Новости раздела

«В 2017 году цена на бензин перейдет психологически важную отметку в 40 рублей»

Эксперты «Реального времени» дали оценку предстоящему повышению ставок акцизов на бензин и дизельное топливо

Осталось меньше месяца до вступления в силу закона о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо, стремительно принятого депутатами в первом же чтении. «Реальное время» побеседовало с экспертами и выяснило, как сильно разнятся их прогнозы роста цен на топливо на 2016 год с данными Минфина РФ, когда стоимость бензина может преодолеть психологически важную отметку в 40 рублей и какими еще способами можно было пополнить государственный бюджет.

Второе повышение ставок за три месяца

Закон о повышении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля был подписан Владимиром Путиным в феврале 2016 года. Отметим, что это стало вторым повышением акцизов на топливо за год. С 1 января ставка на бензин «Евро-5» выросла на 36,1%, или на 2 рубля, до 7,53 рубля за литр, на дизельное топливо — на 20,3% до 4,15 рубля за литр. В последний раз схожая ситуация складывалась в 2013 году, когда акцизы были увеличены сначала в январе, а затем в июле.

Согласно принятой поправке в Налоговый кодекс, с 1 апреля 2016 года повышение акцизов на бензин 5-го класса произойдет с 7 530 рублей до 10 130 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо — с 4 159 до 5 293 рублей за 1 тонну. Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин вырастут с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну. Таким образом, рост составит от 25 до 35%. Принятое решение неизбежно приведет к росту цен. Однако эксперты Министерства финансов РФ полагают, что в результате повышения ставок розничные цены на бензин могут вырасти на 6 — 7%.

Розничные продавцы бензина упорно хранят молчание, а вот эксперты рынка, мягко говоря, не соглашаются с прогнозами ведомства.

Минфин РФ «поскромничал» в своих прогнозах цен на бензин?

По данным аналитической компании Thomson Reuters KORTES, средняя розничная стоимость бензина марки АИ-92/93 в РФ в феврале 2016 года составила 33,95 руб./л, при этом цена выросла на 4,6% относительно января 2015 года. Для сравнения, средняя спот-цена (биржевая цена в настоящий момент) бензина марки АИ-92/93 в России составила 34 636 руб./т, а рост — 8,3% за тот же период. При этом, если выразить розничные цены в долларовом эквиваленте, то цены в феврале 2016 года снизились на 12,2% по отношению к январю прошлого года. По оценкам экспертов Thomson Reuters KORTES, ожидаемая инфляция за рассматриваемый период составит 14,97%. Таким образом, рост розничных цен будет ниже инфляции на 10,4%.

В свою очередь, ИК «Энергокапитал», ведущая работу над портфелем по нефтегазу и фьючерсам на топливо и бензин, также озвучила свой прогноз роста цен на бензин в 2016 году — по оценкам специалистов инвестиционной компании, Минфин РФ немного «поскромничал», озвучив цифру в 6,5 — 7%.

— Что касается влияния акциза на стоимость бензина, то стоит отметить, что в то время, как оценка роста цены на бензин вечно консервативного Министерства финансов колеблется в районе 6,5 – 7%, согласно нашему анализу, по итогам года мы увидим рост как минимум на 11%. В 2017 году цена на бензин уже перейдет психологически важную отметку в 40 рублей, — поделился Егор Гончарук. — В ЕС, где уровень экологического законодательства на порядок строже, чем в РФ, где отсутствуют значительные льготы для отрасли, стоимость бензина за последние два года снизилась на 25%, в то время как у нас за последние два года прослеживается обратная динамика.

«Доля налогов в цене бензина выросла с 33 до 37 — 39%»

Специалисты Thomson Reuters KORTES считают, что госрегулирование цен на нефтепродукты приемлемо лишь в том случае, если оно предполагает создание прозрачных «правил игры», направленных на сокращение сезонной волатильности. Однако в случае увеличения налоговой нагрузки на сектор, которая, даже по словам представителей ФАС, уже является чрезмерной, ответ для госрегулирования цен — однозначно «нет».

— Для сравнения, если очистить спот-цены от НДС и акциза, то с января 2015 года по февраль 2016 года цены сократились на 1,7%. Таким образом, доля налогов в спот-цене тонны бензина выросла с 33% в январе 2015 года до 37 –39% в январе — феврале 2016 года. Последние инициативы по повышению акцизов на топливо несомненно скажутся на всех участниках рынка: на НПЗ, розничном секторе, потребителях. Степень влияния будет определяться политикой регулирующих органов, — комментирует Thomson Reuters KORTES.

По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе стоимость бензина будет напрямую зависеть от динамики цен на нефть и нефтепродукты на зарубежных рынках, динамики курса рубля по отношению к доллару США. Также важную роль сыграет рост производства бензина и налоговое регулирование отрасли (экспортные пошлины, акцизы, НДПИ и т.д.).


«Повышение акциза диктуется не требованиями рынка и/или его регулированием, а отсутствием денег в бюджете»

Напомним, ранее в беседе с представителями СМИ источники в Минфине РФ объясняли необходимость принятия данного закона тем, что повышение ставок акцизов способно увеличить поступления в бюджет, который страдает из-за дефицита, вызванного низкими ценами на нефть. «Реальное время» поинтересовалось у экспертов, насколько эффективным может оказаться подобное решение.

Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов отмечает, что внесение поправок в Налоговый кодекс РФ действительно способно «подлатать» бюджет, однако его общая оценка принятого закона исключительно негативная.

— Ситуация в стране неоднозначная, никто бы просто так не принимал такие законы. Проблемы есть в стране — к сожалению, не хватает денег в бюджете, надо его пополнять как-то. А акцизы — это же как раз поступления в бюджет, — прокомментировал Сулейманов. — Понятное дело, что все это ляжет на наши плечи. Я и себя причисляю к потребителям бензина вне зависимости от того, есть у меня заправка или нет. Заправки живут так же, как и любой магазин, как любое производство. Грустно это все, грустно. Оценка только негативная.

В свою очередь, аналитик отдела инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал» Егор Гончарук сообщает, что правительство «латает» бюджет не теми методами и не тем средством.

— Повышение акциза диктуется не требованиями рынка и/или его регулированием, а отсутствием денег в бюджете, который «успешно» расходуется на развитие экономики России путем строительства самых дорогих стадионов, транспортировки стройматериалов для Олимпиады на вертолетах и прощения долгов и/или кредитования половине мира, начиная Украиной и заканчивая африканскими и латиноамериканскими странами, — высказался Гончарук.

По словам спикера, схожая ситуация складывается практически во всех отраслях и сферах деятельности государства.

— «Платон» для дальнобойщиков, плата за капитальный ремонт для физ. лиц, акции для всех автовладельцев, существенный рост тарифов по электроэнергии и мощности для юридических лиц являются ответом на вопрос «Кто виноват в трехлетней рецессии?». Нам надо либо выбирать нужные инструменты для формирования дополнительных доходов (например, налог на роскошь), либо изменять вектор налогообложения (к примеру, с предоставлением дополнительных льгот для компаний с высокой инвестиционной активностью), — подытожил аналитик отдела инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал».

Опережающее подорожание бензина

Отметим, что рост стоимости бензина в Поволжье был отмечен еще до вступления поправок в законную силу. Правда, пока это повышение можно назвать символическим. По данным аналитической службы «Реального времени», цены на бензин успели вырасти буквально за одну мартовскую неделю. Так, розничная стоимость марки АИ-92 с 9 по 14 марта в среднем увеличилась на 10 копеек — до 32,93 рубля за литр. Бензин марки АИ-95 подорожал на 3 копейки — до 36,2 рубля за литр.

Данные о подорожании бензина, по крайней мере, марки АИ-92 фиксирует и официальная статистика. По данным Татарстанстата, средняя цена на нее с 9 по 14 марта выросла на 25 копеек, до 32,80 рубля.

Лина Саримова

Новости партнеров