Ильдар Курманов: «Если бы не коррупция, я бы давно всех победил»
Суд огласит приговор сыну экс-министра юстиции по делу «Леруа Мерлен» 23 марта
Скандальный процесс над сыном бывшего министра юстиции Татарстана Ильдаром Курмановым по делу о хищении 47 млн рублей у французского ретейлера «Леруа Мерлен» в ходе открытия его первого гипермаркета в Казани вошел в завершающую стадию: вчера подсудимый выступал в суде с последним словом. Курманов-младший заявил о политической подоплеке процесса и обвинил прокуратуру в отстаивании интересов европейцев, превращении России в «европейскую колонию» и попросился на свободу, чтобы воспитывать детей «в духе любви к Родине».
Курманов ощущает себя на месте главного героя фильма «Трасса-60»
В Вахитовском районном суде с последним словом выступил директор ООО «СЭМ» Ильдар Курманов, обвиняемый в хищении 47 млн рублей у ООО «Интеллект и право». Речь идет о компании, представляющей интересы французской сети товаров для дома «Леруа Мерлен». Компания Курманова, занимавшего ранее должность главы юридического отдела татарстанского минэнерго до его расформирования, осуществляла подключение к сетям первого магазина сети, но, по версии следствия, не выполнила свои обязательства перед заказчиком. О ходе судебного процесса «Реальное время» сообщало ранее.
Свою речь Курманов начал с апелляции к словам президента Татарстана Рустама Минниханова, который «неоднократно заявлял о необходимости борьбы с коррупцией и законности». «Моя наивность дает основание полагать, что я столкнулся с правосудием и по уголовному делу будет вынесено законное и справедливое решение. Конечно, его вам будет принимать тяжело… Если вы все-таки вынесете обвинительный приговор, то можно констатировать, что судить вы меня имеете такое же право, как и я вас», — обратился к судье обвиняемый. Курманов заявил, что уже 2 года, пока идет следствие, ощущает себя на месте главного героя фильма «Трасса-60», которого «в отсутствие фактов и доказательств держали в тюрьме, и при этом все, от потерпевшего до судьи, знали, что он преступления не совершал». Все доказательства его вины были опровергнуты во время следствия, считает Курманов, а сами доказательства фальсифицированы европейцами. При этом ООО «СЭМ» свои обязательства перед заказчиками выполнило в полном объеме, повторил Курманов свою версию, отметив, что это скорее «Интеллект и право» недоплатила ему за работу около 1,5 млн рублей.
Курманов: власти боятся потерять инвестора, цена вопроса — 20-25 млрд рублей
Подконтролен французам и конкурсный управляющий обанкротившегося ООО «СЭМ» Денис Очиров, считает Курманов. «Зачем же выступать против организации, которой он управляет? Он злоупотребляет своим служебным положением. Но если бы не коррупция, я бы уже давно всех победил», — сокрушался он. Пожаловался Курманов и на прокурора РТ Илдуса Нафикова, который представил его в СМИ преступником еще до заведения уголовного дела, и теперь от этой репутации ему отделаться очень сложно.
В целом же, по мнению Курманова, арестовывать надо было не его, а представителей «Леруа Мерлен». «Но тогда республика имела шанс потерять инвесторов, об этом нам рассказал начальник управления антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов. Группа компаний, в которую входят «Ашан», «Леруа Мерлен», «Декатлон», «Атак», является крупнейшим иностранным инвестором: объем инвестиций, заявленных «Леруа Мерлен» в ближайшие 5 лет, планируется в размере 20-25 млрд рублей. То есть есть за что бороться. Но нужно ли для этого нарушать закон?..» — сокрушался он.
Дополнили неприятную картину, описанную Курмановым, юристы «Леруа Мерлен», которые участвовали в составлении всех договоров, но потом, при допросах, по выражению ответчика, у них наступила «коллективная амнезия».
Французы не оценили сэкономленные 64 миллиона
Курманов напомнил, что компания «СЭМ» разработала для «Леруа Мерлен» проект, позволяющий сэкономить на прокладке коммуникаций 64 млн рублей. Однако он утверждает, что к выполнению непосредственно строительных работ ее «не допустили», мотивируя это сложными перипетиями отсутствия необходимых согласований.
«Причиненный законности информационный вред привел к тому, что общественность уже ждет обвинительного приговора, чтобы его комментировать со словами «договорились», «откупились» и тому подобное. Поэтому я с самого начала просил Следственный комитет или Прокуратуру передать дело для расследования в любой другой субъект России или центральный аппарат, потому что здесь исход ясен: решение будет приниматься под давлением мнения прокурора, следственного управления по РТ и общественности», — заявил сын экс-министра. Он считает, что городские службы не дали бы разрешение на строительство новых коммуникаций «Леруа Мерлен», и тем самым без его помощи ТЦ не открылся бы раньше 2016 года. При этом теплосети были сданы в эксплуатацию только через 3 месяца после открытия магазина, а по электричеству отсутствовала нужная категория надежности энергоснабжения, посетовал он, пытаясь доказать роль своей компании в открытии объекта.
Россия — европейская колония и печальная судьба Слободана Милошевича
Позже рассуждения Курманова ушли в плоскость геополитических отношений: он говорил о тлетворном влиянии Запада, который хочет ослабить Россию и сделать ее «ужасной страной» по типу Украины. После слов о том, что у «России есть признаки иностранной колонии и правосудию места не осталось», судья попытался вернуть обвиняемого к сути дела, призывая говорить по существу. Но тот будто не слышал, продолжая говорить и возмущаясь, что сам факт того, что ему пытаются «заткнуть рот» в зале суда, уже говорит о пагубном влиянии западных корпораций на Россию. Вспомнил он и Слободана Милошевича, который «пошел на уступки европейцам», а они судили его и «расчленили его страну». «Перерыв на 5 минут!» — не выдержал судья и вышел из зала. Самого Курманова, судя по всему, негодование судьи ничуть не смутило, и по его возвращении он продолжил рассуждать о том, что экономику России уничтожают уголовным преследованием.
В завершение он заявил, что факт растраты средств не установлен, состава преступления нет. Данные в договоре «СЭМа» и «Интеллект и право» искажены, утверждает он, а истцы намеренно уходили от договора с ним, чтобы потом отдать эти работы на исполнение другой организации по цене в 2 раза больше. «В обвинении никак не раскрыт вопрос проектов электроснабжения, нет информации о том, что представители «Леруа Мерлен» намеренно не согласовывали проекты электроснабжения, хотя получали их, видели, имели возможность на них построить, но с целью получения вреда они не использовали эти документы, чтобы потом говорить, что я создал видимость и не доделал до конца», — говорит он. По версии Курманова, следствие установило, что он не требовал денег в виде предоплаты за работы, а заказчики их ему просто «впихнули».
Последние слова Курманова были не столь решительны. «Я считаю, что обвинительного приговора тут быть не может, может быть только оправдание. Но если суд решится вынести политически мотивированное решение, то прошу свободы меня не лишать, не делать из меня рычаг давления на мою семью, а тюрьма — это рычаг давления. На свободе у меня будет возможность содержать семью и участвовать в воспитании детей в духе любви к Родине», — попросил он суд. После заседания ответчик признался, что его наивность относительно справедливого приговора прошла и что из тюрьмы ему было бы сложнее отстаивать свою невиновность.
«На протяжении всего времени он бравировал тем, что он начальник юридического управления минэнерго, у него папа министр»
Истцы, очевидно, не согласны с эмоциональной речью Курманова и слова его правдой не считают. «Речь Курманова находится в другой реальности. То, о чем он говорит как об установленных обстоятельствах, на самом деле не являются таковыми. Например, то, что ему навязали условия договора, впихнули деньги, причем якобы не до конца согласованные», — рассказал «Реальному времени» представитель «Леруа Мерлен» Артем Пацев. Примечательно, что ранее он фигурировал в СМИ как помощник конкурсного управляющего ООО «СЭМ».
Пацев отрицает также, что компания Курманова перевыполнила свои обязательства перед заказчиком. «Есть огромное количество свидетелей, которые это подтверждают, кроме нескольких свидетелей со стороны Курманова, которые тщательно подготовлены и, как он говорит, страдают точечной амнезией. Остальные подтвердили, что подсудимый никак не проявлял, что хоть что-то сделал, на стройплощадке не появлялся. Он отрывочно согласовывал проекты по электронной почте, на что ему сразу давались замечания, в итоге он пропадал на несколько месяцев. Хотя по договору все проекты по электричеству и теплу должны были поступить в течение полугода после получения аванса», — говорит он. Отрицает Пацев и то, что аванс Курманову «впихнули», поскольку он сам в письмах настаивал на скорейшем предоставлении ему аванса без предоставления банковских гарантий. «Он говорил о том, что ему банковские гарантии не будут предоставлять, потому что не будет вкладываться самостоятельно в выполнение обязательств, а во-вторых, что ему банковские гарантии не нужны, потому что его авторитет и его имя в Татарстане говорят сами за себя… На протяжении всего времени он бравировал тем, что он начальник юридического управления минэнерго, у него папа министр и так далее», — говорит представитель ответчика.
Суд огласит приговор Курманову по делу ориентировочно утром 23 марта.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.