конечно, от этого «кусочка пирога» отщипнули себе, но львиная доля досталась «корейцам».

— Помимо «корейцев», очень хорошую динамику показывали марки премиум-сегмента. В частности, очень хорошие показатели продаж, например, у Porsсhe, Lexus. Вы у себя отметили повышение продаж этих автомобилей?

— Да, отметили, но большого роста там не было, конечно. Но мы остались по Porsсhe практически на уровне 2014 года, но по России они чуть-чуть «подросли». Что касается Lexus, по нему у нас тоже рост. Но причина и там, и там в том, что эти бренды во многом обновили модельный ряд. Для премиум-сегмента это характерно: когда выходит какая-то новинка, она пользуется спросом. И если ее не загубить необъективным ценообразованием, то она будет иметь успех и приведет к росту продаж.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Основным бенефициаром после ухода General Motors с рынка, судя по статистике и по ощущениям, являются корейские бренды: KIA, Hyundai

— А сильно подорожали Lexus?

— Что значит сильно подорожали? Когда выходит новая модель, у нее новая цена. Поэтому в среднем все автомобили подорожали, но я думаю, Lexus идет где-то в общем тренде, но за счет новизны модели он пользуется более высоким спросом.

«У нас нет никаких предубеждений: «китайцы», «корейцы», «японцы», «европейцы» — главное, чтобы продукт был хорошим и понятным»

— Помимо дорогих марок, еще хорошую динамику показали китайские автомобили. Я понимаю, что «китайцами» вы не занимаетесь, но на ваш взгляд, почему?

— Можно проиллюстрировать цифрами?

— Сейчас под рукой нет, но три или четыре китайские, по данным «Автостата»…

— Приросли на 100%.

— Да, причем модели те, которые до этого, в 2014 году, падали.

— Я думаю, что когда продавали 300 машин, а стали — 450, то прирост 50%… Когда есть низкая база, тогда, конечно, говорить об устойчивом росте невозможно. Когда-то мы отсчитывали рост экономики по сравнению с 1917 годом, когда страна лежала в разрухе, после этого был хороший темп роста в СССР. Я помню, это было в учебниках истории или экономики. Сейчас так же: когда низкая база, легко добиться роста за счет цены. Я действительно практически не знаком с ситуацией с китайскими марками, но о том, что какая-то «бомба» разорвалась, что какую-то супермодель разработали китайские производители, — если бы это было, я бы это услышал. Чудес не бывает, значит, цена.

— Сами не думали заняться «китайцами»?

— Каких-то конкретных планов нет, но я думаю, что вполне вероятно такое развитие событий, потому что у нас нет никаких предубеждений: «китайцы», «корейцы», «японцы», «европейцы» — главное, чтобы продукт был хорошим и понятным. Самое важное — это понятная стратегия развития компании: почему мы раньше не работали с китайцами, не считая краткосрочного эксперимента? Потому что там нет философии, там нет долгосрочной стратегии, там есть ситуативные решения вопросов, а наш подход к бизнесу все-таки долгосрочный: не хотелось бы что-то начинать, продавать, не иметь возможности обслуживать, а потом быстро уходить. Хотя мы понимаем, что китайская экономика находится на подъеме, на подъеме автопром, поэтому рано или поздно китайские автомобили будут занимать свою долю рынка, в частности, России. Вполне может быть, что мы с ними будем работать. Но пока, учитывая обеспечение запчастями, обслуживание по сервису, мы боимся, что это сильно ударит по нашему имиджу в глазах клиентов, потому что любой клиент отказывается понимать, что у дилера могут быть какие-то сложности. Если производитель не выполняет своих обязательств, все равно это будет так или иначе отражаться на репутации компании.

«Наверно, откроем дилерство Subaru в Казани»

— Наши читатели спрашивают, будут ли у вас открываться в этом году автосалоны, если да, то где?

— В планах строительства новых автосалонов на территории Татарстана у нас нет, потому что мы считаем, что сейчас не время для открытия салонов. Мы на уже имеющихся площадях будем открывать какие-то дополнительные салоны.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сегодня по продаже подержанных автомобилей мы третьи в России по итогам прошлого года. Почему мы стали этим заниматься? Потому что весь мир этим занимается

— В других регионах?

— Может, как исключение, будет 1-2 объекта. Инвестиционная программа обнулена. Но у нас сейчас много мощностей, которые не до конца загружены: мы много строили последние годы. В каких-то случаях, когда идет серьезное падение продаж какой-то марки, мы будем автосалоны уплотнять: на месте одного будет представлено два.

— Это по каким маркам? Уже есть примеры?

— У нас есть планы, но я не уверен, можно ли их уже сейчас обнародовать. Но вот сейчас большие сложности в Казани испытывает Subaru, наверно, с этой компанией мы будем сотрудничать в ближайшее время и откроем дилерство Subaru в Казани.

«В России подержанных автомобилей в год продается больше, чем новых»

— Вы уже начали говорить о подержанных автомобилях. Долгое время у вас этого направления не было, и оно открылось, если я не ошибаюсь, буквально в прошлом или позапрошлом году. Почему решили перейти на подержанные автомобили, с чем это связано?

— Не совсем точно: занимаемся мы этим направлением давно, но оно было больше второстепенным. То есть серьезную программу по развитию этого направления мы приняли три года назад. И в прошлом году уже получили очень серьезные, осязаемые результаты. Сегодня по продаже подержанных автомобилей мы третьи в России по итогам прошлого года. Почему мы стали этим заниматься? Потому что весь мир этим занимается. Это нужно, это потребность общества, потому что продажа подержанных автомобилей в России на вчерашний день и в значительной степени на сегодняшний — это дикий рынок.

Как помните, в 90-е годы мы ходили на рынок, отоваривались там, покупали что-то. Потом появились какие-то сети. Поначалу мы продолжали ходить на рынок, потому что там было дешевле. Потом, «обжегшись» несколько раз на том, что мы покупаем (что-то ненадлежащего качества, без всякой ответственности со стороны продавца), мы понимали, что эта экономия выходит боком настолько, что стали покупать в каких-то торговых сетях, магазинах у серьезных продавцов. Я думаю, по продаже подержанных машин произойдет все то же самое, потому что нигде нет такого рынка подержанных машин, как в России.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Думаю, что будущее у продажи подержанных автомобилей — цивилизованное, а раз так, значит, есть точка роста

Все-таки когда это происходит через какого-нибудь серьезного дилера, дилерскую группу, то есть большая защищенность покупателя. Как минимум мы несем юридическую ответственность перед клиентом, и если вскроется вдруг какое-то нарушение, ему всегда есть к кому обратиться. Во-вторых, мы проверяем юридическую чистоту. В-третьих, мы техническое состояние автомобиля определяем лучше, чем большинство клиентов самостоятельно, по крайней мере, есть такая установка, что сотрудники честно говорят об автомобиле нашим клиентам. Это для клиента все-таки выгодно. Для государства это выгодно, потому что мы — налогоплательщики, и я не уверен, что все посредники, действующие на рынке, платят налоги. Поэтому думаю, что будущее у продажи подержанных автомобилей — цивилизованное, а раз так, значит, есть точка роста. Мы ее определили давно и поэтому сегодня имеем большие результаты.

— В целом на рынке какова примерная доля продаж подержанных автомобилей?

— В целом в России подержанных автомобилей в год продается больше, чем новых. Я не помню, насколько.

«Если до сих пор мы продавали автомобили, полученные по программе trade in, то сейчас мы будем развивать направление выкупа автомобилей»

— А у вас?

— У нас, конечно, меньше. Если в прошлом году мы продали 40 тыс. новых автомобилей, то подержанных автомобилей — 14,5 тыс.

— Вы планируете увеличить эту долю?

— Да, планируем развитие этого направления, то есть формы: если до сих пор мы продавали автомобили, полученные по программе trade in (когда нам подержанный автомобиль взамен на новый продают), то сейчас мы будем развивать направление выкупа автомобилей у желающих и продажу автомобилей. Также мы планируем более тщательно работать по программе trade in.

— То есть можно вам любую машину привезти?

— По программе trade in — любую, если вы покупаете у нас автомобиль. Если же просто за деньги выкупать, то просто автомобиль, представляющий какую-то ценность. Автомобиль совсем в плохом состоянии мы не покупаем — все-таки это не наш бизнес, совсем уж плохие автомобили мы не хотим продавать, потому что это будет гарантированная нелояльность к клиенту. Как бы дешево автомобиль ни стоил, человек рассчитывает на нем ездить, но если на нем ездить невозможно, то весь негатив, естественно, будет идти на продавца.

— А вы сами не готовите автомобили после того, как выкупите их?

— Мы готовим все автомобили, но все по-разному: какие-то подвергаются серьезному ремонту, какие-то — просто чистке, мойке. Это определяет наш специалист.

— Если через вас продавать свой подержанный автомобиль, для продавца это будет дешевле или дороже, чем продавать на рынке?

— Безусловно, салон будет брать какие-то деньги за продажу, поэтому определять, дешевле или дороже, — самому владельцу. Во-первых, на рынке нужно суметь продать, во-вторых, потратить свое время, в-третьих, подвергаться риску. Если все эти факторы учитывать, каждый определяет для себя сам. Наша площадка выгодна и продающим автомобили, и покупающим. Одни освобождаются от забот и проблем, и те и другие — от рисков, потому что жуликов в этом бизнесе более чем достаточно. И продавец может так продать машину, что не получит денег, и покупатель тоже может, заплатив деньги, не получить машину такого качества, на которое рассчитывал. И те и другие, работая через нас, эти риски исключают.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Подержанный автомобиль — это такая штука достаточно уникальная. Новые автомобили на заводе, можно сказать, одинаковы

Подержанный автомобиль — это такая штука достаточно уникальная. Новые автомобили на заводе, можно сказать, одинаковы. Что касается подержанного, то вот есть у нас на площадке 2 тыс. автомобилей — они все разные. Если бы я покупал подержанный автомобиль, то я бы пошел туда, где их больше всего — там есть выбор, есть хороший консультант, есть расслабленное состояние, что как минимум тебя не обманут и не отберут деньги.

— У вас подержанные автомобили продаются только в Казани?

— Нет, практически во всех городах, но наибольший размах — это Казань, Челны, Уфа. Купить можно во всех городах, но выбор больше всего здесь, хотя у нас база данных общая во всех городах…

— И вам его перегонят?

— Да.

О программе утилизации: «Надеюсь, в ближайшее время будут известны подробности»

— В продолжение темы рынка подержанных автомобилей: в свое время для рынка положительной программой стала госпрограмма утилизации. Каковы ее перспективы, слышали ли вы о новой программе этой?

— Да, у нас уже анонсировано решение правительства по поддержке автопрома. Я не помню сумму, но там десятки миллионов рублей на программу по утилизации, надеюсь, в ближайшее время будут известны подробности.

— Вы планируете участвовать?

— Безусловно, я думаю, все дилеры будут участвовать, судя по опыту предыдущих лет.

— И по по поводу опыта предыдущих лет: для ТТС он каким был?

— Мы участвовали во всех госпрограммах, потом дистрибьюторские программы были. Достаточно успешный опыт: цифры доступны, наибольшим бенефициаром, безусловно, из легковых автомобилей был АвтоВАЗ. В значительной степени программа под него была сделана, и вот иномарки, которые наиболее бюджетные.

— Сам АвтоВАЗ какие-то подобные программы планировал вводить? Потому что я знаю, что многие производители даже при отсутствии госпрограмм пытались внедрять свои программы?

— Я думаю, что сейчас, учитывая то финансовое положение, в котором оказался АвтоВАЗ, вряд ли он будет делать какие-то свои программы, скорее всего, ему будет оказана помощь со стороны государства.

Часть 2. Вячеслав Зубарев: «Если бы мы увлекались демпингом, то наше финансовое состояние было бы значительно хуже»

Диляра Ахметзянова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 30 мар
    Сейчас доллар и евро падают, с чего это ценам на авто расти?
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    Цены всегда только растут(
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    как раз самое время салоны открывать, в рекламу вкладываться, аации устраивать - активно развиваться, в общем
    Ответить
    Анонимно 30 мар
    На активное развитие нужны деньги, которых сейчас нет
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    а что не так с качеством работы с клиентами? имел дело, пожаловаться не на что
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    что это за программа утилизации?
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    Товарищ, видимо, не в курсе, что Веста собирается практически из импортных комплектующих, отсюда и качество, но и цена. Сейчас после смены директора, дана установка на локализацию производства. Вот тогда опять качество вернется на прежний уровень, а вот с ценами так и будут дальше расти. Надо или завод закрывать как банкрот, или за счет цены пытаться покрыть убытки. Но думаю, опять туда вольют от государства миллиарды и дальше опять будут гнать ведро с болтами. Б
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    как они еще живы с такой статистикой
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    а цены никто ронять и не собирался.....а разговоров то было, мол кризис.....ан нет) просто жадность.
    Ответить
  • Анонимно 30 мар
    Разнылись. Попробуйте такой гигантский бизнес вести.Зарабатывайте себе на авто и покупайте.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров