Новости раздела

Исследование «Реального времени»: как устроен бизнес повелителей роз и орхидей

В преддверии 8 Марта «Реальное время» изучило цветочный рынок и оценило, за сколько перед праздником можно купить цветы жене, подруге, тайной возлюбленной (а завтра можно подсчитать, во сколько раз цены взлетели). В ходе исследования выяснилось, что настоящими цветочными столицами являются не Казань, а Самара и Саранск.

Самарский центр цветов

Согласно данным Таможенной службы, всего в Приволжский федеральный округ в 2015 году было ввезено 2,3 тыс. тонн цветов на $15 млн. Как несложно догадаться, учитывая значение этого цветка для жителей страны, более половины из них, или 55%, — розы (22,1 млн штук общей стоимостью $8,2 млн). На втором месте по ввозу — хризантемы: их было ввезено более чем в два раза меньше — 8,4 млн штук на $3,2 млн. Значительно меньше ввезли гвоздик — 6,6 млн штук на $1,3 млн. Еще меньше доля у лилий (351 тыс. штук на $607 тыс.). Орхидей ввезено в Поволжье совсем немного — 38 тыс. штук на $83 тыс. Стоимость всех прочих ввезенных цветов суммарно составила $1,9 млн.

Звание цветочной столицы Поволжья смело можно присуждать Самарской области: больше всего цветов в ПФО ввозится именно сюда — 71% в стоимостном эквиваленте. Второй по стоимости ввезенных цветов регион — цветущая Чувашия с 17%. На третьем месте — степная окраина федерального округа, Оренбургская область с 9% ввезенных цветов. Остальные регионы получили 2% и меньше: видимо, среди импортного бизнеса цветы здесь не в почете.

Впрочем, не стоит делать скоропалительных выводов о любви жителей регионов к прекрасным растениям: основной поток цветов поступает в регионы ПФО, конечно, не напрямую из зарубежных стран, а из других регионов России — тех, где работают крупные импортеры. А указанная статистика лишь демонстрирует, как много местные бизнесмены ввезли напрямую, например, из Эквадора. К слову, нет информации, каким образом эти цветы оказываются напрямую в Оренбурге или Чебоксарах.

Стоимость, тыс. $ Вес, кг Количество Доля
ПФО, всего 15104,6 2365734 37492704 100%
розы 8260,8 1179339 22108763 54,7%
гвоздики 1342,7 203456,9 6625011 8,9%
орхидеи 83 5192,8 37549 0,5%
хризантемы 3152 602271,8 8370441 20,9%
лилии 333 60692,84 350940 2,2%
прочее 1933,1 314781 0 12,8%

Что интересно, некоторые из регионов ПФО не только импортируют цветы, но и экспортируют их. Лидером по этому показателю неожиданно является Мордовия. Поэтому, может быть, цветочной столицей Поволжья (это трендовое словечко — «импортозамещение») уместнее называть именно ее. В конце концов, Самарская область покупает их за рубежом, а Мордовия продает свои, российские цветы.

Из Мордовии вывезено цветов более чем на $200 тыс., 386 тыс. штук. Это составляет 41% всего экспорта из регионов ПФО. В основном Мордовия экспортирует цветы в Беларусь. Это радует, ведь не только же россиянам импортировать белорусских устриц и пармезан.

Впрочем, Самару рано списывать со счетов: она экспортирует почти такой же объем цветов, как и Мордовия: 35%, или 175 тыс. штук на $172 тыс. В основном этот регион экспортирует цветы в Казахстан — хризантемы (35%), гвоздики (12%), лилии (9%). Прочие виды цветов составили 40% экспорта Самарской области. Такие значительные показатели Самарской области связаны с наличием в регионе двух крупных поставщиков цветов — группы компаний Rakita flowers и группы компаний «Юг», поставляющей цветы в торговую сеть «Ашан».

Другие экспортеры цветов из Поволжья — Ульяновская область с 19% и Оренбургская область с 4%. Они, как и Самарская область, занимаются экспортом в Казахстан. При этом последняя, в отличие от Самарской области, на 92% занимается экспортом роз. В Самарской области же доля роз — лишь 0,22%.

Динамика изменения объема импорта и экспорта свежих срезанных цветов в ПФО за 2013-2015 гг. в стоимостном выражении

Татарстанские 0,4%

В Татарстан в стоимостном отношении ввезено менее полупроцента от всех цветов, поступивших в ПФО. В регион ввезли лишь 9 тонн цветов общей стоимостью около $65 тыс., причем лишь четырех видов. Стоимость татарстанских цветов в 165 раз меньше, чем самарских.

85% из этих цветов — розы, в республику их ввезли 130 тыс. штук на $55 тыс. долларов. Еще 10% — лилии. Их было ввезено 786 кг на $6 тыс. 5% ввезенных цветов — гвоздики, 17 тыс. штук на $3 тыс. Также в регион ввезли 1 340 хризантем на общую сумму смешные $442, что составляет 0,7% от всех ввезенных в Татарстан цветов.

Стоимость, тыс. $ Вес, кг Количество Доля
Татарстан, всего 64,6 9056 0 100%
розы 54,8 7708 130289 84,7%
гвоздики 3,3 484 17735 5,2%
хризантемы 0,44 78 1340 0,7%
лилии 6,1 786 0 9,4%

Основная масса всех цветов поступила в Татарстан из Армении — на $34 тыс., или 53% от всех цветов, ввезенных в регион. Из них $31,7 тыс. пришлись на розы. Четверть всех цветов ввезена из Эквадора — на $16,3 тыс. Из них на $13,4 тыс. ввезено роз, на $560 — гвоздик, прочих цветов — на $2 300.

Еще 16% цветов ввезено из другой южноамериканской страны — Колумбии: на $10 тыс. Как и в случае с другими странами, основная масса цветов — розы (на $6,8 тыс.). Еще на $2,7 тыс. ввезено гвоздик, на $442 — хризантем. Из Кении ввезено цветов на $3 тыс. (2 700 из них пришлись на розы), или 5% от всего объема. Из Израиля ввезли цветов на скромную $1 тыс. (2% рынка).

На радостях розы дорожают в 2,5 раза

По мнению большинства экспертов рынка, наиболее популярные цветы в Татарстане (и не только) — это розы, тюльпаны, хризантемы и герберы. Как отмечает Палян Ромик, директор оптовой базы «Апрель», если сравнить предпочтения казанцев с предпочтениями жителей других городов-миллионников, таких как Нижний Новгород, Самара, то можно сказать, что «у нас доля заказов экзотических цветов больше. Предпочтения у нас ближе к московским. К числу экзотических я отношу такие растения, как ранумкулусы, пионы, орхидеи, стрелиции, антуриум — все, что в обычных киосках сложно встретить».

Оценивая изменения цены к праздникам, большинство экспертов склоняются к показателю роста в 20-30%. Например, Гульнара Нестерова, директор цветочной студии «Оранж», отмечает, что обычно в праздники происходит удорожание в цене на 15-20%. Но в этом году, по словам Нестеровой, празднование 8 марта сошлось еще и с празднованием Дня матери в Великобритании (первое воскресенье марта), поэтому изменения в цене заметны больше обычного.

Палян Ромик считает, что основная масса цветов подорожает на 20-30%, а красные розы — в 2-2,5 раза. Представители сети «Флорист.Ру» говорят о повышении до 35% и отмечают, что основной фактор цены — рост валют, ведь до 95% реализуемых в Татарстане цветов — импорт.

Несмотря на это, по мнению сети «Флорист.Ру», спрос в праздники остается таким же, как и раньше: «Люди продолжают покупать цветы. Многие планируют покупку заранее, ведь это значительно экономит бюджет на подарки. Средний чек на праздничные букеты снизился (примерно на 20-30% относительно аналогичного периода прошлого года). Но все же он остается значительно выше спроса в «низкий» сезон».

Палян Ромик из оптовой базы «Апрель» говорит о снижении покупательной способности клиентов на треть: «За последние год-полтора покупательная способность клиентов сильно изменились, наблюдаем примерно 30% снижение. К примеру, если мы раньше продавали определенный объем цветов 100 магазинам, то сейчас этот же объем раскупается 150 магазинами». Говорит о снижении среднего чека на 25-30% и Азат Насыров из салона «Романти».

Розы от 80, тюльпаны за 70, лилии за 400

По данным на конец прошлой недели, небольшие эквадорские 50-сантиметровые розы стоят в Казани от 80 до 150 рублей. Средняя стоимость — от 120 до 140 рублей. Розы побольше, 60 сантиметров, стоят уже от 80 до 180 рублей, в среднем — 150 рублей. 70-сантиметровые розы продаются от 100 до 200 рублей, в среднем — 170-180 рублей. Кенийские розы стоят в среднем 60 рублей, а кустовая роза — 150-160 рублей.

Дешевле можно купить тюльпаны (за 70-80 рублей), гвоздики (в среднем за 60 рублей), ирисы (70-80 рублей).

Дороже окажутся герберы (120-150 рублей за штуку), альстромерии (130-150 рублей). Еще дороже стоят хризантемы — от 150 до 200 рублей. Впрочем, в некоторых местах они продаются и по 130 рублей.

Совсем дорогими оказались лилии — их стоимость от 200 до 400 рублей, в основном они продаются по 300-350 рублей за штуку. Замер цен проводился на 3 марта.

Название сети Букет столицы Цветы Казани Аллея роз Донна Роза ИП Шевченко
количество филиалов 50 филиалов 23 филиалов 15 филиалов 9 филиалов 5 филиалов
тюльпаны 70 70 80 70 70
розы Эквадор — 70 см 200 100 180 170 180
розы Эквадор — 60 см 180 80 160 150 150
розы Эквадор — 50 см 150 80 120 140 120
розы Кения 60 40-80 (в зависимости от бутона) нет 60 нет
кустовая роза 160 150 нет 200 150
гербера 150 120 150 150 120
хризантемы 180 130 150 200 200
альстромерия 130 150 150 150 150
гвоздика 60 60 60 60 100 60
ирисы 80 80 80 80 70
лилия 400 200 300-350 500 350
  • Гульнара Нестерова

    Гульнара Нестерова директор цветочной студии «Оранж»

    В нашей продукции доля российских производителей — 25%, а основные поставщики — Эквадор, Колумбия, Нидерланды, Италия, Израиль. Закупочные цены не изменились, изменения произошли только с ростом валюты.

    Каждый день на цветочном рынке появляется новый игрок, и каждый день кто-то закрывается. При этом в спальных районах конкуренция сильнее: в центре есть свои некоторые проблемы, такие как доступность помещений, парковки и т.д.

    Средний чек у нас составляет 900 рублей, но думаю, что текущий год пройдет на уровне спада.

  • Палян Ромик директор оптовой базы «Апрель»

    В Казани на данный момент предложение сильно превышает спрос. Место на рынке тем не менее всегда есть, однако сегодня к торговле цветами необходимо относиться с дизайнерским, флористическим подходом, а не просто продавать цветы. Необходимо повышать уровень флористики.

    В связи с санкциями возникли проблемы с документацией. Если раньше цветы закупались в Нидерландах на аукционных торгах и там же получали фитосанитарное заключение, то сейчас на голландские цветы идут заключения других стран. Наличие других стран-посредников оказывает влияние на цену продукции.

    На мой взгляд, в ближайшие 2-3 года на данном рынке будет спад и «игра на выживание». А дальше, думаю, ситуация пойдет в рост. В Татарстане, конечно, ситуация будет получше в сравнении с другими регионами, так как мы развиваемся, растем, численность населения Казани все увеличивается.

  • Азат Насыров

    Азат Насыров салон «Романти»

    На таком насыщенном рынке, как цветочный, спрос есть всегда. Однако люди, начавшие бизнес в этой сфере и использующие формат торговли через точки продаж, должны четко понимать, что в первый год, скорее всего, уйдут в минус. Даже в ноль выйти будет очень сложно.

    Сейчас ситуация еще сложнее: после введения санкций в первые 2-3 недели оптовиков останавливали на таможне, однако, так как цветочный бизнес очень востребован, оптовики нашли и здесь выход. В частности, известны случаи переупаковки голландских хризантем в испанские.

    Думаю, что из-за высокой конкуренции и нацеленности многих игроков на демпинг многие магазины по продаже цветов будут вынуждены закрыться. После этого уже цены вновь начнут подниматься.

  • Руслан Каримов сеть флористических салонов FLORISTAN

    Сейчас сложился такой тренд, при котором уровень конкуренции в преддверии праздников всегда повышается. Желая быстро заработать деньги, многие продавцы цветов открывают свое дело именно в это время. Потом они так же быстро и уходят с рынка. На мой взгляд, на сегодняшний день предприниматели стараются уходить с рынка офлайн, продают свой бизнес и открывают лишь точки приема заказов посредством использования интернета. Таким образом, рынок постепенно уходит в онлайн. Под влиянием санкций на рынке наблюдалось увеличение цен на цветы. К примеру, если ранее голландские розы стоили 100 рублей, то сейчас они стоят 150, налицо возрастание цены как минимум в 1,5 раза. С изменением закупочных цен изменились и цены для клиентов. Что касается спроса, не могу сказать, что спрос упал, единственное, снизилась величина среднего чека.

    Наибольший уровень конкуренции на проходящем трафике и основных дорогах либо в крупных жилых массивах. У нас, в частности, бизнес больше построен на работе онлайн, офлайн мало представлен.

    Место для новых игроков на рынке есть всегда. В условиях экономического спада многие игроки уходят с рынка, и, соответственно, для новых игроков освобождаются помещения. Предприниматели, которые не могли зайти на рынок в связи с занятостью помещений, сейчас могут начать свое дело. Помещение для цветочного бизнеса все-таки важно, так как цветы являются импульсным товаром: когда клиенту нужны цветы, он не будет их искать по всему городу, а зайдет в ближайший ларек.

    Покупательная способность снизилась в первую очередь из-за ухудшения экономической ситуации в стране. Уровень заработной платы населения снизился, а стоимость продуктов, коммунальных услуг повысилась. На фоне такой ситуации людям приходится экономить на таких вещах, как цветы. В последнее время нами был замечен еще один тренд — большая доля покупателей стали расплачиваться банковскими картами, в том числе кредитными. Сейчас уже стало меньше крупных заказов на 20-30 тыс. рублей. И организации меньше денег выделяют на цветы. Но все-таки спрос остается, ведь дарение цветов — это сложившийся стандарт.

    Скорее всего, в ближайшие годы игроки на рынке будут заниматься укреплением занятых позиций. От некоторых игроков пришлось услышать мнение, что цветочный бизнес постепенно становится убыточным для небольших игроков. Крупные игроки могут открывать точки в любых частях города, так как могут остаться в выигрышном положении посредством демпинга цен. Мне кажется, на сегодняшний день рынок насыщен цветочной продукцией и у потребителя не возникает необходимости искать товар.

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
Аналитика

Новости партнеров