Новости раздела

«Тулпар Эйр»: рекордный результат в юбилейный год

2021 год для бизнес-авиации в глобальных масштабах оказался самым загруженным в истории

В минувшем году объемы авиаперевозок в мире продемонстрировали постепенное восстановление. Согласно данным ICAO, услугами авиакомпаний воспользовались 2,3 млрд человек, что больше, чем в пандемийный 2020-й, но почти на 50% меньше, чем в 2019-м. Согласно статистике, собранной аналитическим агентством «АвиаСтат», российские авиакомпании в минувшем году перевезли более 111 млн пассажиров. Это на 60% больше, чем в 2020-м, но на 13,5% отстает от результатов допандемийного 2019-го. По информации WINGX Business Aviation Bulletin, бизнес-авиация в 2021-м вновь демонстрирует активный рост: с января по декабрь бизнес-джеты совершили 3,3 млн рейсов по всему миру. Это на 7% больше чем в считавшимся рекордным 2019-м. Второй год подряд улучшает собственные рекорды и татарстанская авиакомпания «Тулпар Эйр». Подробности — в материале «Реального времени».

Пологий взлет объемов авиаперевозок

В минувшем 2021 году пандемия новой коронавирусной инфекции продолжила бить по кошелькам авиаперевозчиков мира. Улучшение показателей в сравнении с 2020-м аналитики ICAO отметили, но признали, что это — пологий взлет и до набора прежней высоты — показателей 2019-го, еще очень далеко. Общемировой коэффициент пассажирской загрузки пассажирских авиасудов составил всего 68% против допандемийных 82%. Суммарные убытки авиакомпаний в 2021-м достигли $324 млрд (в 2020-м году убытки достигали $372 млрд (данные ICAO).

В целом для мировой авиационной отрасли 2021 год был гораздо более удачным, чем 2020, однако до восстановления доковидного пассажиропотока весьма далеко. Спрос укрепился благодаря вакцинации и ослаблению ограничений, при этом новая волна штамма «омикрон» уже не оказывала столь значительного влияния на сокращение спроса на авиаперевозки, — в ответ на запрос «Реального времени» отмечает аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

В первом квартале 2021-го авиакомпании в массовом сегменте пассажироперевозок особых иллюзий и надежд не питали. Ряд авиакомпаний оказались слабее спровоцированных коронавирусом обстоятельств: шведская региональная авиакомпания Air Leap, лишь в 2018 году вышедшая на рынок, заявила о прекращении деятельности, оставив без оператора восемь маршрутов в Швеции, Норвегии и Финляндии. Признана финансово несостоятельной и выставлена на продажу крупнейшая авиатранспортная компания Грузии — Georgian Airways.

Во втором и третьем кварталах года постепенное ослабление ограничений на поездки в другие страны и регионы оживило туристические потоки. Но… общий показатель восстановления международных перевозок по итогам 2021 года составил лишь 28%. Ситуация с восстановлением внутренних авиаперевозок лучше: 68% к допандемийному.

Процесс восстановления отрасли в целом в государствах мира идет различными темпами: в числе аутсайдеров — страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Африканского континента, в Европе рост авиаперевозок пришелся преимущественно на разгар туристического сезона. Лучше дела обстоят в регионах Карибского бассейна, Латинской и Северной Америки. И мировым лидером по темпам восстановления авиаперевозок в 2021 году, несмотря на имеющееся отставание от показателей 2019 года, оказалась Россия.

В сегменте деловой авиации ситуация более благополучная. Пандемия, сначала также ударившая по эксплуатантам бизнес-джетов закрытием границ и массой ограничений, в конечном итоге подстегнула активность индивидуальных перелетов:

— Количество рейсов росло, что достаточно просто объясняется. Во-первых, желание людей летать после затяжного «нелетного ковидного периода». А во-вторых, риск заболевания в многолюдных местах подталкивал людей выбирать в пользу чартерных перевозок. Пассажиры, летавшие первым классом регулярных рейсов, стали чаще выбирать персональные перелеты, тем более что разница в цене при пересчете с учетом дополнительных удобств не такая уж и большая, — пояснил «Реальному времени» причины всплеска интереса к услугам деловой авиации Азат Хаким — основатель и председатель совета директоров авиакомпании «Тулпар Эйр».

Азат Хаким: «Рост спроса на чартерные перелеты объясняется желанием людей летать после затяжного «нелетного ковидного периода» и стремлением обезопасить себя от риска заболеть». Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

В Северной Америке по итогам 2021 года активность делового сегмента отрасли гражданской авиации возросла на 6%, в США — на 10%, в среднем по Европе популярность деловых авиаперелетов выросла на 5%. Самый активный рост трафика отмечен на Ближнем Востоке. Так, в ОАЭ бизнес-джеты совершили на 73% больше перелетов, чем в 2019-м.

«Деловая авиация процветала в 2021 году. Со второго квартала наблюдалось очень сильное восстановление, в основном за счет спроса на отдых, который развивался по мере ослабления ограничений на поездки», — приводит слова управляющего директора WINGX Ричарда Кое отраслевое издание bizavnews.ru.

Исторический рекорд внутрироссийских авиаперевозок

— Стоит отметить, что российские авиаперевозчики продемонстрировали лучшие в мире результаты по восстановлению внутреннего пассажирооборота в 2021 году. Пассажиропоток российских авиакомпаний в 2021 году вырос на 60% (г/г), до 111 млн человек, что лишь на 13,3% ниже показателя 2019 года. Рост был обусловлен в первую очередь увеличением количества пассажиров на внутренних рейсах — авиакомпании сделали ставку на расширение маршрутной сети внутри страны, увеличив при этом долю межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву и Санкт-Петербург, — в своем комментарии «Реальному времени» подчеркнула аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

Если по международным маршрутам (в границах и за пределами СНГ, — прим. ред.) в 2021 году летали лишь 23,5 млн человек (против более чем 55 млн в 2019-м), то на внутрироссийских линиях отмечен исторический максимум: 87,5 млн. Для сравнения — в допандемийном 2019-м показатель составлял лишь чуть более 73 млн, — отмечается в аналитической справке агентства «АвиаСтат».

В минувшем году резко возрос объем внутрироссийского пассажирооборота. Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Значительно прибавили и компании, представляющие в России нишу деловых авиаперевозок. По данным, опубликованным в обзоре WINGX Business Aviation Bulletin, общий рост перевозок бизнес-джетами в стране составил почти четверть к уровню 2019 года.

Еще один важный момент состоит в том, насколько активно сравнительно небольшое число российских авиакомпаний, относящихся к бизнес-направлению гражданской авиации, укрепляли в минувшем году материально-техническую базу. По итогам года их суммарный авиапарк пополнился 40 новыми машинами (для сравнения — в 2020-м Россия закупила всего 10 бизнес-джетов). Два самолета — приобретение татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр».

«Тулпар Эйр» почти вдвое нарастил выручку и прибыль

Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета, — прим. ред.), минувший год авиакомпания «Тулпар Эйр» завершила обновив свой личный рекорд.

Так выручка от реализации услуг по итогам 2021-го, достигла 1,33 млрд рублей, что на 75%, или 571 млн рублей выше результатов тоже очень удачного для компании 2020-го и на 66% (532 млн рублей) превышает плановый показатель авиакомпании на отчетный год.

Себестоимость оказанных услуг составила 1,1 млрд рублей. Чистая прибыль превысила 112 млн рублей против 72 млн рублей годом ранее. Рост к 2020 году составил 55%. В компании отмечают, что с учетом всех внешних факторов рассчитывали на чистую прибыль всего в 14 с небольшим миллионов рублей. Достигнутые по итогам года результаты превышают прогнозные почти в семь раз.

В минувшем году авиакомпания приобрела в собственность два самолета: Bombardier Challenger 300 и Challenger 850. Это значительно увеличивает оперативность организации рейсов и возможности для наших клиентов. Мы также увеличили парк эксплуатируемых воздушных судов сторонних заказчиков и нарастили число коммерческих рейсов для третьих лиц, — пояснил причины, приведшие к столь значительным экономическим результатам, Азат Хаким.

Рентабельность от продаж составила почти 12%, а рентабельность авиакомпании по чистой прибыли — около 8,5%.

2022-й: работа в новых условиях

Еще в самом начале 2022 года аналитики от мира гражданской авиации делали осторожные прогнозы по продолжению постепенного восстановления отрасли. К концу текущего года в целом по миру, согласно оптимистичному варианту предположений экспертов ICAO, объем пассажирских перевозок должен был приблизиться к 86% от допандемийного уровня. При этом международные авиаперевозки успели бы восстановиться почти на ¾ от уровня 2019 года, а внутренние — до 95%.

По прогнозам Bain & Company, сделанным в конце декабря 2021 года, суммарный пассажиропоток авиакомпаний в России в 2022 году должен был вырасти почти на 10% и составить 120 млн человек (против 111 млн в 2021-м, — прим. ред.), с постепенным сокращением внутрироссийского и ростом международного трафика.

Ужесточение антироссийских санкций не позволяет делать оптимистичные прогнозы. Ожидаемый пассажиропоток российских авиакомпаний в 2022 году — около 100 млн человек. Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Однако ужесточение антироссийских санкций, серьезно ударивших и по отрасли авиаперевозок, заставили пересмотреть прогнозы. Так, общий пассажиропоток, по мнению министра транспорта РФ Виталия Савельева, в 2022 году не превысит 100 млн человек. На долю международных перевозок придется всего порядка 10% от этого числа. Причем, как отметил глава Минтранса, и этот прогноз может оказаться излишне оптимистичным в свете того, что практически каждый второй из 1 367 эксплуатируемых в России самолетов, находится в лизинге у зарубежных компаний, готовых отозвать договоры и потребовать возврата авиатехники. Эту же проблему считает ключевой для отрасли и эксперт «Финам» Наталья Пырьева.

— Глобальное влияние на авиасектор России будет оказывать в течение 2022 года вопрос с зарубежными самолетами, часть из которых необходимо вернуть европейским лизингодателям, а другую часть будет невозможно обслуживать и продлевать сертификаты. В то время как отечественное авиапроизводство только набирает обороты и в кратчайшие сроки не сумеет заменить зарубежную технику на нашу. Наиболее оптимистичная версия дальнейшего развития событий основывается на том, что западным коллегам (представителям авиаотрасли и индустрии туризма) введенные санкции в адрес России тоже экономически невыгодны, — предполагает эксперт.

На тот период, пока на чашах весов коллективного Запада в поисках верного решения качаются с одной стороны политические амбиции, а с другой здравый смысл и экономическая рациональность, Россия планирует больше летать по оставшимся открытыми маршрутам: в Турцию, Египет, ОАЭ, а также в Шри-Ланку, где с недавних пор отменены все карантинные ограничения, и ряд других направлений в дружественные страны. Кроме того, будет наращивать авиаперевозки внутри страны. Это одна из задач, поставленных президентом страны 31 марта в ходе совещания по вопросам развития авиаперевозок и авиастроения.

— Объем внутрироссийских авиаперевозок в текущем году, конечно, должен вырасти по сравнению с прошлым годом. Число перевезенных пассажиров по итогам года должно составить не менее 100 млн человек. Поэтому, в дополнение к уже действующим мерам государственной поддержки, включая льготные билеты на Дальний Восток и в другие регионы, прошу правительство запустить масштабную программу, по компенсации части стоимости билетов на внутренних рейсах, которые состоятся в самый активный период перелетов — с апреля по октябрь текущего года, — обратился к правительству на недавнем совещании Владимир Путин.

Не планируют снижать активности и представители бизнес-авиации.

— Все эксплуатируемые нами воздушные суда находятся в собственности и в российской регистрации. Так было всегда — с самого основания в 1991 году. Еще одним преимуществом «Тулпара» является наличие собственного независимого провайдера услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов ООО «Тулпар Техник», который создали в 2010 году, выделив авиационно-техническую базу из состава авиакомпании в самостоятельное предприятие. За 12 лет «Тулпар Техник» вырос в своих компетенциях настолько, что на сегодняшний день даже тяжелые формы ТО иностранных ВС выполняем в Казани, не перегоняя самолеты за границу, — подчеркнул Азат Хаким. То, что часть неба закрыта, конечно, придется решать, удлиняя маршруты через дружественные России государства. С другой стороны, клиенты, заказывая услугу компании, это прекрасно осознают.

Как будут развиваться события — покажет время. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что антироссийская санкционная политика — палка о двух концах, и зарубежные производители самолетов, компании, предоставляющие воздушные суда в лизинг, а также те, кто занимаются авиаперевозками, — также терпят убытки. Об этом министр транспорта РФ Виталий Савельев говорил в своем выступлении перед сенаторами в Совете Федерации. Только за счет изменения авиалиний и необходимости облетать территорию России, зарубежные авиакомпании в год будут терять до $3 млрд. Еще около $7 млрд может составить недополученная от россиян прибыль мировой туриндустрии. И это только два пункта из обширного списка вероятных убытков глобальной экономики от агрессивной санкционной политики. Рано или поздно придется искать компромиссы.

Арсений Фавстрицкий
БизнесТранспорт Татарстан Авиакомпания Тулпар ЭйрХаким Азат Муртазович

Новости партнеров