Дамир Мухетдинов: «Решение о вхождении в СМР, наверное, не в полной мере зависит от муфтия Татарстана...»
Пойдет ли Талгат Таджуддин в подчинение Гайнутдина, почему сунниты не воюют с шиитами, и что делает заммуфтия России в Ленинграде
Совет муфтиев России намерен продолжать взаимодействовать с Турцией, не исключает возвращения под свое крыло ДУМ Татарстана и вхождения в его состав «епархии» Таджуддина — ЦДУМ России. Также определен представитель от Духовного управления мусульман РФ в Болгарской исламской академии. Обо всем этом в эксклюзивном интервью корреспонденту «Реального времени» рассказал первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов.
Турецкий гамбит
— Дамир хазрат, в последнее время отношения России и Турции заметно ухудшились. Вместе с тем многие духовные управления сотрудничали с Управлением по делам религий Турции (Диянет), в частности с его руководителем Мехметом Гермезом. Будет ли ДУМ РФ дальше взаимодействовать с турецкой стороной?
— Есть, конечно, некоторые опасения. Россия в прошлом вела войны с Турцией, Османской империей, но взаимоотношения людей никогда не прерывались. Могли временно приостановиться, охладиться, уйти в подполье, приобрести какой-либо иной характер, но братские отношения, которые тысячелетиями строились на принципах религии, единокровия, не прекращались. Тем более в последние десятилетия россияне полюбили Турцию и как место для ведения бизнеса, отдыха, получения образования. Поэтому, несмотря на охлаждение взаимоотношений между Россией и руководством Турецкой Республики, народная дипломатия, особенно религиозные деятели, должны, наоборот, свою работу продолжать. Все, что пойдет на пользу, будет сближать наши народы, наши государства, они должны такую работу вести и искать новые площадки для совместного сотрудничества. Поэтому какой-то трагедии в сложившейся ситуации я не вижу.
Если мы говорим о тех структурах или организациях, которые придерживаются радикальных экстремистских взглядов, или когда нам становится известно, что на территории Турции отдельные боевики получают реабилитацию, лечение, финансирование, это не может не пугать российских мусульман, наше государство. Иначе это может в той или иной мере обернуться против нашей страны. Поэтому надо учитывать всю палитру взаимоотношений в этом вопросе, осторожно, но не останавливая наши отношения в поступательном развитии вперед.
Судьба ДУМ Татарстана и новое неожиданное заявление Таджуддина
— Какое-то время Духовное управление мусульман Республики Татарстан входило в состав Совета муфтиев России. Сейчас не входит. Нет ли у СМР планов вернуть татарстанский муфтият под свое крыло?
— В 1996 году, когда создавался Совет муфтиев России, инициатива частично исходила от регионов — Башкортостана (Нурмухамета Нигматуллина), Татарстана (на тот момент от Гусмана Исхакова), азиатской части России (Нафигуллы Аширова), Равиля Гайнутдина и ряда других. Они предложили создать некий орган, который координировал бы их деятельность, отстаивал их права перед лицом государственных органов и способствовал широкому признанию как субъекта российских мусульман за рубежом.
На протяжении многих лет мы видели разные действия чиновников: и попытки создать параллельные структуры против Духовного управления мусульман и Совета муфтиев России, были попытки вычленить из нашего состава ряд духовных структур. Но время показывает, что подобные планы, тенденции не возымели успеха. Многие из тех, кто были во главе таких планов, проектов, уже не работают в системе администрации президента, правительства Российской Федерации и других органов. Многие имамы, которые совершили недальновидные поступки и принимали необоснованные решения, объявляя о выходе из состава СМР или создавая параллельные структуры, уже пожалели. Более того, ряд религиозных общин повторно изъявили желание вернуться в состав Духовного управления мусульман РФ или Совета муфтиев России. Конечно, мы откликнулись. Такие процессы идут.
— Какие управления этого захотели?
— Например, Единое духовное управление мусульман Пензенской области. В Екатеринбурге на стадии оформления. Есть еще ряд структур, которые я пока не буду озвучивать.
«Мы не сказали «против», мы не сказали «за». Мы сказали, что необходимо соблюсти юридические процедуры, которые подтвердят слова Таджуддина или опровергнут их». Фото Максима Платонова
— Так что с татарстанским муфтиятом?
— Решения, наверное, не в полной мере зависят от муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Есть, наверное, позиция республиканской власти. Потому что эпоха, когда ДУМ Республики Татарстан входило в состав Совета муфтиев России, на тот момент ассоциировалась с первым президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Новый глава региона и выход из структуры по времени как-то совпали.
Несмотря на все это, у нас добрые конструктивные отношения с ДУМ РТ после всех тех моментов, которые имели место. После ухода Гусмана Исхакова с поста муфтия были натянутые отношения. На сегодняшний день они более конструктивные. Мы совместно проводим мероприятия, принимаем участие в форумах, конференциях на московской и казанской площадках. Вектор, который сейчас задан, витает в воздухе, обсуждается рядовыми имамами, рядовыми мусульманами, говорит о том, что мусульмане должны быть едины, объединяться и быть под одним духовным лидером, подчиняясь одному духовному центру.
Совсем недавно муфтий Талгат Таджуддин заявил о вхождении Центрального духовного управления мусульман России в состав Совета муфтиев России. Мы ответили, что сия процедура должна быть оформлена правильно, грамотно на бумаге. Потому что есть съезд организации, который уполномочен принимать соответствующее решение. Мы не сказали «против», мы не сказали «за». Мы сказали, что необходимо соблюсти юридические процедуры, которые подтвердят слова Таджуддина или опровергнут их.
В целом по стране, и среди духовенства, и мирян, ощущение единства есть. И в этом направлении мы все движемся.
«На Ближнем Востоке Иран не воюет с суннитами, и сунниты не воюют с шиитами»
— На днях произошел исторический диалог между московским патриархом Кириллом и Папой Римским. Возможен ли подобный диалог между суннитами и шиитами?
— Диалог между суннитами и шиитами никогда не прекращался. Если последний год и удалось кому-то раскачать в ряде регионов, то это не говорит, что в глобальном плане или региональном между суннитами и шиитами нет диалога. Например, в мероприятиях, которые проводим мы в Москве или на других площадках, традиционно одним из соорганизаторов является крупный международный университет «Аль-Мустафа», расположенный в Куме (Иран). Он представляет шиитское направление. Также в конференциях принимают участие первые лица, аятоллы Ирана.
«В мероприятиях, которые проводим мы в Москве или на других площадках, традиционно одним из соорганизаторов является крупный международный университет «Аль-Мустафа», расположенный в Куме (Иран). Он представляет шиитское направление». Фото islamreview.ru
Россия могла бы послужить таким хорошим примером. На Ближнем Востоке Иран не воюет с суннитами, и сунниты не воюют с шиитами. Речь идет о политическом влиянии в регионе. Но оспаривание этого политического влияния сложилось не 10-20 лет, оно сложилось на протяжении тысячелетий. И до пророка Мухаммада были все эти тенденции. Это историческое соперничество тюркского мира, которое можно выразить Османской империей и ее правопреемником Турцией, мира персов и арабского мира. Поэтому мы можем видеть, как сунниты между собой не находят общего языка. Это общая наша проблема, которую все наши религиозные деятели должны понимать. Если не будет поступательного развития вперед и призыва к миру и диалогу, то мы весь мир зальем кровью и превратим в плацдарм войны.
«Посланник» ДУМ РФ в Болгаре
— Одним из учредителей Болгарской исламской академии выступает Духовное управление мусульман Российской Федерации. Определен ли человек, кто будет представлять ДУМ РФ в Болгаре?
— Есть доверенность муфтия, что все переговоры от имени нашей организации подписывает первый заместитель — Мухетдинов Дамир Ваисович, то бишь я. Будет ли потом выражаться мое представительство документально? Для этого нужно утвердить устав академии, зарегистрировать в минюсте, избрать или назначить руководителя. Потом этот вопрос будет более актуален.
Ленинградские планы
— Недавно вы, Дамир хазрат, стали имам-мухтасибом Петербурга и Ленинградской области. Какие ставите перед собой планы и цели в этой должности?
— В Санкт-Петербурге и Ленобласти не один десяток лет действуют мусульманские общины в юрисдикции ДУМ европейской части России, а ныне ДУМ Российской Федерации. За увеличением их численности, ростом запроса на духовное и религиозное воспитание, наставничество естественным образом последовало расширение и укрепление штата духовенства, работающего на Северо-Западе.
«Если мы говорим, что Санкт-Петербург — город культуры и учености, то и мусульманская часть петербуржцев должна на этой плодородной почве давать свои плоды». Фото dumrf.ru
Моим предшественником на этом посту был Мунир хазрат Беюсов, которым была проделана большая работа по налаживанию живого пастырского общения с верующими, сотрудничеству с лидерами общин и диаспор. Передо мной муфтием Гайнутдином поставлена новая планка. Санкт-Петербург — второй по значимости город России, с ним связана деятельность целой плеяды видных татарских ученых, среди которых и Хусаин Фаизханов, и Атаулла Баязитов, и гений своего времени Муса Бигиев. Мусульманскую общину северной столицы в ее интеллектуальной, культурной составляющих нужно стремиться поднять именно до такого уровня.
Если мы говорим, что Санкт-Петербург — город культуры и учености, то и мусульманская часть петербуржцев должна на этой плодородной почве давать свои плоды. Над поставленной задачей работаем активно. Регулярно встречаюсь с Михаилом Борисовичем Пиотровским [историк-востоковед, гендиректор Государственного Эрмитажа. — прим. ред.] в рамках реализации правительственной программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Ряд студентов поступили в СПбГУ по направлению ДУМ РФ. Учреждена газета «Аль-Минбар», открыт духовно-просветительский центр «Луч», готовимся к проведению в ближайшие месяцы двух научных конференций.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Дамир Ваисович Мухетдинов — первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ; имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области; ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова.
- Родился в 1977 году в Горьком.
- В 1995 году закончил медресе «Нур аль-Ислам» (Башкортостан). В 1999 году закончил Институт арабского языка Университета «Умм аль-Кура» в Мекке (Саудовская Аравия). В 2003 году окончил факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В 2005 году получил степень магистра. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию по политологии.
- С 2011 года — первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации.
- C 2010 по 2012 годы — спецпредставитель Совета муфтиев России по работе со странами СНГ.
- С 2012 по 2014 годы — член Общественной Палаты РФ.
- С 2015 года — заместитель директора Центра арабистики и исламоведения ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.
- С 2015 года — имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- Автор и соавтор сотен книг. Главный редактор газеты «Медина аль-Ислам», журнала «Ислам в современном мире» и порталов IslamRF.ru, DumRF.Ru, IslamSNG.Ru.