Новости раздела

Волейбол указывает на то, какой спорт в России «самый здоровый»

Регби показывает, какие сложности ожидают российский спорт

В субботу два казанских волейбольных клуба одержали очередные победы. «Зенит-Казань» переиграл в Новосибирске местный «Локомотив», а «Динамо-Ак Барс» разгромило дома краснодарских одноклубниц. Но волейбол «прямо сейчас» важен не только текущими результатами — этот вид спорта подсказывает правильную стратегию развития.

По текучке

Окончившийся зимний период поставил российский волейбол перед двумя фактами. Во-первых, как пошутил кто-то в интернете, COVID-19 прекратил свою деятельность в России и отозвал все бактерии — практически все волейбольные команды вышли в весну здоровыми. Переносы игр, связанные с эпидемией в Калининграде и Москве, позади, и команды снова находятся в боевых составах. Во-вторых, европейский сезон закончен, хотя именно волейбол выглядел наиболее успешным среди всех командных видов спорта в России. Достаточно сказать, что в полуфинал женской Лиги чемпионов вышли все три российских участника, по два представляли Италию и Турцию, один — Польшу. И кто бы из них ни победил в итоге, они будут помнить, что путь к трофею был расчищен за счет дискриминационного решения в адрес российского спорта.

Если попробовать поискать какое-либо положительное зерно в сложившейся ситуации, то обнаружится, что именно российский волейбол, причем как мужской, так и женский, может спокойно ждать следующий сезон. Даже сейчас в общей сложности 28 команд потеряли небольшое количество игроков с Украины, выступавших в мужских командах, и поменяли одного титульного спонсора. Вместо Parimatch-чемпионат России он называется теперь Paribet-чемпионат России. В своих командах остались даже «проблемные» с точек зрения других видов спорта поляки. Бартош Беднож до сих пор феерит в «Зените-Казань», а Мальвина Смажек осталась в Калининграде, успев опубликовать в своих соцсетях текст, объясняющий принятое ею решение. Теперь она вместе с подругами по команде будет ждать 30 марта в гости «Динамо-Ак Барс», чтобы наконец-то сыграть злополучный матч чемпионата России, который одновременно станет и Суперкубком-2022.

Потери среди украинцев настолько ничтожны, что их с лихвой перекрывают новости о пробоинах в составах футбольных команд, которые были обнаружены к концу текущей недели. К уже тонущему «Краснодару» вдруг добавился «Ростов», который покинули сразу пять иностранцев, и «Рубин» с двумя потерями. Но и здесь невозможно разглядеть никакой тенденции, поскольку в тот же «Краснодар-2», выступающий в чемпионате ФНЛ, пришли два нигерийца из болгарского «Ботева» — полузащитник Ифеани Давид и нападающий Джонатан Окоронкво. Окоронкво даже успел забить мяч в игре последнего тура с «Факелом», ломая все стереотипы о футбольном «Краснодаре». Теперь в первой команде почти сплошь россияне, зато в «Краснодаре-2» уже три нигерийца.

В чем феномен российского волейбола?

На Олимпиаде в Токио только волейбол был представлен обеими сборными, а мужская завоевала серебро. Российский волейбол суммарно является самым успешным видом спорта среди «коллег»: шесть комплектов медалей, из которых выделяется золото Лондона-2012, и ни одного пропущенного олимпийского старта, чем не может похвастать ни один игровой вид спорта. Логично было бы узнать фундамент этих результатов, с учетом того, что российский волейбол никогда не менял норму регламента, не позволяющую его командам заключать контракты более чем с двумя легионерами.

В то же время остальные сборные по игровым видам спорта выдавали результат «на гора» за счет советского прошлого. Но к 2004 году плодотворный советский горшочек перестал «варить» и готовить чемпионов, и когда поскребли по его донышку, завоевав две бронзы в мужском гандболе и водном поло, а также в женском гандболе (третье место сборной Украины), то горшочек-то и опустел. Что касается российского мужского волейбола, то сборная за все девяностые завоевала только две медали чемпионатов Европы. В том числе и потому, что в ее составе было крайне мало экс-игроков сборной СССР. Зато возникла необходимость интенсивно развивать волейбол в новых социально-экономических условиях, с чем достаточно успешно справлялись. С улучшением положения в стране, в том числе политического и экономического, появилась возможность приглашать в наш чемпионат хороших легионеров, и тут федерации нужно выразить уважение, поскольку она не поддалась на желание увеличивать количество иностранцев, как было в некоторых других видах спорта, таким образом «угробивших» сборные. Вот и все ответы на вопрос: почему во втором десятилетии одни сборные коллекционировали медали, а другие остались на голодном пайке, хотя зачастую финансировались куда лучше.

Первый президент федерации волейбола России Валентин Жуков многое сделал для создания в Новомосковске команды «Танаис», прообраза молодежной сборной страны тех лет. Там набирались опыта будущие сборники Александр Березин, Алексей Казаков, Сергей Тетюхин, как и омич Алексей Бабешин, Илья Хитушкин из Нижнего Новгорода, местный воспитанник Владимир Касторнов, кстати, сын волейболистки Валентины Ларюхиной. Екатеринбургская школа волейбола Валерия Алферова, новые команды в Белгороде, Нижневартовске, Уфе и, в конечном итоге, в Казани и стали фундаментом побед волейбола, развитие которого пришлось не на денежные годы, а на лихие девяностые, не в эпоху экономического развития, а на пике разрухи.

Регби уже живет в новых реалиях и принимает новые правила

Исполнительный директор казанской регбийной команды «Стрела» Альфред Хисамов отметил, что возобновление чемпионата страны накладывается на сложный период, связанный не только с серьезной угрозой на Украине, но и экономическими проблемами после повышения курса доллара. Уже есть слухи о потерях в командах, но связаны они скорее с экономикой, чем с политикой: «Рубль очень сильно обвалился, и легионеры теряют в зарплате практически в два раза. Это связано с тем, что в нашем клубе все получают в рублях без всякой привязки к курсу доллара».

Где-то, может быть, были зарплаты в валюте, но и их сейчас зафиксировали на уровне 90 рублей за доллар, а это, как ни крути, потери в заработной плате. В будущем, кстати, все команды обяжут заключать контракты только на рублевой основе. Федерация регби ввела «антикризисный» лимит зарплат с потолком, из-под которого можно вывести двоих игроков. Более того, обговаривается вариант с сокращением легионеров с нынешних двух на трех в заявке и двух на поле. Стоит отметить, что в «Стрелу» брали иностранцев с перспективой в дальнейшем поменять им спортивное гражданство после 5 и более лет пребывания в российском чемпионате, сейчас этот план выглядит неосуществимым. Кстати, и восемь иностранцев для регбийной заявки из 35 спортсменов — это совсем немного. Вот подобные «антикризисные» меры выглядят очень кардинальными для российского чемпионата, учитывая, что сам сезон стартует уже нынешним летом.

Стоит также отметить, что легионеры в регби представляют либо Африку, либо Грузию, причем зачастую они так или иначе связаны с Россией, как, к примеру, два «стрелка» Нико Казаликашвили и Гиорги Холуашвили. Даже украинец Вячеслав Красильник, у которого уже есть российский паспорт после почти десятилетнего проживания здесь, но родные и близкие остались на Украине. По словам Хисамова, регбисты-африканцы вообще непритязательны, достаточно напомнить о возвращении Кобуса Мараиса из чемпионата Франции. Четыре прошлогодних легионера «Стрелы» вернулись на родину только потому, что им предложили выгодные контракты.

Джаудат Абдуллин
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Спорт Татарстан

Новости партнеров