Новости раздела

Бюджетный парадокс 2015 года: с чего начнется секвестр в Татарстане?

Дефицит бюджета РТ в 2015 году оказался в два раза ниже ожидаемого

Несмотря на то что в 2015 году экономические условия были более суровы, чем в 2014-м, консолидированный бюджет РТ оказался сведен значительно лучше ожиданий. Экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов находит объяснение данному парадоксу.

Бюджет сошелся на «ура»

Главный финансовый документ республики — консолидированный бюджет Республики Татарстан за 2015 год — оказался не так-то и плох: фактические доходы составили 242,5 млрд рублей, расходы — 248,9 млрд рублей, дефицит бюджета — 6,5 млрд рублей.

Напомним, что консолидированный бюджет за 2014 год был сведен с худшими параметрами: доходы составили 216,8 млрд рублей, расходы — 234,6 млрд рублей, дефицит бюджета — 17,8 млрд рублей.

Парадоксально, но в более тяжелом с точки зрения экономики 2015 году исполнение бюджета выглядит значительно лучше.

По официальным данным, за весь 2015 год по сравнению с 2014 годом совокупные доходы консолидированного бюджета республики выросли на 11,8%, что чуть ниже 12,9% официальной инфляции. Казалось бы — нулевой прирост. Но ведь в целом по России за весь 2015 год доходы консолидированного бюджета РФ упали на 5,8% по сравнению с 2014 годом. Так что у нас еще ого-го как замечательно!

При этом собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) увеличились примерно так же — на 11,7%.

Расходы бюджета выросли весьма незначительно — на 6,1%.

Опережающие темпы роста доходов над расходами и привели к сокращению бюджетного дефицита 2015 года (6,5 млрд рублей против 17,8 млрд рублей). А ведь по плану у нас за весь 2015 год ожидался бюджетный дефицит в размере 13,2 млрд рублей, но из-за того, что «порезали» фактические расходы по сравнению с планируемыми на 3,3 млрд рублей и получили сверхплановых доходов на 3,5 млрд рублей, консолидированный бюджет Татарстана принял более благостный вид.

Как закрыли дефицит в 6,5 млрд рублей? Традиционно: за счет бюджетных кредитов из Москвы и денежных остатков на казначейских счетах бюджета.

В прошлом году республика продолжала увеличивать объемы заимствований по линии бюджетных кредитов по статье «Бюджетные кредиты, полученные от РФ». За 2015 год они увеличились на 8,9 млрд рублей.

Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 января 2016 года 91,3 млрд рублей (где 81,3 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 9,9 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»). Кстати, гарантии в валюте удалось сократить аж на 4,1 млрд рублей в результате тонкой лоббистской работы властей республики. Об этом «Реальное время» уже писало в материале «Камазовский» долг под поручительство Татарстана полегчал почти на 3 млрд рублей».

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что при нынешней инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, заложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 января 2016 года составил 38% от фактических годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Консолидированный бюджет РТ за 2015 год (в млрд рублей) по фактическому исполнению

СТАТЬИ

2015

2014

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

242,5

216,8

25,7

11,8%

1.1. Собственные доходы бюджета

208,6

186,8

21,8

11,7%

1.1.1. Налог на прибыль

72,3

59,4

12,9

21,7%

1.1.2. НДФЛ

57,9

55,3

2,6

4,8%

1.1.3. Налог на имущество

33,7

30,4

3,3

10,8%

1.1.4. Акцизы

20,7

19,2

1,5

7,8%

1.1.5. Налог на совокупный доход

7,6

6,9

0,7

10,1%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

3,7

3,5

0,2

5,7%

1.1.7. Штрафы, санкции

4,2

4,2

0

0,0%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

33,9

30,0

3,9

13%






2. Расходы бюджета

248,9

234,6

14,3

6,1%

2.1. Образование

67,7

75,0

-7,3

-9,7%

2.2. Национальная экономика

73,9

60,5

13,4

19,7%

2.3. Здравоохранение

31,7

28,5

3,2

22,1%

2.4. Социальная политика

24,4

24,4

0

0%

2.5. ЖКХ

19,0

14,0

5,0

35,7%






3. Профицит/Дефицит бюджета

-6,5

-17,8

11,3


Как нефтегаз Татарстана спас бюджет

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — вырос на 21,7% и составил 72,3 млрд рублей.

Увеличение налога в целом обусловлено ростом выручки, в том числе в связи с возросшим курсом валют к рублю. Что главным образом относится к экспортерам, у которых поступления — в валюте, а расходы — в рублях.

За 2015 год базовые предприятия экспортировали продукции более чем на 424,6 млрд рублей, что обеспечило 46,5% их совокупной выручки. Увеличили продажи за границу «Татнефть», «Казаньоргсинтез», «КВАРТ» и «Менделеевсказот».

Объемы производства в нефтегазохимическом комплексе республики увеличились на 2,5% по сравнению с 2014 годом. Рекордные темпы роста продемонстрировала нефтедобыча — на 2,9%.

Производство нефтепродуктов выросло на 3,7%, химических продуктов — на 1,9%.

Несмотря на двукратное снижение мировых цен на нефть, потери в значительной части были компенсированы девальвацией.

Так, средний номинальный курс доллара США за 2015 год вырос на 59,7% по отношению к показателю 2014 года и составил 60,66 рубля. По евро рост поменьше — +33,6%.

По предварительным оценкам, прошлый год все базовые предприятия ТЭК Татарстана закончили с прибылью, которая в полтора раза превысила уровень 2014 года. Отчисления в республиканский бюджет выросли на треть и составили 47,4 млрд рублей. Таким образом, предприятия нефтегазохимического комплекса обеспечили 65,6% (или почти две трети) всего налога на прибыль, идущего в бюджет республики. Именно благодаря наращиванию нефтедобычи и нефтехимических производств и произошел тот парадокс благополучия бюджета в более кризисном 2015 году по сравнению с более благополучным 2014 годом.

Рост доходов по НДФЛ (на 4,8%) обусловлен ростом среднемесячной заработной платы в республике. Тем не менее темпы роста поступлений налога остаются низкими, что обусловлено замедлением темпов роста заработной платы в текущем году, переходом ряда предприятий на неполную рабочую неделю, снижением премиальных выплат. Кроме того, в 2015 году на 28,1% (1,3 млрд рублей) возросла сумма возврата налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением имущественных и социальных налоговых вычетов, составив за 2015 год 5,8 млрд рублей.

Слабая положительная динамика по акцизам (+7,8%) обусловлена внесенными с 01.01.2015 г. поправками в Налоговый кодекс РФ (Федеральным законом №366-ФЗ от 24.11.2014 г. в п. 1 ст. 193 НК РФ), согласно которым в рамках налогового маневра для стабилизации цен на нефтепродукты снижены ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Так, например, ставка налогообложения по акцизам на дизельное топливо в 2015 году снижена относительно 2014 года на 46,5%, на автомобильный бензин 4-го класса — на 26,4%, на топливо печное — в 2,1 раза. Кроме того, с 01.01.2015 г. вычетам подлежат суммы по некоторым видам акцизов, умноженные на соответствующий коэффициент. В результате поступление акцизов на прямогонный бензин за 2015 год составило отрицательное значение — минус 4,4 млрд рублей, на бензол, параксилол, ортоксилол — минус 1,3 млрд рублей в связи с возвратом акцизов ряду организаций.

Положительная динамика по налогу на имущество (+10,8%) обусловлена ростом налоговой базы в связи с изменением законодательства Республики Татарстан — с первого квартала 2015 года налоговая база по отдельным объектам недвижимости (торговые центры) облагается исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, отмечается рост поступлений налога от ряда крупных организаций в связи с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей, а также в связи с отменой льгот по налогообложению имущества.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был увеличен по сравнению с прошлым периодом на 3,9 млрд рублей. Такое сверхплановое финансирование по линии бюджетных субсидий можно объяснить необходимостью срочного финансирования мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года №248). Так что «спортивная составляющая» в 2015 году продолжала играть немаловажную роль в бюджете Татарстана.

Пожертвовали образованием

Несмотря на довольно удачную ситуацию по доходам, все же власти республики провели фактическое сокращение финансирования по статье «Образование» (снижение по сравнению с 2014 годом на 9,7%, или на 7,3 млрд рублей). Но при этом плановая величина расходов по этой статье в 2015 году была недофинансирована всего на 1,1 млрд рублей. Отсюда вывод: сверхплановые доходы бюджета в 2015 году были брошены совсем на другие «амбразуры».

Оказалась щедро по сравнению с 2014 годом профинансирована статья (больше аж на 19,7%, или на 13,4 млрд рублей) «Национальная экономика», где в основном сидят расходы капитального характера (инфраструктура). «Иннополисы», технопарки и другие дорогостоящие подпорки для бизнеса продолжают увеличиваться в своих аппетитах.

В то же время на 22,1% пришлось увеличить расходы по статье «Здравоохранение» и на 35,7% — по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство».

На следующий, 2016 год у нас пока заложен достаточно оптимистичный сценарий: цена на нефть в размере $60 за баррель, а также курс доллара 58,6 рубля. Тем не менее за последнюю неделю цена на нефть упала до $30, а доллар вырос до 82 рублей. Доходы республиканского бюджета на 2016 год заложены на уровне 158,8 млрд рублей, расходы — 164,7 млрд рублей и дефицит — 5,8 млрд.

Понятно, что по реалистичности бюджета Татарстана в 2016 году можно сейчас очень серьезно засомневаться. Будет ли бюджетный секвестр? Какие статьи будут секвестированы? Где бюджет столкнется в 2016 году с большими проблемами и как они будут решены? Об этом мы напишем в завтрашнем материале, так что следите в режиме реального времени.

Продолжение следует

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров