Новости раздела

«Указ распространил понятие «башкиры» на все население, приписанное к Башкирскому войску»

Институт истории Марджани — о происхождении татар на северо-востоке республики и острых дискуссиях с коллегами

Поставить точку в спорах с башкирскими коллегами о национальном происхождении жителей северо-востока Татарстана постарались в своем коллективном труде сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. В новой книге «Татарские селения Восточного Закамья» представлены неизвестные страницы истории Актанышского района, результаты исследования татарских населенных пунктов с богатым историческим наследием и сыгравших заметную роль в экономике и культуре края, давших татарскому народу ряд выдающихся личностей. Как считают авторы, издание расширит представление читателей об истории северной части Восточного Закамья и поможет разобраться с особенностями формирования местного татарского населения. «Реальное время» публикует вторую главу о демографическом развитии селений Актанышского края в конце XVIII — середине XIX вв. из книги о ранней истории региона.

Глава II. Демографическое развитие селений Актанышского края в конце XVIII — середине XIX вв. Р.Р. Аминов

Состав населения

Восточное Закамье всегда отличалось сложным составом населения, а также проблемами в фиксации в источниках его социальной стратификации. Некоторые сословные категории в отдельные отрезки времени не учитывались в ревизских сказках. Например, «башкирцы» не брались на учет в I—III ревизиях. Кроме того, не все ревизские сказки сохранились до наших дней. Имелись смысловые отличия между, на первый взгляд, синонимичными понятиями «башкирцы» и «башкиры». Все это создает определенные трудности при изучении демографических процессов, протекавших на данной территории.

В административном отношении с введением в 1798 г. кантонной системы управления исследуемые деревни относились к 11-му башкирскому кантону, в который вошли населенные пункты, расположенные в Мензелинском уезде. В материалах X ревизии (1859 г.) эти селения уже значились в 18-м башкирском кантоне: в 1-й юрте — деревни Байсарово и Мастеево, в 7-й — Поисево, в 14-й — Такталачук, в 17-й — Актаныш, в 19-й — Новое Алимово. Тептярское население распределялось по командам: тептяри Поисево входили в 1-ю команду, Актаныша и Байсарово — во 2-ю, Такталачука — в 3-ю.

Эти изменения последовали после выхода 31 октября 1855 г. указа императора Александра II «О именовании впредь Башкиромещерякского войска Башкирским войском». Данный законодательный акт сыграл существенную роль в судьбе сословных групп региона. Помимо переименования войска указ официально распространил понятие «башкиры» на все население, к нему приписаное. В документе оговаривалось, что «добашкирская» этносословная принадлежность лиц должна была указываться лишь в случаях, когда представится в этом надобность. Называть их следовало «Башкирами из мещеряков, тептярей или бобылей».

В ходе реорганизации Башкиро-мещерякского войска количество кантонов достигло 28, а 11-й кантон был переименован в 18-й. Уже на закате кантонной системы управления, в 1863–1865 гг., все кантоны переименовали по уездному принципу. Таким образом 18-й башкирский кантон превратился в 7-й кантон Мензелинского уезда.

Каждый из исследуемых населенных пунктов имел особенности в сословном отношении. Например, в дер. Актаныш в рассматриваемый период проживали только тептяри, что позволяет с высокой степенью достоверности изучать динамику численности ее населения. Аналогичная картина была в дер. Поисево, правда, по ней отсутствуют материалы VII ревизии (1816 г.). К сожалению, не сохранились данные по тептярскому населению дер. Новое Алимово за 1811, 1816 и 1834 гг. По этой причине невозможно детально изучить демографическое развитие данной группы новоалимовцев. Здесь необходимо подчеркнуть, что среди селений Актанышского края, история которых рассматривается в настоящем издании, именно в Новом Алимово наблюдается наиболее пестрый сословный состав населения (тептяри, мещеряки, «башкирцы»).

Наиболее неудовлетворительную ситуацию с сохранностью ревизских сказок мы наблюдаем в дер. Мастеево. В распоряжении исследователей лишь данные VI (1811 г.) и X (1859 г.) ревизий. Источники по Байсарово и Такталачуку также сохранились не в полном виде. В Байсарово «башкирцы» и тептяри зафиксированы в VI и VIII (1834 г.) ревизиях. По Такталачуку имеются сведения о тептярском населении (за исключением 1850 г. (IX ревизия), данные же о «башкирцах» отложились с 1816 г.

Разная степень сохранности ревизских материалов затрудняет создание полной демографической картины по исследуемым населенным пунктам. Тем менее попытаемся представить читателю некоторые наши наблюдения и выводы.

В табл. 1 приведены сводные данные V (1795 г.), VI (1811 г.), VII (1816 г.), VIII (1834 г.) и X (1859 г.) ревизий, характеризующие динамику численности населения деревень Актаныш, Байсарово, Мастеево, Новое Алмово, Поисево, Такталачук в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Динамика численности населения по данным ревизий 1795—1859 гг.

Из таблицы видно, что по состоянию на 1859 г. самой многолюдной была дер. Такталачук. В сословном отношении в аулах Байсарово, Новое Алимово, Такталачук преобладали «башкирцы». В связи с тем, что сведения о них не представлены в материалах ревизии 1795 г., установить общий прирост населения в указанных населенных пунтах в первой половине XIX в. не представляется возможным. Проще это сделать в моносословных селениях, таких как Актаныш и Поисево. Анализ ревизских сказок показывает, что численность населения всегда была больше в Поисево. В 1795—1859 гг. она увеличилась на 829 чел., тогда как в Актаныше — на 480 чел. Вместе с тем темпы прироста населения в Актаныше были выше (268,1% против 240,9% в Поисево). Ежегодно число жителей здесь увеличивалось в среднем на 7,5 чел. (в Поисево на 12,9 чел.).

Благодаря тому, что ревизские сказки по тептярям Байсарово и Такталачука составлены отдельно от «башкирцев», мы можем проследить динамику изменения их численности в разные отрезки времени. В Байсарово в 1795—1834 гг. количество тептярей увеличилось с 110 до 200 чел., общий прирост составил 81,8% (в среднем 2,3 чел. в год). В Такталачуке, где в 1795 г. проживали 133 тептяря, к 1816 г. их численность достигла 174 чел. (ежегодный прирост составил 1,97 чел.), а к 1834 г. — 230 чел. Средние темпы прироста тептярской общины составили 3,1 чел. в год.

Нельзя также оставить без внимания соотношение численности мужчин и женщин в исследуемых селениях. Так, если в 1795 г. в дер. Актаныш превалировала мужская часть населения (55,3% против 44,7%), то к 1859 г. доля женщин здесь увеличилась до 51,8%, а мужчин уменьшилась до 48,2%. В дер. Поисево, напротив, в 1795 г. преобладали женщины (51,2% против 48,8%), однако к 1834 г. мужчин стало заметно больше (53,7% против 46,3%). К 1859 г. соотношение полов подравнялось: доля мужского населения сократилась до 51,7%, женского — возросла до 48,3%. В других населенных пунктах соотношение полов было примерно равным. Отметим лишь, что в дер. Такталачук к 1859 г. численность мужчин впервые за рассматриваемый период превысила численность женщин (50,8% против 49,2%).

По причине отсутствия полных данных о родившихся и умерших женщин в табл. 2 приведены сведения лишь по лицам мужского пола.

Показатели рождаемости и смертности населения по данным ревизий 1795—1859 гг

Судя по таблице, единственный случай превышения количества умерших над родившимися был отмечен в дер. Новое Алимово в отрезок между VI (1811 г.) и VII (1816 г.) ревизиями. Заметим, что это касается лиц башкирского сословия. Примечательно, что самая высокая рождаемость наблюдалась там же в период 1816—1834 гг. (без учета данных по тептярям). Наибольший разрыв между показателями рождаемости и смертности зафиксирован в 1850—1859 гг. в дер. Байсарово, где на одного умершего новорожденных приходилось 3,25. Минимальные соотношения родившихся и умерших, по данным V ревизии (1795 г.), отмечены в дер. Поисево (1,35), максимальные — в дер. Актаныш (2,53). В 1850-х гг. наименьшие соотношения зафиксированы в дер. Мастеево (1,37) и в дер. Такталачук (1,90).

Р. Аминов, Х. Багаутдинова, Л. Габдрафикова, А. Гайнутдинов, И. Измайлов, Р. Исхаков, А. Ногманов, Э. Салахова, С. Хамидуллин
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН Татарстана
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 19 сен
    Национальность это не биологическая данность.
    А соци-культурная категория придуманная только в 19 веке.
    Националистами и расистами.
    Но тем не менее, многие люди причисляют себя к той или иной нации именно по биологическому признаку.
    Чем и пользуются недобросовестные политики.
    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    Кому какая разница, башкир он, татар? Одна вероисповедание, почти одинаковые языки
    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    Почему только Актанышский район?
    А остальные татарские районы?
    Начнем с того, что даже по признанию самого Р.Кузеева, отца исторической науки в Башкирии, создавшего (придумавшего) "Историю башкир", слово "башкир" имело два значения: «Этноним «башкир» не имел однозначного содержания: он употрeблялся, с одной стороны, в смысле административно-сословном, с другой — в этническом» (Кузеев Р. Г. Историческая этнография, с. 236).- Он предупреждал, что не надо связывать с этническими башкирами Южного Урала и Зауралья бумажных (сословийных) "башкир" Мензелинского, Белебейского, Бирского, Кунгурского, Уфимского, Стерлитамакского районов. Он конечно тут имеет в виду только так называемых "новобашкир", записаннных в башкирское сословие в 4, 5 ревизиях и позже.
    Я 32 года жил в Башкирии, 5 лет в Уфе. Уверяю вас, до Урала нет никаких этнических башкир, почти нет, (есть в 2-3 башкирских деревень в пяти-шести районах, есть этнические башкиры есть в нескольких приуральских районах и они живут или на самом Урале или вблизи этих гор
    Сами этнические башкиры живут в Зауралье и на Южном Урале, в так называемой в Малой Башкирии З.Валиди. Это всего 8 районов нынешней Башкирии, Остальных сам Валиди не стал включить в состав Башкирии, считая, что там живут татары. В советское время к этой крошечной Малой Башкирии вначале включили Стерлитамакский уезд (чтоб была столица в городе Стерлитамак (до этого столица у низ была в селе Темясово, который между прочим бывшее крупное татарское село, в котором жили татарские тарговцы и которого они успешно обашкирили), и чтоб этот регион как-то , сам себя смог обеспечить. Потом еще и Уфимский, Белебейский, Бирский уезды.
    Надо поднимать вопрос о всех татарах, обо всем двумиллионом татарском населении ( и это как минимум) Уфимского края.
    Еще. Во время Валиди тептярский Учалинский район не признавал Малую Башкирию, да и в остальных районах так называемого Башкурдисчтана Валиди сами башкиры преобладают только в Бурзянском районе. В Баймакском и Абзелилском районах - башкиры половина населения. А в во всех остальных районах валидиевского (настоящего) Башкурдистана - башкиры - в меньшинстве. И о них пора писать нашим историкам.
    А то получается, наши ради одного Актанышского района готовы передать нашим соседям двумиллионное татарское население, население 47 районов Уфимского края, а также как минимум 12 районов Татарстана, и как минимум 14 районов соседних областей (Кунашакский, Бардинский, Сафакульский, Саракташский, Краснокамский и т.д. ).
    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    Вообщем то, башкирд-башгард-машгард - это самоназвание венгров (маджар).
    После взятия Казани именно башгарды-мажгары Верхнего Прикамья первыми признали власть Москвы (не все венгры переселились на Дунай, небольшая часть этих венгров/бажгард/мажгард осталась в Верхнем Прикамье) и потом всех, кто добровольно принимал подданство Москвы начали называть башкирами. Им определяли очень малый ясак, просто символический налог, предоставляли привилегии. Именно из-за этого все старались получить башкирский чин, башкирский ярлык. В 16 веке самих венгров Дуная тоже называли башгирдами (прочтите например Якута): Вот что пишут о них средневековые авторы:
    Джувейни. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
    Абу-ль-Фида «башгирды живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
    Аль-Казвини «башгирды живут между Константинополем и и Болгарией».
    Фадлан и прочие авторы средних веков, которые обнаруживали каких-то башгирд-паскирд-паскатиров на Волго-Урале, писали не о предках современных «башкир», а о башгирдах-венграх Волго-Урала.

    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    Приведем только один довод. которого тысячами приводят участники разных дискуссий в материалах, которые пишут о каких-то "башкирах" средних веков.
    В российских источниках есть тысячи, десятки тысяч упоминаний о каждом народе этого государства. Тысячи раз упоминаются и черемисы, и вотяки (удмурты) и ханты и киргизы и другие народы. Вот только про башкир ничего нет. Нет ни единого упоминания. Ни разу. Если был такой многомиллионный народ, который жил на землях от Волги до Тобола, как пишут уфимские "историки", в Москве обязательно о них чего да нибудь написали бы. Хотя бы в летописях что то упомянули.Нет, ничего нет. И до 1552 года ничего нет.
    Только вот есть одно упоминание, в котором говорится, как некто пленный Коломятин сбежал с казанского плена и рассказал, будто бы Казанский царь Обреим со всеми своими землями собирается на поход в Москву. Из казанских земель там перечисляется после вотяцкой (удмуртской) какая то бакшырская замля. Как видно из цитаты, это совсем не сегодняшняя Башкирия, потому что она там отдельно указана и названа как Беловолжская земля Казанского ханства. Если уж за вотяцкой землей, надо предпологать, эта земля где то в Пермском крае, а именно там и жили останки венгров/баджар, которые не покинули Волго_-Урал.
    Исходя из этого, из этого элементарного довода, авторы этих постов пишут, что такого народа, народа с названием башкиры на Волго-Урале просто не было. И не было их до 1552 года. Это просто выдумки уфимских и московских "историков".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров