Новости раздела

Казанцев настроили на волну Пушкина и Чайковского

Почему Чайковский не любил Пушкина, а был ли вообще Владимир Ленский, каким образом Иван Крылов сочинил басню, сидя под столом? Ответы на эти вопросы получили казанцы, пришедшие накануне в БКЗ им. С. Сайдашева на лекцию-концерт Михаила Казиника. Она была посвящена двум гениям — Пушкину и Чайковскому. В переполненном зале нашлось место и для корреспондента «Реального времени».

«Дайте мне время в прайм-тайм!»

Популярность Михаила Казиника набирает обороты, хотя сказать точно, кто же он по профессии, и определить жанр, в котором он работает, весьма непросто. Казиник — музыкант, исследователь, актер, режиссер, культуролог. В его послужном списке можно прочесть и совсем уж экзотическое — «консультант Нобелевского концерта». Это значит, что Казиник имеет отношение к отбору артистов, которые участвуют в концерте, исполняемом перед вручением Нобелевской премии.

Казиник ездит с лекциями-концертами (прошу простить за столь банальное определение) по городам и весям, но при этом не любит, когда его называют «просветителем». Он утверждает, что всего лишь настраивает зрителей на волну, и зрителям потом уже проще воспринимать явления искусства. Он просто детально разбирает то, на что часто не обращают внимание.

«Дайте мне время на телевидении в прайм-тайм, и через некоторое время концертные залы будут полными», — как-то заявил Казиник, не смущаясь собственной самоуверенности. Не знаю, будут ли полными залы, но кое-кто точно приобщится к высокому.

То, что он делает, отчасти можно сравнить с популярными в семидесятые годы прошлого века передачами Ираклия Андроникова, который, кстати, заразил любовью к Лермонтову не одно поколение телезрителей. Так что если бы Казиник получил прайм-тайм, это уж точно не повредило бы нашей культуре.

А был ли вообще Владимир Ленский?

За последние месяцы Михаил Казиник второй раз приезжает в Казань. Благодарить за это надо заместителя руководителя пресс-службы президента РТ Эдуарда Хайруллина — именно его настойчивость помогла казанцам получить такой подарок. Кстати, нынешние концертные выступления Казиника (их два: одно посвящено «Евгению Онегину», а второе, то, что будет сегодня, — «Крейцеровой сонате») проходят при поддержке администрации президента Татарстана.

Тем временем в БКЗ РТ им. С. Сайдашева был практически аншлаг. «Сколько стоит самый дешевый билет на Казиника?» — спрашивала немолодая женщина в кассе. И услышав удовлетворивший ее ответ, билет купила. Отрадно было видеть, что подавляющее большинство зрителей — люди молодые.

Казиник начинает выступление с реверанса Казани, говорит о том, что город ему нравится, отмечает, что в нем бережно относятся к старине. И публика радостно хлопает — всегда приятно услышать комплимент родному городу.

А дальше начинается серия провокационных посылов в зал. Серия литературных анекдотов и не всегда бесспорных литературоведческих открытий. Но Казиник достигает главного — его слушают, и слушают с интересом. И интерес этот с каждой минутой возрастает.

Казиник рассказывает о Пушкине, о персонажах его романа в стихах «Евгений Онегин», он переходит к опере Чайковского, и здесь ему помогают (не всегда, правда, талантливо и профессионально) казанские музыканты. Перед нами блестяще выстроенный спектакль, где автор «пьесы», режиссер и исполнитель практически всех ролей — сам Михаил Казиник.

Он настолько харизматичен и заразителен, его органике могут позавидовать профессиональные драматические актеры. И он, безусловно, «парадоксов друг». Казиник словно подсаживает публику «на иглу» интереса к классической музыке и классической литературе.

Его доводы не бесспорны. Со многими его выводами мало-мальски продвинутый филолог или музыковед могут поспорить. Но в сухом остатке после его концерта хочется, придя домой, сразу же взять с полки томик Пушкина. Или еще лучше — включить запись «Евгения Онегина». А это отличный результат. Это то, что «Казиник нам прописал». И за это перед ним можно снять шляпу.

Татьяна Мамаева, фото и видео Романа Хасаева
Справка

Михаил Семенович Казиник родился 13 ноября 1951 года в Ленинграде. Детство и раннюю юность провел в Витебске. С 6 лет начал играть на скрипке и фортепиано. С 1966 по 1970 годы учился у Марка Ботштейна. С 1970 — в Минске у профессора Гольдштейна и в Ленинграде у профессора Ваймана. В 1970 году стал обладателем первой премии на конкурсе консерваторий социалистических стран, посвященном 200-летию Бетховена. В 1970-1980 годы гастролировал по СССР, где систематически посещал 17 городов. В каждом из них удалось создать постоянную аудиторию. В 1991-м эмигрировал в Швецию. Ведет музыкальные передачи на радиостанциях «Орфей», «Серебряный дождь» и на телеканале «Дождь». Автор многочисленных статей об искусстве. Вышедшие в свет на русском языке книги «Тайны гениев» и «Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке» разошлись многотысячными тиражами (вторая часть имеет в комплекте 2 аудио-CD с музыкой к каждой главе). В настоящее время готовится к публикации новая книга, объединяющая оба тома с дополнениями, в комплекте с тремя аудио-CD. Казиник является соавтором и главным действующим лицом цикла телепередач «В свободном полете», рассматривающих загадки творчества гениев разных жанров, стилей, эпох и стран, а также ведущим авторской программы «Тайные знаки культуры», которая выходит на радиостанции «Серебряный дождь». С 2011 года ведет программу «Ноты, которые изменили мир» на телеканале «Дождь».

Новости партнеров