Новости раздела

Резеда Ахиярова: «Особенно радует, что среди новых имен композиторов в Татарстане есть и мужские»

О современном языке татарской оперы, переживаниях за композиторов Татарстана и служении музам, которое не терпит суеты

Резеда Ахиярова: «Особенно радует, что среди новых имен композиторов в Татарстане есть и мужские»
Фото: Максим Платонов

Автор опер «Любовь поэта» и «Сююмбике», балета «Золотая орда», народная артистка Татарстана Резеда Ахиярова как-то незаметно для непосвященного взгляда вдруг стала классиком татарской музыки. Ведь широким массам она более известна как композитор-песенник: ни одна татарская свадьба не обходится без ее песен, ни один праздник. Но она еще и мастер крупной музыкальной формы — вот и сейчас работает над новым балетом. Причем делает это настолько секретно, что, когда в ее дом входят посторонние, партитура мгновенно убирается с фортепиано. О чем будет новое произведение и когда состоится премьера, как девочка из башкирской деревни превратилась в законодателя музыкальной моды и почему сегодня молодежь не рвется идти в композиторы, Резеда Ахиярова рассказала «Реальному времени».

Премьеру ждем в 2023 году

Элегантная в одежде и выдержанная в общении, Резеда Ахиярова не сразу пускает в свой мир чужаков. Но потом открывается и охотно рассуждает практически на все темы, но… кроме будущего балета. Композитор рассказывает: пишет она, не дожидаясь вдохновения. Все ее близкие и коллеги знают, что в первой половине дня Резеду Закиевну беспокоить нельзя — это время посвящено исключительно работе.

Однако завесу тайны она все же немного приоткрыла: премьера намечена на 2023 год, балет создается в содружестве с Ренатом Харисом, и в его основу тоже положен исторический сюжет. А вот какой — большой секрет.

— Сейчас идет активная работа над музыкальным материалом. Я привыкла вникать во все подробности постановки, ведь за композитором не только музыка. Посмотрите, на афише веками пишутся название и автор музыки. Так что спрос в первую очередь будет с меня, если что, — рассказывает композитор.

Я привыкла вникать во все подробности постановки, ведь за композитором не только музыка. Посмотрите, на афише веками пишутся название и автор музыки. Так что спрос в первую очередь будет с меня, если что.

«Сочинять начала сразу, как только села за инструмент»

Будущая знаменитость родилась в башкирской деревне Верхнее Яркеево, недалеко от границы с Татарстаном. Родители — представители татарской интеллигенции. Мама была ученым-лингвистом, занималась проблемами преподавания русского языка в национальной школе. Именно она и стала инициатором переезда семьи в Казань. Маленькая Резеда, придя в детский сад, говорила только по-татарски, как это было заведено в семье, так что русский язык она быстро начала осваивать в компании сверстников, для начала переиначивая татарские слова для простоты объяснения. Однако в семье было по-прежнему строго заведено говорить на родном языке.

В первом классе ее отдали в музыкальную школу, а в доме появилось пианино:

— Я поступила в седьмую музыкальную школу, рядом с домом — выходишь из подъезда и сразу входишь в подвальчик музыкалки, все рядом. Пианино помню, как привезли. Его распаковали, и по дому разлился неповторимый запах свежего дерева, лака. Это был большой черный инструмент марки «Казань». Нотной грамоты я тогда не знала, но сразу принялась что-то сначала бренчать, а потом наигрывать незамысловатые песенки собственного сочинения.

Кстати, первые произведения, написанные в возрасте 7—8 лет, заботливо прибранные мамой, Резеда Закиевна до сих пор хранит в своем личном архиве. Как сочинила одно из них — «Я скучаю по папе» — она помнит до сих пор:

— Папа часто уезжал в командировки. Как-то я села за инструмент и начала наигрывать грустную мелодию. Мама спросила, как она называется, и я вдруг так и ответила: «Я скучаю по папе». Потом и вальсы-фантазии, и другие песенки были. Да, сочинять начала сразу, как только села за инструмент.

Родители поддержали девушку и в выборе будущей профессии. Для Резеды Закиевны даже не стоял вопрос заканчивать 10 классов — только музыкальное училище, куда она и поступила. Там и познакомилась с первым мужем в 18 лет.


«Если за тобой не стоит семья и бытовые хлопоты — пиши музыку хоть с утра до вечера!»

Обычно так случается, что за каждым великим мужчиной тенью стоит его гениальная в обустройстве быта жена. А вот у Резеды Ахияровой все сложилось иначе — и счастливо. Она была дважды замужем, но подчеркивает: именно «за мужем» в буквальном смысле. Оба супруга, музыканты, не только не ревновали коллегу-жену к успеху, но и сами старались обеспечить ей безбедную и комфортную жизнь. Но она признает: бытовые хлопоты все-таки были на ней.

— Я никогда не работала в учреждении, на службе, только дома за инструментом или позже за компьютером. Всю жизнь, как говорится, на самоокупаемости. Но, как учила меня мама, на столе всегда должен быть приготовленный обед, в доме — чистота, ребенок здоров, а муж доволен. Наверное, в этом и есть отличие женщины-композитора от мужчины такой профессии. Если за тобой не стоит семья и бытовые хлопоты — пиши в свое удовольствие музыку хоть с утра до вечера! — делится мыслями наша собеседница.

А еще рассказывает о своих кулинарных талантах:

— Я всегда очень любила готовить. Конечно, могу приготовить любое национальное блюдо, но не особенно горю желанием. В школе я изучала немецкий язык, а дома как раз было много книг и журналов на немецком. Так я переводила рецепты из них, и на столе всегда стояли необычные изысканные яства, каких не было ни в одной семье.

Если за тобой не стоит семья и бытовые хлопоты — пиши в свое удовольствие музыку хоть с утра до вечера!

«Именно благодаря мужу нам удалось безбедно прожить лихие девяностые»

Первым мужем Резеды Закиевны стал ее однокурсник Яков Ильич Туркенич (сейчас он работает директором Детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского).

— Мы учились вместе, поэтому переход наших дружеских отношений в семейные был вполне логичным. Вместе закончили теоретико-композиторский факультет Казанской консерватории. На третьем курсе и родилась у нас дочка Алина. В браке мы прожили 17 лет. Его судьба тоже очень успешно сложилась. Он замечательный пианист и педагог, — рассказывает Ахиярова.

Второй супруг, Олег Любивец, был композитором. Закончив Гнесинку, он долго работал в Москве, писал музыку для цирковых коллективов. Сотрудничал в качестве главного дирижера с цирком Юрия Никулина на Цветном бульваре. До сих пор под его произведения работают многие творческие коллективы страны. После свадьбы с Резедой Закиевной он переехал в Казань. Супруги счастливо прожили в браке 23 года, но шесть лет назад наша героиня овдовела...

— Творческая деятельность Олега Николаевича в большей степени была связана и с зарубежными контрактами. Он писал музыку для разных цирковых шоу. Именно благодаря ему нам удалось безбедно прожить лихие девяностые, когда многие люди творчества или погибали, или становились челночниками-продавцами. Он уехал тогда в Америку, где зарабатывал деньги, и мы с дочкой могли себе купить все для жизни. Потом были контракты в Японии, других странах. Да, я была в полной мере «за мужем», — говорит собеседница.

Понятный миру язык татарской оперы

Соответственно, творческой конкуренции в семье не было. Резеда Ахиярова могла полностью погрузиться в музыку. Она даже не берется перечислять всех исполнителей ее песен — так их много, но особенно отчетливо, в деталях ей помнится рубеж перехода к крупной музыкальной форме. Тяжелее всего ей далась первая опера — «Любовь поэта», потому что композитор не знала, как писать ее:

— Дело в том, что это должна быть истинно татарская опера, но важно было не перебрать с национальным колоритом, не погрязнуть в национальных интонациях. Сложность — выработать тот язык, к которому я в итоге пришла. Образцов не было. Те татарские оперы, которые я слушала до этого, мне не нравились. Во-первых, они не были востребованы и практически не ставились. Во-вторых, музыка не вдохновляла своим узким национальным мышлением. Я хотела найти такой язык, чтобы музыка нравилась всем людям в мире, не только татарскому слушателю.

Это было дальновидным решением. Сейчас произведения Ахияровой востребованы по всему миру, в том числе их часто показывают по международному телеканалу «Меццо», а на спектакли с удовольствием ходят представители разных национальностей.

Я хотела найти такой язык, чтобы музыка нравилась всем людям в мире, не только татарскому слушателю.

«В ближайшее время женщина не станет, скажем, президентом Татарстана»

Как известно, жизнь и творчество Габдуллы Тукая привлекает многих музыкантов, однако до Ахияровой дальше худсовета ни одно крупное музыкальное произведение о нем не пошло. И вдруг — «Любовь поэта».

— Я рада, что именно мне удалось показать личность этого великого человека миру, широкой мировой общественности, культурной интеллигенции. Так и с Сююмбике — это ведь самая известная татарская женщина, и единственный, пожалуй, момент в нашей истории, когда представительница слабого пола была у власти. И будет ли когда-то разрешена эта проблема — я не очень питаю иллюзии. В ближайшее время женщина не станет, скажем, президентом Татарстана — если только в очень отдаленном будущем, — размышляет композитор.

Резеда Ахиярова, рассказывая про «Сююмбике», сама подняла тему мужского и женского в творчестве и профессии: «Для меня важен не пол героя, а его личность, насколько она грандиозна в сознании народа».

Насколько нужна самой женщине власть и большая ответственность? Наша собеседница считает, что не только в России, но и в мире жизнь часто сама ограничивает женщин тремя «К», как говорят немцы: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь). На большую общественную деятельность шансов больше у свободных от семейных уз дам, за которыми не стоят дети, муж, престарелые родители. Кроме того, необходимость всегда быть сильной, принимать решения, как это приходится, например, делать бизнесвумен, в итоге и на характер накладывает свой отпечаток, оттесняя женственность. Так что Резеда Закиевна признает: главными жизненными ориентирами для нее, пожалуй, стали семья и творчество.

Сююмбике — это ведь самая известная татарская женщина, и единственный, пожалуй, момент в нашей истории, когда представительница слабого пола была у власти. И будет ли когда-то разрешена эта проблема — я не очень питаю иллюзии.

«В Зайтуне сразу слышала Венеру Ганееву»

Известно, что Гузель Яхина, когда писала роман «Зулейха открывает глаза», держала в голове: если по книге будет ставиться фильм, то исполнять главную роль в нем будет только Чулпан Хаматова. Резеда Ахиярова никогда не сочиняла музыку «под кого-то». Даже «Сююмбике». Но когда она писала первую оперу о Тукае, в партии Зайтуны слышала голос своей доброй подруги и гениальной певицы Венеры Ганеевой. Именно она и стала первой исполнительницей партии возлюбленной Тукая. А вот роль самого поэта изначально досталась Ахмеду Агади: во время работы над его партией композитор просто четко знала, что это будет тенор, не конкретизируя чей. И певец так органично вписался в образ, что вот уже более 15 лет никому его не уступает. Хотя Ахиярова уверена: что если кто-то придет к ней в театр, выучив всю партию, попросится на прослушивание и устроит и композитора, и руководство театра — почему бы и нет?

— На самом деле серьезную музыку я писала всегда. Ведь, прежде чем быть принятым в Союз композиторов Татарстана, надо было пройти серьезную проверку, испытания. Я помню и композиторские «четверги» в одном из кабинетов консерватории, которые проводил Назиб Гаязович Жиганов. Помню, с каким пристрастием к нам, молодым, относились старшие коллеги, как ревностно, с неохотой пускали в свой круг. Прямо читалось иногда в их взглядах: «Ты кто вообще такой? Что умеешь, чем заслужил такую честь играть здесь для нас?» Очень были строги к нам. Мы переживали, когда исполняли впервые свои произведения. Но, скажу честно, по отношению к себе мужского шовинизма с их стороны я не чувствовала — доставалось всем. Да так порой, что некоторые уходили из профессии, так и не войдя в союз. Но ко мне отнеслись благосклонно. Я продолжала писать, а мои произведения исполнялись. У меня даже «корочка» сохранилась, подписанная Тихоном Хренниковым: я член Союза композиторов СССР, — рассказала Резеда Закиевна.

На самом деле серьезную музыку я писала всегда. Ведь, прежде чем быть принятым в Союз композиторов Татарстана, надо было пройти серьезную проверку, испытания.

«Никому не отказываю в исполнении своих песен»

Если в советский период конкуренция на вступление в Союз композиторов была высока, то сегодня, по словам Ахияровой, наоборот — «никто не хочет быть композитором». Она рассказала, как недавно к ней обратились молодые музыканты с горестным сетованием: «Опять в этом году не было гонорарной комиссии». Это значит, что произведения исполняться будут, но платить авторам никто не собирается. Единственный выход — параллельно работать в каком-то коллективе, по сути, растрачивая потенциал на зарабатывание пропитания, или писать музыку на заказ, если таковой найдется. Так же пока в республике обстоят дела и с авторским правом:

— До 90-х работа композитора хорошо оплачивалась, потом начались затруднения. Мужчины же особенно смотрят, сколько им платят: я знаю пару успешных композиторов, которые в эти годы ушли «в эстраду» по финансовым соображениям. Ситуация плачевна по России в целом, не только в Татарстане, профессия перестала быть престижной, потому что стала недоходной. В Москве, конечно, очень жестко с соблюдением авторских прав, а у нас… Есть у нас, конечно, композиторы, которые переругались со всеми исполнителями, я по такому пути идти не хочу. Звучит музыка — ну и слава Богу. Бывает, что молодые певцы сами звонят мне и спрашивают разрешения на исполнение моих песен. Я им никогда не отказываю.

Памятуя о своей молодости, Резеда Ахиярова очень трогательно относится к молодым композиторам:

— Им ведь так трудно! Наш долг — быть более добрыми и лояльными. Буквально на днях мы приняли в свои ряды пианистку и композитора Миляушу Хайруллину и Александра Кивина, который закончил аспирантуру Московской консерватории. Также среди перспективных продолжателей композиторства Татарстана я могу назвать Эльмира Низамова, Эльмиру Галимову, Гульнару Тимербулатову, еще ряд имен — они уже проявили себя. Особенно радует, что среди новых имен есть мужчины, и надеюсь, что они пойдут по нашей композиторской дороге прямо, не сворачивая!

Анна Тарлецкая, фото: Максим Платонов
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 30

комментарии

  • Анонимно 06 ноя
    Третью уже оперу пишет Ахиярова и Харис. А потом спрашивают, почему у нас люди из Казани уезжают.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Не понятно из вашего комментария. И почему же?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Что-то непонятно, вы хотите упрекнуть Ахиярову за написание опер и балетов? Уезжают из-за того, что не могут талантливо писать, поэтому их музыка и не нужна. Низамов востребован и никуда не уезжает.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    я хочу упрекнуть, что в условиях, когда другие авторы даже не могут себе позволить роскошь написать оперу, Ахиярова ставит третью оперу подряд с Ренатом Харисом. У нас есть Союз композитор РФ, где их оперы?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Низамов написал две оперы (окей, одну оперу и мюзикл). Первую поставили спустя годы - и где сейчас "Алтын Казан"?
    Вопрос в том, что оперный театр вообще не работает с национальными кадрами, кроме Ахияровой и Низамова (и то, что Эльмир туда пробился - это чудо),
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Не все могут писать талантливо и ярко, как Ахиярова. При чем тут союз композиторов?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Вот пусть в союзе композиторов и ставят их оперы. Их музыка не востребована никем. Приказом народ не загонишь в театр. Там билетов на спектакли не достать.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    вы про оперный? Для вас оперный это что - показатель посещаемости? Оперный, у которого основная забота - гастроли за рубежом?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Уж не вы ли, пылая завистью к ней, собрались уехать???
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Похоже он уже уехал) или она
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Дожили...
    Уже радует, что в изначально чисто мужской профессии - композитор - изредка ещё встречаются мужские имена...

    Сочинение музыки это мужское призвание.
    Все гениальные произведения созданы композиторами-мужчинами.
    Ни одного гениального музыкального произведения ни одна женщина не создала.
    Талантливое, да - гениальное, нет.
    Прошу прощения у автора интервью.
    Роль при этом женщин очень интересна, но эта тема другого разговора.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Надо честно признать, что гениями начинают считать после смерти, когда нет конкуренции. Вот и Ахиярова, абсолютный гений, признана таковой станет лишь годы спустя. А сейчас бездарный делец от музыки Калимуллин всячески мешает всем талантам!
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Ахиярова уже сейчас признана гением!
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Ленина тоже "гением" признавали.
    А оказался обычный бандит и мошенник.

    АХИЯРОВА ПИШЕТ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ.
    Но не гениальную.
    Конкурентов нет.
    Просто нет мужчин-композиторов.
    Почему?

    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Наверное Вы гениальную музыку пишете? Где Вы исполняетесь?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Каждый делает свое дело.
    Не всем писать музыку.
    Гениального ничего не делаю.
    Но сравнить ещё могу.
    Бах.
    Вивальди.
    Моцарт.
    Ахиярова?
    Специально её подставляет?

    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    При чем тут отсутствие мужчин? Что за странный подход? Если мужчина, это не означает талант. В данном случае этот композитор-Ахиярова большой талант!
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Верди, Пуччини, Римский-Корсаков, Бизе, Моцарт, Ахиярова-очень органично все!
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Пусть мужское призвание, но ведь они этим не занимаются. Ничего личного, просто констатация факта
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Так и образованием мужчины перестали заниматься.
    И наукой тоже.
    Просто констатация фактов.
    Ничего лишнего.
    Поэтому и нет шедевров ни в музыке, ни в образовании, ни в науке.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Печаль, конечно, но что пожелаешь.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Надо просто перестать дискриминировать мужчин по половому признаку.
    Почему только в РФ мужчины живут на 20 лет меньше, чем женщины?
    Ни в одной другой стране такого вопиющего факта не наблюдается.

    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    возможно, потому что они пьют как сволочи и всячески самоуничтожают себя сознательно?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    С чего это вдруг только в РФ мужчины стали "ненавидеть" себя и практически кончают жизнь самоубийством?
    Может это доведение до самоубийства?
    Почему в других странах такого нет?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Пить меньше надо !
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Мы тоже очень любим музыку Резеды Ахияровой - ее оперы, балет, песни. Это гордость нашего народа! Много завистливых комментариев, недобрых. Надо ценить таланты, а не мешать им творить. Явно здесь пишут коллеги, которым не удалось ничего поставить в театре.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Вот она правильно делает, что радуется успехам молодых композиторов, старается помочь. Талантливые люди не завидуют другим, а сопереживают себе подобным.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Резеда Закиевна, очень уважаем и любим Вас и Ваши произведения, которые уже стали классикой и которые действительно любит народ и полные залы тому свидетельство! Здоровья и благополучия Вам на долгие годы, неиссякаемого творческого вдохновения! С уважением
    Г.А. Сабирова
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    В комментариях попахивает сексизмом
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Извините, Вы против секса?
    Это во-первых.
    Во-вторых, где Вы увидели сексизм?
    В том, что мужчин не осталось в музыке, культуре,музейном и библиотечном деле, образовании и науке?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии