Новости раздела

Хлеботорговец и предок служилых татар — о «мэрах» Казани конца XVIII века

Хлеботорговец и предок служилых татар — о «мэрах» Казани конца XVIII века
Фото: «Загородный дом А.Б. Аникиева был на том месте, где в наше время находится деревянный дом духовенства Варваринской церкви». Литография Эдварда Турнерелли, 1839 год. Предоставлено realnoevremya.ru из архива Национального музея РТ

В третьей части материалов сборника «Казань и казанцы» 1906 года журналиста, краеведа и библиографа Николая Агафонова речь идет о двух городских главах: Афанасии Аникиеве, жившем между Варваринской церковью на Карла Маркса и «Корстоном», и Иване Кобелеве, чьи родственники из служилых татар торговали хлебом и юфтью, а также владели медно-плавильными заводами.

Афанасий Борисович Аникиев. Два трехлетия: 1776—1781 годы

Казанский первой гильдии купец А.Б. Аникиев, избранный городским головой после Каменева, был в свое время тоже именитым гражданином Казани. Он родился в 1722 году, но откуда родом — неизвестно. Производил обширную торговлю хлебом, имел в городе три дома и четвертый загородный. Из домов два каменные, по городской подворной росписи 1787 года значащиеся под №797 и 799, в приходе церкви Богоявления Господня (на месте нынешнего мясного базара) [1], старого строения, выстроенные не по плану, в давние времена, еще до большого казанского пожара, бывшего в 1684 году, от которого оба сохранились. Третий дом, под №804, деревянный, ветхий, на правом берегу Булака, в том же богоявленском приходе (на месте нынешних торговых бань), без служб, но с каменными выходами. Четвертый дом, загородный, под №1954, с большим садом, но с ветхим хоромным строением, на Арском поле, рядом с Нееловскою рощею [2]. Кроме домов, Аникиев имел в приходах Борисоглебском и Ярославских чудотворцев дворовые пустопорожние места из разных торговых рядах города вотчинные (родовые) лавки, числом 31. Все эти сведения изложены в послужном списке, из которого также видно, что Афанасий Борисович проходил многие общественные службы: «в 1740 году на Макарьевской ярмарке, при таможенных, питейных и канцелярских сборах бурмистром; в 1745 г. в Казани, при питейных сборах бурмистром; с 1753 но 1765 г. в казанском губернском магистрате президентом; с 1776 по 1782 год градским головою, а по открытии в Казани наместничества, с 1782 по 1785 г., в совестном суде заседателем; с 1785 по 1788 г. в приказе общественного призрения от губернского магистрата заседателем». Умер Аникиев в глубокой старости, будучи вдовцом и бездетным. После него осталась приемная дочь Мария Афанасьевна, родившаяся в 1773 году, родители которой были умерщвлены во время нашествия на Казань Пугачева.

А.Б. Аникиев нес должность городского головы два трехлетия сряду.

Иван Иванович Кобелев. 1782, 1783 и 1784 годы

На шестое трехлетие головою был избран казанский первой гильдии купец Иван Иванович Кобелев. Биография этого головы представляет немало любопытных фактов из его общественной деятельности.

Кобелевы были очень известные и именитые люди в Казани в течение почти всего XVIII века. Они происходили из местных служилых татар, вели обширную торговлю хлебом, юфтью, имели в Мамадышском уезде Казанской губернии медно-плавильные заводы, при коих владели на посессионном праве крепостными заводскими людьми (право заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства, — прим. ред.). Из большой семьи Кобелевых славою выдающихся деятелей пользовались два родные брата: Афанасий и Иван Ивановичи. Старший из них проходил многие общественные службы и, между прочим, по указу правительствующего сената состоял вместе с отцом своим в казанской губернской канцелярии «переводчиком татарского диалекта по секретным делам» (по 1768 г.), как сказано в его формуляре, хранящемся в городском архиве. Другой Кобелев, Иван Иванович (младший брат Афанасия), присутствовал в качестве депутата от города Казани в Екатерининской комиссии для сочинения проекта «Нового уложения», а с 1782 по 1785 год служил в должности казанского городского головы (что видно также из его формуляра).

Дом Крупенникова, купленный им у Кобелевых. скриншот realnoevremya.ru google.com/maps

Кобелевы имели в Казани, в разных частях города, несколько домов, которые впоследствии, по случаю торговой несостоятельности владельцев, проданы с аукциона. Дом городского головы Ивана Ивановича Кобелева на Воскресенской улице, в Петропавловском приходе, куплен купцом Л.Ф. Крупенниковым. Впоследствии этот дом был собственностью купцов Зайцевых, от них Пчелина, который его перестроил. Ныне в этом доме военный клуб.

Для характеристики Ив. Ив. Кобелева упомянем о проявлении им в бытность депутатом в Екатерининской законодательной комиссии упорного старания отклонить ходатайство казанских татар о дозволении им производить в городе торговлю [3].

В архиве казанского окружного суда хранится объемистое дело «О взыскании с казанских купцов Ивана Ивановича и Ивана Афанасьевича Кобелевых в удовольствие разных кредиторов вексельных претензий». Из этого дела видно, что Кобелевы имели заводы не только в Казанской губернии, но и в Вятской. В числе их кредиторов встречаем: статского советника Андрея Осиповича, коллежского асессора Вильгельма Александровича и генерал-майора, казанского обер-коменданта Семена Осиповича Жандрова, генерал-майора Алексея Петровича Лецкого [4], жену штаб-лекаря Надежду Сергеевну Лангель, коллежского асессора Гаврилу Ивановича Дедева, коллежского советника Дмитрия Ивановича Родионова, отставного подполковника Александра Александровича Фигнера и тестя его отставного обер-провиантмейстера Илью Васильевича Кружевникова,— всех на крупныя суммы. Кобелевы оправдывали неисправность платежей тем, что завод их (Пыжманский) в Малмыжском уезде постигло несчастие: рабочие этого завода, более 80 человек, разбежались и в производстве работ произошла остановка, что известно-де правителю вятского наместничества Федору Федоровичу Желтухину. Процесс тянулся более двадцати лет, с ним и фирма Кобелевых померкла: все ея члены стали мещанами. Впрочем, один из Кобелевых, Иван Алексеевич, в 20-х годах XIX столетия записывался в гильдию, состоя присяжным городовым маклером в Казани. До маклерства он был поверенным по городу Казани знаменитого деятеля на Урале Г.Ф. Зотова, управлявшего Верх-Исетским горным заводом богача Яковлева [5]. Род Кобелевых сохранился в Казани до настоящего времени, но в состоянии большой захудалости [6].

Вид на улицу Куйбышева (бывшую Рыбнорядскую) с Горшечной горы. Справа — строения Марусовки и Собачьего переулка (улицы Некрасова). 1940 г. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Казань: логовища мокрых улиц».

Источники

1. Мясной торг в XVIII столетии до первой четверти ХIХ-го находился при входе в теперешний Собачий переулок, который представлял собою в то время овраг, обитаемый одними собаками, питавшимися отбросами с мясных ларей. Отсюда и название переулка: «Собачий» (ныне улица Некрасова, — прим. ред.).

2. Нееловская роща и при ней дом секунд-майора Якова Васильевича Неелова находились на том месте, где теперь дача купчихи Новиковой (на территории нынешнего ТРК «Корстон», — прим. ред.). Загородный дом А.Б. Аникиева был на том месте, где в наше время находится деревянный дом духовенства Варваринской церкви, и старого каменного моста, развалины которого разобраны в 1892 году. Изображение моста и его архитектуру можно видеть в серии Казанских видов Эдуарда Турнерелли (1839 г., лист № 10-й). На этом историческом мосту, по преданию, встретились в 1742 году два опальные временщика XVIII столетия: Бирон и Миних. Первый — возвращаясь из Сибири, куда попал при содействии Миниха, а второй — следуя в Сибирь, на смену Бирона, как бы в отмщение за его ссылку.

3. Речь Кобелева в комиссии против татар, а также очень дельное и энергичное возражение на нее представителя служилых казанских татар Рахманкула Алкина — напечатаны в труде г. Поленова: «Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового уложения». СПб. 1871 г., часть 2-я, стр. 182—185.

4. Это тот генерал Лецкой, в доме которого останавливался император Павел Петрович в 1797 году и от имени которого получила название Ляцкая улица в Казани.

5. Григорий Федотович Зотов за истязание заводских рабочих был сослан (в 1827 году) в Финляндию, в крепость Кексгольм, где под именем секретного «безымянного узника» просидел 30 лет в одиночном заключении, будучи замурован в камере. (См. Разсказ внучки его К.В. Зотовой в «Русской Старине» 1904 г., апрель, стр. 93—109. Дочь Зотова, Пелагея Григорьевна († 1862 г. в Казани), была женою казанского именитого купца Игнатия Петровича Рязанова († 1861 г.). Более подробныя сведения о Г.Ф. Зотове см. в книге Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Город Екатеринбург». 1889 г., стр. 24—29.

6. Сын маклера Кобелева, Александр Иванович, начал исковую тяжбу о земле с помещиком села Серды (Лаишевского уезда) В.И. де-Роберти (отцом известного публициста, пишущего под псевдонимом: «Де-ла-Серда»). Но за неимением денежных средств, необходимых для поддерживания гражданского процесса и уплату разных пошлин, дела не кончил, пропустивши установленные сроки. Он оспаривал право на землю в сельце Сокурах, оставшуюся по смерти двоюродного брата его коллежского асессора Н.Н. Кафтанникова, которою завладел соседний помещик де-Роберти (См. «Дело» архива казанского окружного суда. 1854 г. № 154).

Николай Агафонов. Подготовил Радиф Кашапов
ОбществоИсторияВласть Татарстан
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 25 ноя
    "Кобелевы были очень известные и именитые люди в Казани в течение почти всего XVIII века. Они происходили из местных служилых татар...".

    Одними из предков русских были тюрки, "татары".
    Многие русские дворяне гордились тем, что их предками были "татары".
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    "Многие русские дворяне гордились тем, что их предками были "татары"."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/266451-zhurnalist-xix-veka-nikolay-agafonov-o-merah-kazani-konca-xviii-veka (из комментария)

    Если "гордились", то не знали полный перевод этого слова с английского, иначе бы не гордились. А учитывая то, что писал Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей» - значит, они оторвались от своего народа.
    Ответить
  • Анонимно 25 ноя
    Как это давно было. Невозможно представить, на месте старых домов каких то стояли и ходили наши предки на лошадях
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    На месте Казани кочевий и кочевников не было.
    Здесь были леса и небольшие заливные луга.
    Кочевникам здесь делать было нечего.
    Здесь сразу жили оседлые горожане.
    Ответить
  • Анонимно 25 ноя
    такой интересный мост на 1 фото, как греческий с колоннами
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Это и есть подражание древнегреческой архитектуре.
    Весь мир подражает - от Вашингтона до Иерусалима.
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Почему древнегреческой?вполне может быть и римская традиция. Или древнеегипетская. Весь мир не подорожает грекам
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров