Новости раздела

«Платон» в Татарстане навел свои порядки

Компания-оператор системы перешла дорогу не только перевозчикам, но и местному минтрансу, однако ее представители уверены в необоснованности критики

Конституционный суд России принял к рассмотрению запрос о соответствии Конституции законодательства о введении платы за проезд тяжелых грузовиков, и уже до 10 апреля должна быть определена дата публичного заседания по делу. А тем временем система сбора платы за проезд «Платон», которая наверняка запомнится россиянам исключительно массовыми акциями протеста грузоперевозчиков, не только пятый месяц собирает деньги за федеральные трассы, но еще и активно пополняет федеральный бюджет доходами от штрафов. Однако сможет ли республика увидеть эти деньги, как заявлялось ранее, остается загадкой даже для минтранса РТ. При этом компания-оператор попросту игнорирует региональные власти. Представители компании прервали обет молчания и ответили «Реальному времени» на публичные упреки и обвинения в ее адрес.

Достанутся ли татарстанским дорогам деньги «Платона»?

Плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам действует уже с ноября прошлого года. Как сообщил «Реальному времени» представитель компании-оператора системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Олег Кириллов, за это время по всей России в системе было зарегистрировано 225 тыс. владельцев более 6­65 тыс. грузовиков. В Татарстане же обязательную регистрацию прошли 4 800 местных грузоперевозчиков, имеющие порядка 24 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн. В большинстве своем республиканские грузоперевозчики используют бортовые устройства. Оставшиеся 35% пользователей до сих пор прибегают к маршрутным картам.

«РТ-Инвест Транспортные Системы» не смогла озвучить точных данных о количестве собранных средств по Татарстану, однако общая сумма по России составила более 4,3 млрд рублей. Также мы получили довольно размытый ответ на вопрос о том, какая доля средств будет направлена на татарстанские дороги. Напомним, ранее неоднократно сообщалось, что все средства, собранные «Платоном» в регионах, пойдут на ремонт участков федеральных трасс в этих же регионах.

— Все средства, которые вносят грузоперевозчики в качестве платы в счет возмещения вреда дорогам, перечисляются ежедневно в федеральный бюджет, — сообщил Олег Кириллов. — Если говорить о распределении средств на региональные дороги, то выбором региональных проектов на софинансирование за счет средств, собранных системой «Платон», занимается Федеральное дорожное агентство.

Пресс-служба «РТ-Инвест Транспортные Системы» не смогла озвучить точных данных о количестве собранных средств по Татарстану. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Немного даже обидна эта ситуация...»

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ также ничего не знают о «платоновых» деньгах. Как удалось выяснить «Реальному времени», вообще во взаимоотношениях с минтрансом федеральная система взимания платы диктует свои правила. Источник в министерстве утверждает, что у них не было возможности внести свои предложения даже в период начала введения «Платона».

— Да, потом налоги к нам как бы придут, но мы никакого отношения к «Платону» не имеем. Мы даже свои предложения, когда они только вводили систему, не внесли. Могли бы подключить и нас по вопросу введения «Платона». Немного даже обидна эта ситуация, — сообщил источник в минтрансе РТ.

По словам нашего собеседника, было бы логично, если бы «федералы» советовались с министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ хотя бы по республиканским вопросам.

На «уклонистов» подействовали штрафы

На сегодняшний день благодаря «Платону» в федеральный бюджет идут не только деньги с платы за проезд по федеральным трассам, но и штрафы за их неуплату. Некоторые татарстанские водители и владельцы транспортных компаний считали, что пока никаких санкций за игнорирование закона власти применять не будут, хотя и оператор системы, и госзаказчик, и Минтранс РФ предупреждали, что система контроля уже развернута по всей России и штрафование будет проходить во всех регионах без исключения. Как рассказал Кириллов, штрафы действительно уже взимаются и приносят плоды.

— В системе работают 100 машин мобильного контроля и 20 рамок в Московской и Калужской областях. Все данные о нарушителях и фактах неуплаты в автоматическом режиме система собирает со всех средств фиксации правонарушений и обрабатывает уже с 15 ноября. По плану в течение полутора лет на федеральных дорогах будет установлена еще 461 рамка, — поясняет Кириллов.

По словам собеседника «Реального времени», система контроля определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото- и видеофиксации. Размер штрафа составляет 5 тыс. рублей, за повторное нарушение — 10 тыс. рублей.

— Во многие офисы системы «Платон» в разных городах сейчас приходят пользователи со штрафами и регистрируются в системе. Например, в Кирове, Воронеже, Белгороде, Чебоксарах, Набережных Челнах, Краснодаре. За последнюю неделю мы видим приток на регистрацию, — отметил пресс-секретарь «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Жалобы на оборудование: практика не бьется с официальной статистикой

Одной из проблем первых месяцев работы «Платона» стала нехватка самих бортовых устройств и их быстрый выход из строя. Сами перевозчики отмечали, что столкнулись с этим. Компания-оператор уверяет, что проблема практически решена.

— Все пользователи, которые зарегистрировались и оставили заявки на бортовые устройства, получат их в порядке очереди. Мы оповестим каждого о необходимости прийти в офис и получить устройство. 65% транспортных средств Татарстана уже обеспечены БУ, обеспечены более 90% тех, кто подал заявки, — пояснил Олег Кириллов.

Также наш собеседник опроверг информацию о том, что оборудование быстро выходит из строя: по его словам, статистика по возврату составляет не более 1%. Гарантийный срок устройства истекает через три года, заменить его можно в любой момент — для этого предусмотрен специальный запас.

Опровержение для ФБК

Опровергает Кириллов и все обвинения в незаконности соглашения «РТ-Инвест Транспортные Системы» с государством. Напомним, в конце 2015 года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального потребовал раскрыть текст 13-летнего соглашения, которое заключил «РТ-Инвест Транспортные Системы» с государством. Согласно документам ФБК, в соглашении предусмотрено условие, по которому плата по концессионному соглашению не взимается с оператора «Платона». При этом установлена плата государства «РТ-Инвест Транспортные Системы» в размере 10,6 млрд рублей (без учета налогов), экономическое обоснование которой не приводится.

«РТ-Инвест Транспортные Системы» утверждает, что упомянутое соглашение было заключено в полном соответствии с законом. Приводим полный ответ компании:

«Норма части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает отдельное и самостоятельное основание для заключения концессионного соглашения без проведения конкурсных процедур — заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным отдельным решением Правительства Российской Федерации, в нашем случае Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. №1662-р.

Отсутствие в концессионном соглашении обязательства ООО «РТИТС» по внесению концессионной платы соответствует закону. На дату заключения концессионного соглашения ч. 1.1 ст. 7 Закона №115-ФЗ прямо предусматривала установление платы концедента: «В случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), а также в случаях, если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, концессионная плата концессионным соглашением может не предусматриваться». Исходя из буквального толкования норм закона о концессионных соглашениях, принимая во внимание, что все расходы по созданию, модернизации, эксплуатации и содержанию Системы взимания платы несет концессионер, следует, что отсутствие в Соглашении от 29.09.2014г. условия о концессионной плате не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для признания концессионного соглашения недействительным.

Такая позиция нашла свое отражение в сложившейся судебной практике и изложена в Определении ВАС РФ от 10.12.2012 г. №ВАС-15802/12».

Одна половина — Ростеху, а другая — Ротенбергу

Напомним, сбор платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам начался 15 ноября минувшего года: километр пути стоит 1,53 рубля. На второй же день после старта работы системы был спровоцирован транспортный коллапс: сайт «Платона» не работал несколько часов, многие перевозчики, опасаясь штрафов, не рискнули выйти на рейс. Также после введения «Платона» начали проходить массовые протестные акции дальнобойщиков.

После введения «Платона» начали проходить протестные акции дальнобойщиков. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Напомним, как ранее сообщало «Реальное время» большинство татарстанских перевозчиков решили проигнорировать пятую по счету всероссийскую акцию протеста против «Платона». С одной стороны, они не хотели терять свои доходы, будучи уверенными, что во время протестов их место на рынке просто займут конкуренты. С другой стороны, многие были уверены, что борьба за отмену платы за проезд по федеральным трассам выгодна политическим партиям в преддверии выборов и участникам «серого» рынка грузоперевозок. Протестующие же уверяли, что действуют в интересах простых водителей. При этом, как обнаружило «Реальное время», в Татарстане, похоже, появляется группа профессиональных забастовщиков.

Если говорить о компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», без конкурса выбранной оператором системы взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам, то половина предприятия принадлежит «РТ-Инвест». Эта компания создана в 2012 году совместно с Ростехом. Госкорпорация контролирует 25% плюс одну акцию инвесткомпании. По данным СПАРК, компания Шипелова «Царицын капитал» (98% принадлежат Шипелову, 2% — Вадиму Агафонову) контролирует 74,99% «РТ-Инвест». Оставшаяся же часть оператора «Платона» контролируется Игорем Ротенбергом, сыном миллиардера Аркадия Ротенберга.

Лина Саримова

Новости партнеров