Татарстанское УФАС «разгребает мусор» за УК «ПЖКХ» и похоронными бюро
Против крупнейшего татарстанского регоператора по вывозу мусора возбуждено сразу три антимонопольных дела, а в сфере похоронных услуг Челнов идет проверка
Антимонопольные органы усилили контроль за соблюдением региональными операторами «правил игры» на рынке сбора, вывоза и утилизации ТБО во время режима ограничений. Также УФАС по РТ поддержало Ассоциацию отелей Казани и Татарстана в требовании от регоператора УК «ПЖКХ» возврата мусорных платежей за время вынужденного простоя во время самоизоляции. Ожидается, что каждому отелю должны вернуть в среднем от 30 до 300 тысяч рублей за все время. С другой стороны, пандемия вывела наконец УФАС на «похоронную войну», развязанную в Набережных Челнах.
Регоператоры пробовали завышать платежи в пандемию
Руководство татарстанского Управления Федеральной антимонопольной службы объявило сегодня о первых результатах антимонопольного контроля за время пандемии. Как сообщил заместитель руководителя службы Андрей Розенталь, под особым контролем находилась деятельность региональных операторов, отвечающих за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Интерес был связан с тем, что большинство предприятий на время самоизоляции прекратили работу, а кто-то работал в усеченном рабочем режиме, поэтому необходимо следить как за исполнением обязательств по вывозу мусора, так и за справедливостью выставляемых платежей. «Эта тема достаточно острая, поэтому антимонопольный орган уделяет большое внимание контролю системы обращения с ТБО», — пояснил Розенталь.
«Мусорная реформа» началась в 2019 году, так что за последние два года выявились наиболее распространенные нарушения, отметил он. Среди них — необоснованно завышенные платежи, которые выставляются регоператорами.
Большой резонанс вызвала коллективная жалоба на действия УК «ПЖКХ», поступившая от двух с лишним десятков столичных гостиниц и хостелов Казани (в том числе и крупных — Kazan Palace, «Корстона», Relita-Kazan). Позже к ним присоединились владельцы казанской гостиницы «ИльМар-Сити» — ООО «Деловой медицинский центр». Отельеры требовали пересчета за вывоз мусора за март — май 2020 года, так как были вынуждены прекратить работу и закрыться. Регоператор отказал и продолжал выставлять плату за вывоз мусора по нормативу, сообщил Андрей Розенталь.
14—15 отелей Казани смогут получить возврат от УК «ПЖКХ»
Однако антимонопольную службу в этой ситуации заинтересовал не только сам категоричный отказ УК, но и как оказывалась услуга. По словам замруководителя УФАС по Татарстану Андрея Розенталя, в обязанности оператора входит ежедневный вывоз мусора, а по факту регоператор вывозил раз в неделю, что является нарушением требований СанПиН.
— Дело даже не в пандемии, — подчеркнул Розенталь. — Регоператор должен вывозить мусор систематически, а не так, чтобы раз в неделю... В данном случае мы установили, что, несмотря на то, что мусор не образовывался, регоператор хотел брать деньги по нормативам за этот период, но работу свою при этом не осуществлял.
В результате УК «ПЖКХ» получила предписание о проведении пересчета с отелями Казани за время их простоя. Общая сумма, подлежащая возврату, будет определена в рамках административного производства, уточнил Розенталь. По оценке Ассоциации отелей Казани и Татарстана, речь идет о ежемесячных платежах от 10 до 100 тысяч. Правда, на возврат смогут претендовать только те, кто принимал участие в антимонопольном разбирательстве, уточнила исполнительный директор ассоциации Александра Юшутина. По ее словам, речь идет о 14—15 компаниях, которые смогли представить доказательства невывоза мусора.
Мелкие шалости на мусорном рынке
Наряду с этим УК «ПЖКХ» была уличена и в другой попытке выставления завышенных платежей.
«Регоператор в соответствии с 922-м постановлением пытался подтянуть хозяйствующие субъекты, которые не присутствовали как категории, к нормам других хозяйствующих объектов», — рассказал Розенталь. Иначе говоря, производил расчет по нормативам, к которым не относятся данные юридические лица. «Все договоры были в конечном итоге пересмотрены, выдано предупреждение регоператору о том, чтобы он не допускал дискриминацию», — рассказал заместитель руководителя УФАС, добавив, что предписание виновным было исполнено.
Вдогонку УФАС по РТ возбудило третье антимонопольное дело против УК «ПЖКХ» за нарушения при выборе перевозчика мусора. «Они должны определять перевозчика на конкурсных торгах, а если он не определен, то вывозить мусор самостоятельно. УК «ПЖКХ» заключила договор субподряда, и по этому основанию возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Если факты подтвердятся, то будет вынесено предписание», — говорил сегодня Розенталь.
УФАС «поймало» муниципалитеты на мелких хитростях, которые мешают юридическим лицам переходить на разные методы подсчета мусора при заключении договоров. По словам Андрея Розенталя, исполкомы ряда районов республики не утверждали положения о создании контейнерных площадок, из-за чего бизнес не мог их установить.
Похоронный диктат в Челнах
Во время пандемии жители Набережных Челнов неоднократно писали письма в УФАС по РТ с просьбой разобраться с действиями МУП «Горкоммунхоз», занимающегося похоронным делом в Набережных Челнах. Они пожаловались, что представители муниципальной ритуальной службы требуют расторжения договора с частными предпринимателями, которые готовы оказать услуги по захоронению за 3—4 тысячи рублей. А вместо этого навязывают заключение договора с МУП — за 12 тысяч рублей.
«Когда семья находится в трауре, они готовы заплатить любые деньги, — отметил замруководителя УФАС по РТ Алмаз Яфизов. — Но потом осознают, что им навязали».
Сейчас служба завершает проверку на предмет возбуждения антимонопольного дела против исполкома Набережных Челнов, который наделил МУП исключительным статусом для организации похорон. И тем самым препятствовал независимым предпринимателям города в оказании похоронных услуг жителям, уточнил Алмаз Яфизов. По данному факту уже рассматриваются материалы. Если информация подтвердится, будет возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства (конкретная статья не указывалась). Недавно в Набережных Челнах по этому делу на городском кладбище прошли обыски.
В заключение руководство УФАС рассказало о регулировании цен на продукты питания. По словам Андрея Розенталя, рост цен носит сезонный характер — морковь, капуста, яблоки подорожали на 2—3,2%, а вот куриные яйца, наоборот, подешевели на 2,1%. На 1% подросли в цене чай, растительное масло. В УФАС считают, что регулирование необходимо в краткосрочном моменте, а в перспективе производители должны знать, что рынок свободен от диктата цен.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.