Новости раздела

Похищение у «Тандема»: ради 50 миллионов жертву держали под фенобарбиталом

Подсудимые не согласились с квалификацией своих преступлений, а суд назначил им банный день

Похищение у «Тандема»: ради 50 миллионов жертву держали под фенобарбиталом
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Камуфляжная форма, маски, каски, модель автомата, шокер и несколько арендованных для слежки за жертвой машин стали орудиями самого громкого казанского похищения, совершенного у ТРК «Тандем» 21 октября 2014 года. Вину в этом преступлении сегодня на заседании Верховного суда РТ частично признали все четверо подсудимых. А вот о своей причастности к вымогательству 50 млн рублей за возврат похищенной девушки ее отцу-бизнесмену заявил лишь ее бывший поклонник — 32-летний Артем Щербаков. Обо всем в репортаже «Реального времени».

Признавшим вину адвокат не нужен?

Судебный процесс по делу о похищении стартовал под Новый год. На прошлом заседании всем обвиняемым продлили сроки ареста, сегодня приступили к рассмотрению дела по существу. Но далеко не продвинулись — ввиду повторной неявки потерпевших и свидетелей.

Перед оглашением обвинительного заключения двое подсудимых — 46-летний Алексей Рязанов и 40-летний Александр Русланов — заявили суду, что отказываются от услуг назначенных государством адвокатов, но с их материальным положением это никак не связано. Двое гособвинителей из Прокуратуры РТ просили суд отказать в этом ходатайстве, ссылаясь на тяжесть преступлений, в которых обвиняются «отказники». В итоге судья Александр Шемуранов решил не удалять госзащитников.

«Желание подсудимых было вызвано лишь тем, чтобы впоследствии не оплачивать услуги адвокатов. В случае признания их виновными им придется оплатить труд назначенных государством защитников», — пояснил «Реальному времени» гособвинитель, старший прокурор отдела Прокуратуры РТ Альберт Ахметшин.

Генерал из ФСБ не помог

32-летний Артем Щербаков обвиняется в целом букете преступлений. К делу о похищении следователи приобщили более ранние эпизоды по делам о мошенничестве в особо крупном размере на общую сумму 4,7 млн рублей. По версии обвинения, Щербаков предлагал шапочным знакомым помощь в поставке новых иномарок из Германии по цене на треть ниже рыночной, которую объяснял связями в Германии и в ФСБ России. В ходе следствия потерпевшие рассказали, что сначала молодой человек очень убедительно рассказывал о своей жизни и учебе в Германии, сотрудничестве с немецкими автоконцернами и разработке дизайнерских проектов для немецких авто, а затем добивал их знакомством с московским генералом ФСБ, который якобы обеспечит отсутствие проблем на таможне при перегоне машин.

По версии обвинения, один казанец еще в 2010 году отдал 2 млн рублей, но так и не дождался Mercedes GL-350, две дамы в 2013-м году вложили в покупку двух авто Volkswagen Touareg 395 тысяч и 1 млн рублей, четвертый потерпевший в 2014-м вложился сразу в три иномарки, отдав частями 980 тысяч рублей. Машин никто так и не получил, а деньги «дизайнер со связями» так и не вернул, полагает гособвинение.

Также Щербаков обвиняется в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия — револьвера калибра 7,6 мм, переделанного самодельным способом из револьвера сигнальной модели МР-313 «Р2», пригодного к стрельбе пистолетными патронами. Это оружие в квартире обвиняемого нашли при обыске уже после того, как похищение было раскрыто, а жертва освобождена.

«Мордой в пол, будем стрелять!»

По данным следствия, жертву Щербаков выбрал по знакомству — некогда сам являлся поклонником 24-летней дочки казанского предпринимателя, но желание сорвать куш оказалось сильнее былых чувств к девушке. Подготовка к октябрьскому похищению началась еще в августе 2014 года. По версии обвинения, план операции с последующим требованием 50 млн рублей разрабатывался Щербаковым совместно с его знакомым Александром Руслановым и 24-летним Игорем Климовым — коллегой Русланова, оба они работали водителями в компании по производству и доставке молочных продуктов.

Согласно обвинительному заключению, за 24-летней Марией Имайкиной была организована слежка на авто Климова и арендованных Щербаковым машинах, а в день похищения 21 октября в 11.30 участники встретились у дома на Чуйкова, сменили на арендованном «Ниссане» государственные номера на подложные, там же Щербаков и Рязанов переоделись в камуфляж, захватили маски, каски, наручники, электрошокер «Гюрза» и страйбольную модель автомата Калашникова. Около 12 часов подъехали к многоэтажке, где жила Имайкина, дождались, пока она выйдет и сядет за руль «Инфинити», и поехали за ней. В 12.52 хозяйка «Инфинити» припарковалась у «Тандема», «Ниссан» с преследователями встал рядом и стал ждать возвращения жертвы из магазина.

В 14.07 девушку с криком «Мордой в пол, будем стрелять!» встретила у машины самозваная группа захвата с автоматом. По данным следствия, Имайкина активно сопротивлялась — пытался вырваться, кричала «Помогите!», но очевидцы, на глазах которых девушку ставили на колени, били, затаскивали в чужую машину, вмешиваться не стали. В брошенной «Инфинити» был оставлен конверт отцу похищенной с требованием выкупа в 50 млн рублей, а его дочку в наручниках и с пакетом на голове увезли в неизвестном направлении, периодически включая шокер и выкрикивая угрозы убийством.

В 22.23 бизнесмен Имайкин получил СМС: «Александр, ваша дочь у нас. Ее машина у ТРК «Тандем». В ней найдете конверт с требованиями. В полицию не сообщайте, это в ваших интересах». Сама похищенная следующие двое суток провела в наручниках на овощебазе по улице Северо-Западной, куда приятелей пустил грузчик Алексей Рязанов, ныне обвиняемый в пособничестве преступлению. По словам гособвинителя Андрея Андронова, надзор за жертвой осуществлял Русланов, и он же в «целях подавления воли Имайкиной к активному сопротивлению» насильственно кормил ее лекарственным препаратом, в составе которого имелся сильнодействующий транквилизатор — фенобарбитал. Продукты и не прописанные врачами лекарства, по версии обвинения, поставлял Щербаков.

23 октября злоумышленники решили покинуть овощебазу и сняли квартиру на улице Мусина, и через несколько часов на эту квартиру нагрянул ОМОН и оперативники, которым удалось запеленговать средства связи похитителей.

«Неорганизованная» группа

Все подсудимые с обвинением согласились лишь частично. Щербаков отказался признавать все обвинения в мошенничестве под видом поставки авто, зато признал и похищение, и вымогательство, и даже незаконный оборот оружия. «Я его в принципе в магазине покупал, но раз он боевой оказался — признаю», сообщил он суду.

При этом все четверо подсудимых заявили суду, что категорически не согласны с квалификацией по статье Уголовного кодекса «Похищение человека». По их версии, таковое было совершено не в составе организованной группы (ч. 3 ст. 126 УК РФ), а всего лишь по предварительному сговору (ч. 2 ст. 126). В чем разница? В годах отсидки. За похищение по сговору светит максимум 12 лет колонии, за те же действия в составе орггруппы — 15.

Обвиняемые Русланов и Климов также заявили о своей непричастности к вымогательству 50 млн рублей. Заседание продолжится в следующий вторник. А каждый понедельник на время судебного процесса для этих обвиняемых, по решению суда, объявлен банным днем. По этим дням заседаний по делу проводиться не будет.

Ирина Плотникова, фото и видео автора

Новости партнеров