Новости раздела

Вячеслав Зубарев, ТТС: «Все сигналы говорят, что в этом году авторынку страны лучше не будет»

Вячеслав Зубарев, ТТС: «Все сигналы говорят, что в этом году авторынку страны лучше не будет»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Российский авторынок упал на треть в 2015 году и продолжит снижаться, заявил глава «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев на онлайн-конференции «Реального времени». Продолжат расти и цены на автомобили. Чего ждать от рынка в этом году и почему рынок подержанных автомобилей в России — новая и привлекательная ниша, читайте в материале «Реального времени».

Рынок России упадет на 15%

В 2015 году авторынок России просел на 36%. «В этом году, я думаю, будет продолжаться падение. Но, безусловно, не такое сильное. О тенденции по итогам только января говорить нельзя. Но все сигналы свидетельствуют, что в этом году авторынку страны лучше, чем в 2015 году, не будет», — заявил Зубарев.

По его прогнозам, в 2016 году объем сократится еще на 10-15%. Процент будет зависеть от общей экономической ситуации. «Когда это все закончится? В общем-то, автомобильный рынок — это лакмусовая бумажка экономики. Когда экономика начнет подниматься, когда начнут расти доходы населения, тогда начнет оживляться и подниматься авторынок России», — пояснил глава ТТС.

Зубарев рассказал, что никаких специфических проблем нет: «Просто падает и стагнирует экономика. Люди начинают меньше тратить, экономить. А траты на покупку машин — существенные расходы для большинства наших клиентов». Когда доходы падают, многие решают отказаться от такого приобретения.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
В общем-то, автомобильный рынок — это лакмусовая бумажка экономики. Когда экономика начнет подниматься, когда начнут расти доходы населения, тогда начнет оживляться и подниматься авторынок России

«Автомобиль покупается, как правило, чтобы обновить. Но кто-то предпочитает подольше поездить на старой машине, кто-то предпочитает купить более дешевую модель. Ну, что значит «предпочитают»? Не имеют возможности», — грустно усмехнулся Зубарев.

Опять же от недостатка денег многие начинают экономить на сервисе. Если раньше люди могли платить за качество и надежность сервиса, то сегодня единственный выбор, который стоит перед автовладельцами: где отремонтировать машину дешевле.

Цены на машины будут только расти

Прогнозируя изменение цен на рынке, глава ТТС заметил, что ему сложно отвечать на вопрос, потому что этот ответ огорчит читателей «Реального времени»: «Цены будут расти. Даже если ничего не будет меняться — цены будут расти».

Причина кроется в падении курса рубля. В каждом, даже отечественном, автомобиле есть достаточно большая долларовая составляющая. Ее цена в долларах осталась прежней. Однако сама американская валюта выросла в разы.

«Сегодня многие автопроизводители на территории России продают автомобили себе в убыток. Естественно, долго это продолжаться не может. Естественно, как-то постепенно рублевые цены будут расти», — заметил Зубарев. Он также пояснил, что впервые за долгое время купить автомобиль в России гораздо дешевле, чем за границей. Хотя раньше предпочитали перегонять авто из Европы, даже несмотря на таможенный сбор.

Сейчас на рынке наступает сложный период борьбы за выживаемость. Зубарев считает, что банкротства дилеров, уход компаний с рынка — неизбежны.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сегодня многие автопроизводители на территории России продают автомобили себе в убыток. Естественно, долго это продолжаться не может

ТТС, в свою очередь, закончил год «удовлетворительно, исходя из текущей ситуации», поделился Зубарев. Падение продаж оказалось ниже, чем в среднем по рынку. Также компания сумела увеличить долю и сохранить безубыточность. При этом Зубарев все еще недоволен работой в сфере обслуживания клиента. «Когда клиент приходит к нам, он не особо заморачивается, с кем говорит: с сотрудником салона или сервиса».

Крутое пике российского автопрома

Зашел разговор и об отечественном автопроме. «Дать объективное мнение я не могу, потому что не владею ситуацией изнутри. С ГАЗом мы, например, вообще не работаем», — предупредил Зубарев. Однако высказал свое мнение о работе АвтоВАЗа.

Сначала глава ТТС отметил успехи предприятия: улучшение модельного ряда, повышение качества автомобилей. «Но наряду с этим, видимо, были допущены какие-то ошибки. Потому что для меня непонятно, почему цены на автомобили ВАЗ росли быстрее, чем у зарубежных брендов. Казалось бы, импортная составляющая меньше, а цены росли.

Насколько я сужу по публикациям, при этом АвтоВАЗ снова умудрился заработать серьезный убыток. Видимо, в части повышения эффективности, экономии ресурсов, правильного распределения были допущены ошибки», — пришел к выводу бизнесмен.

По мнению Зубарева, предприятие неверно выстроило и ценовую политику с новыми автомобилями: «Даже хороший, достаточно хороший автомобиль, но по завышенной цене — его все равно брать не будут».

Место США заняла Корея

После громкого ухода General Motors с рынка России основную часть освободившегося места заняли Kia и Hyundai. «Все, конечно, от этого пирога отщипнули, от этого кусочка, точнее. Но львиная доля досталась корейцам».

Зубарев заметил, что сейчас у китайского автопрома нет марки, которая могла бы взорвать рынок Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Зубарев пояснил, что у автомобильных компаний КНР нет долгосрочной стратегии. Есть ситуативные решения вопросов, которые не подходят ТТС по идеологии. «Не хотелось бы начинать продавать, а потом не иметь возможности обслуживать, а потом быстро оттуда уходить. Хотя мы понимаем, что Китай в целом, китайская экономика находятся на подъеме. Рано или поздно китайские автомобили начнут занимать свою долю и на российском рынке», — предсказывает Зубарев.

Уникальные подержанные машины

Серьезную программу по развитию продаж подержанных машин в ТТС приняли три года назад. В прошлом году компания получила первый «осязаемый результат»: по итогам 2015 года «ТрансТехСервис» стал третьим в России.

«Почему стали этим заниматься? Посмотрите, весь мир этим занимается». Это потребность общества, это нужное дело, считает Зубарев. Пока что, по его словам, рынок подержанных машин похож на дикий.

«Помните, в 90-е годы мы все ходили за чем-нибудь на рынки. Потом появились торговые сети. Поначалу мы продолжали ходить на рынок, там было дешевле. Потом, пару раз получив некачественный товар, пошли в сетевые магазины», — по мнению Зубарева, так же будет и с продажей б/у машин.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Мне кажется, что за цивилизованной продажей подержанных машин будущее. А значит есть точка роста

«Нигде нет такого рынка подержанных машин, как в России (я имею в виду цивилизованные регионы, такие как Европа, Америка, многие развивающиеся страны). Когда это происходит через официального дилера — большая защищенность покупателя. Как минимум мы несем юридическую ответственность перед клиентом. Если вскроется вдруг какое-то нарушение, у него всегда есть к кому обратиться.

Во-вторых, мы проверяем юридическую чистоту. В-третьих — техническое состояние автомобиля. Думаю, мы определяем лучше, чем большинство клиентов. У нас есть такая установка — думаю, наши сотрудники ее выполняют, — откровенно и честно говорить о состоянии автомобиля клиентам. Для государства, наверное, это тоже выгодно, потому что мы налогоплательщики. Я не уверен, что все посредники, которые действуют на рынке, делают так же.

Мне кажется, что за цивилизованной продажей подержанных машин будущее. А значит есть точка роста. Мы ее определили давно, усиленно занимались — и имеем результаты», — констатировал гость редакции.

Если смотреть показатели 2015 года, то ТТС продал 40 тыс. новых и 14,5 тыс. подержанных автомобилей. Компания собирается увеличивать эту долю. До сих пор их продавали по системе trade-in. Теперь планируют внедрить и процедуру выкупа у желающих. Новым направлением станет trade-in на trade-in.

Для тех, кто решил купить в ТТС машину в обмен на старую, можно привезти в салон любой автомобиль. Если же клиент собирается продать машину салону, то его авто должно «представлять какую-то ценность». Машину совсем в плохом состоянии компания покупать не станет.

«Подержанный автомобиль — это такая уникальная штука. Если новый автомобиль можно сравнивать — есть такая комплектация, определенный цвет… Мы априори думаем, что они приблизительно одинаковы. Что касается подержанного, то вот есть у нас две тысячи машин на площадке — они все разные. Я бы, если покупал подержанную машину, пришел туда, где их много».

Официальные партнеры:

Информационный партнер:

Юлия Красникова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров