Казанский журфак 2.0: журналисты пойдут под «вышку»
Казанский университет создаст Высшую школу журналистики: особое внимание телевидению и татароязычным СМИ
В Татарстане остро ощущается нехватка татароязычных журналистов, особенно на телевидении. К такому выводу пришло руководство КФУ и продолжило реформирование журфака: отделение массовых коммуникаций преобразуют в Высшую школу журналистики с уклоном в национальные СМИ. При этом в обновленной структуре появится новая специальность — телевидение. А количество студентов увеличится за счет «целевиков», которых оплатит ТНВ и «Татмедиа». Подробнее — в репортаже «Реальное времени».
Высшая школа для татарских телекомпаний
«Буквально на днях руководством университета принято решение о преобразовании отделения массовых коммуникаций в высшую школу журналистики и медиакоммуникаций, которая останется в составе института. Она функционирует в отдельном здании, где выстроена вся образовательная инфраструктура. Надеемся, что создание высшей школы журналистики позволит повысить привлекательность имеющихся образовательных программ и научных разработок и усилить имидж татарстанской школы журналистики», — объявил директор института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов (фото на постере) на итоговой коллегии РА «Татмедиа» за 2015 год.
По данным Щелкунова, сейчас на отделении массовых коммуникаций обучается 780 студентов, из которых 500 — на журналистике. Треть учится на бюджетных местах, остальные — за деньги, стоимость обучения составляет 110 тыс. рублей в год. На отделении обучается около 50 иностранных студентов. «Особую надежду мы связываем с областью подготовки телевидения. Сейчас есть специализированная кафедра. Мы ожидаем из Москвы лицензирование направления «Телевидение», и в ближайшее время прием на бакалавриат будет открыт. Это позволит более целенаправленно готовить специалистов на телевидение, прежде всего национальное», — заявил директор института. Однако национальная журналистика в КФУ представлена достаточно полно. Со слов самого Щелкунова, сейчас в университете функционируют 4 направления бакалавра: периодическая печать, национальная журналистика, международная журналистика и новые компьютерные технологии в СМИ и 10 магистерских программ: татарская общественно-политическая журналистика, мультимедийная международная журналистика, спортивная журналистика и пр. Тем не менее в КФУ и, очевидно, в руководстве республики полагают, что проблема нехватки кадров остается.
«В традициях университета всегда был учет новых реалий подготовки кадров. Сегодня самой животрепещущей проблемой являются межнациональные и межконфессиональные отношения, согласие, толерантность. Это требует аккуратного и ответственного освещения в СМИ. А здесь все далеко не благополучно, и коллеги об этом знают. Поэтому по прямому поручению Совета по межнациональным и межрелигиозным отношениям при президенте РТ в кратчайшие сроки к июню прошлого года удалось создать магистерскую программу по межнациональным отношениям в медиасфере. Готовим курсы повышения квалификации практикующих журналистов, пишущих на этноконфессиональную тематику», — рассказал Щелкунов. Программу вуз готовит совместно с ОАО «Татмедиа».
Национальным СМИ нужны «целевики»
В рейтинге российских вузов по специальности журналистики КФУ стоит на 4 месте, уступая МГУ, СпБГУ и ВШЭ. Однако главной проблемой вуза спикер считает подготовку кадров для национальных СМИ Татарстана во всех сферах. Долгое время набор на эти специальности осуществлялся за счет федерального финансирования по линии минобрнауки, однако выделение бюджетных мест постепенно сокращается: если в 2015 году была выдана квота на 20 мест (на 100 учащихся), то в 2016 — всего на 10. А люди, которые идут учиться на татарскую журналистику, как правило, не могут позволить себе коммерческое обучение за 110 тысяч рублей в год, констатирует директор.
«Поэтому вопрос профиля национальной журналистики на 2016 под большим вопросом. В этой связи обращаюсь к нашим главным работодателям, агентству «Татмедиа» и нашей крупнейшей телекомпании, вон Ильшат Юнусович (генеральный директор телеканала ТНВ Ильшат Аминов — прим. ред.) головой кивает, сформировать целевой государственный заказ, оплачиваемый из средств работодателя, на подготовку журналистов для татароязычных СМИ в количестве не менее 10 человек. Я думаю, всегда можно через конкурсы найти 10 ребят из татароязычных школ республики, чтобы они за ваш счет отучились, как видите, цена вопроса — миллион рублей на всех в год, а потом по долгу и по совести вернулись в свои районы и продолжали благородное дело татарской журналистики», — призывал он сидящих в зале Аминова и главу РА «Татмедиа» Айрата Зарипова.
Кроме того, Щелкунов обратился к «Татмедиа» с просьбой упорядочить прохождение практики студентов в районных СМИ, что также позволит пополнить эти СМИ дополнительными кадрами. Отметим, что после коллегии они поддержали инициативы Щелкунова и обязались помочь.
«В таких отраслях мы должны зарабатывать сами»
Позже Щелкунов пояснил «Реальному времени», что выбор татароязычного сегмента обусловлен тем, что именно в этой сфере больше всего нехватка специалистов, что нужно для сохранения и развития отрасли. «Если раньше кафедра ориентировалась в основном на печатные СМИ, то теперь это теле- и радиожурналистика. Интернет будет следующим шагом», — говорит он.
Из 125 человек в наборе только 10 будут учиться на бюджете, еще 10 могут пойти как «целевики» от ТНВ и «Татмедиа». Других крупных структурных изменений в высшей школе не произойдет, говорит директор: останется 5 кафедр, руководить будет нынешний завотделением массовых коммуникаций Васил Гарифуллин. «Только вот телевидение очень ждем», — говорит он.
Щелкунов пояснил, что отдельной специальности для телевизионщиков сейчас нет, тележурналисты обучаются в составе специальности «Журналистика». А в перспективе появится отдельная, где будут готовиться все телевизионные работники, в том числе и по телепроизводству, телевещанию, операторскому искусству и пр. Дополнительного финансирования под создание новой структуры не выделяется, уверяет Щелкунов: «Руководство университета считает, что в таких отраслях мы должны зарабатывать сами».
Отметим, что сейчас «под крылом» «Татмедиа» находится крупная телекомпания «Казань» и еще почти два десятка районных СМИ. Таким образом, свое телевидение есть у половины татарстанских муниципалитетов.
-
-
Рамзиль Валеев бывший руководитель редакции радио «Свобода» («Азатлык»)
-
К сожалению, в Татарстане существует нехватка хороших журналистов, особенно тех, которые владеют татарским языком, знают литературу и историю. Поэтому изданиям приходится выбирать просто из того, что есть. В журналистике должна быть конкуренция, важно, чтобы побеждал сильнейший. Но я не думаю, что принципиальное решение об открытии отделения изменит ситуацию. Это просто приятная новость.То, что мы наблюдали последние годы, что происходило с журфаком, с татарским и русским отделениями, вызывает тоску и уныние. Щелкунов дал оптимистичную оценку, но на самом деле ситуация катастрофическая. Сложно и с количеством, и с качеством.Сама заявка, что Татмедиа и университет в контакте – это очень хорошо, но нужна проработка. Сейчас нет концепции взаимодействия практиков, нет пока учебных центров. Нет научного центра по изучению медиалогии и журналистики. Дай бог, чтобы во время диалогов с университетом мы вышли на современные понятия многоязычия и мультмидийности. Сегодня Щелкунов сказал: вы нам заказываете специалистов — мы вам готовим. Миллион рублей на 10 человек. Многие талантливые люди не учились на журфаке – они учились на филфаке, на агронома или строителя. Такой парадокс имеется. Я считаю, что нужно открывать двухмесячные, полугодовые или годовые курсы журналистики. Кроме того, приятно понимать, что сейчас есть заинтересованность – но это вчерашний день (речь о целевых программах, — прим. редакции). Самых способных, самых перспективных журналистов редакция уже со второго курса приглашает на практику. Вот на ТНВ с первого курса забирают самых сильных, они доучиваются, становятся практиками. Выделение 10 целевых мест – это хорошо, но с практикой это не созвучно.
-
-
-
Любовь Агеева главный редактор газеты «Казанские истории», доцент кафедры истории и связи с общественностью Института социальных технологий КГТУ им. А.Н.Туполева
-
Как у русских, так и у татар ощущается нехватка в хороших высокопрофессиональных журналистах. И мы уже лет 10 как вешаем всех собак на кафедру журналистики университета, наивно полагая, что не очень хорошие журналисты – это продукт этого университета. Я уже ни раз говорила, что здесь есть и другие причины. Обвинять в этом университетских преподавателей не очень справедливо. Если образование этой высшей школы будет благотворно сказываться на качестве подготовки, то я всегда «За». Но вся беда в том, что мои коллеги за последнее время претерпели столько структурных преобразований… Я просто в это уже не верю, потому что сами по себе структурные изменения не способны помочь. Русскоязычным издания очень нужны профессиональные журналисты, а татароязычным помимо этого требуются еще и журналисты, хорошо говорящие на родном татарском языке. В этом есть проблема. Молодежь сегодня знает татарский язык, но только на бытовом уровне. А для работы в СМИ, тем более на радио или телевидении, бытового татарского языка явно недостаточно. То, что татароязычным направлениям даются целевые места, говорит только о том, что им очень остро требуется поддержка. Что касается интереса к татароязычным СМИ, то телевидение, радио и интернет имеют свою аудиторию. Если говорить о печатных СМИ – здесь наблюдается общий отлив интереса: и от русскоязычных и от татароязычных СМИ. Печатные издания теряют свое влияние – это общая тенденция. Но татароязычные получают здесь дополнительный минус, поэтому их и поддерживают. Если брать «Республику Татарстан» и «Ватаным Татарстан», то последняя в приоритете, потому что считается, что там меньше рекламы. Я считаю, что меры поддержки татароязычных СМИ – это одновременно поддержка татарского языка, мотивация людей к его изучению. Для меня это всегда со знаком «плюс» и я не считаю, что мы тем самым ущемляем остальные направления. Дело в том, что даже с государственной поддержкой нам не удается на уровне закона поддержать развитие татарского языка – вроде бы и деньги есть, и внимание, но, насколько мне известно, количество родителей, которые хотят отдать своих детей в татарские школы уменьшается. Естественно, этот процесс должен беспокоить.
-
-
-
Артем Тюрин экс-редактор журнала «Татарстан»
-
Тиражи печатных изданий показывают нам, что татароязычные СМИ сейчас очень востребованы. Как может в национальной республике быть не востребовано издание на национальном языке? При этом сейчас очень ощущается нехватка профессиональных татароязычных грамотных журналистов. Я это говорю, потому что три года издавал журнал «Татарстан», в том числе и на татарском языке. Мы очень долго искали третьего журналиста в татарскую редакцию. В целом сейчас любая область журналистики нуждается в квалифицированных кадрах. Если журналист грамотный – он может работать как на телевидении, так и в интернете, в печатном издании или в пресс-службе – где угодно. Тут навыки примерно похожи, а специализация… Врачи учатся четыре года, а потом проходят ординатуру на специализацию. Здесь тоже самое. Сначала со школьной скамьи нужно уму разуму учить, а потом уже объяснять, что такое стэндап и что такое интервьюер. Что касается КФУ, в последнее время было слишком много реформ, был бы еще в них смысл? Я ведь не учился в КФУ, я учился на журфаке в МГУ. Там он как был, так и есть. Я не знаю, для чего нужны были все эти изменения. Если от этого улучшится качество обучения – то я только «За». Но нужно производить не только изменение вывески, но и содержания. А то, что для татароязычных журналистов будут выделяться целевые места – это прекрасно. Мы возвращаемся в советское время, когда такие целевики потом ехали работать в районные газеты.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.