Новости раздела

Альбина Нафигова: «Как только школа примет инклюзию, это переменит учебные заведения к лучшему»

Дирекция «Время кино» представила в Казани социальный проект «Школа для всех», который выиграл президентский грант

Альбина Нафигова: «Как только школа примет инклюзию, это переменит учебные заведения к лучшему»
Фото: «Реальное время»

В Казани рассказали о достижениях инклюзивного обучения в рамках социального проекта «Школа для всех», в числе соорганизаторов которого выступает дирекция «Время кино». Это совместный проект казанской школы №1, где обучаются дети с расстройством аутического спектра, и автономной некоммерческой организации «Центр социальной поддержки». В «Школе для всех» детей с РАС готовят к переходу в среднее звено, проект стал победителем Фонда президентских грантов. Как проходит адаптация ребят, «Реальному времени» рассказали кураторы и участники проекта.

Как учатся дети с РАС в Казани

В школе №1 Вахитовского района Казани создан ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. Здесь на сегодня учатся 16 детей — с первого по пятый класс.

Сначала ребята садятся за парты, которые ограждают их от остального учебного пространства. Рядом с каждым учеником с РАС сидит его тьютор и помогает усвоить задания учителя. Такие парты — нужны, чтобы дети постепенно привыкали к социальной среде. На этом этапе ребенку объясняют разницу в общении с семьей, друзьями и незнакомцами, вся информация визуализируется. Ученик получает специальные карточки с иллюстрациями различных действий, которые можно или нельзя совершать. Еще он учится контролировать свои эмоции.

В «Школе для всех» детей с РАС готовят к переходу в среднее звено. Фото: «Реальное время»

После успешного прохождения данного этапа, ученик пересаживается за обычную парту. Следующая задача — выход в регулярный класс. Постепенно время занятий в регулярных классах увеличивается. И ученики из старших классов начинают полноценно заниматься с учителями-предметниками.

Детей также учат организовывать свой день. В классе есть отдельная доска, на которой ребенок составляет себе школьное расписание.

«Задача, чтобы дети не нуждались в сопровождении тьютора»

Соучредитель АНО «Школа для всех» Альбина Нафигова провела экскурсию по ресурсному классу. По ее словам, в самом начале обучения обязательно прорабатываются страхи и проблемы каждого ребенка, и уже потом он постепенно входит в социум. К каждому ученику прикрепляется тьютор, который ежедневно заполняет коммуникационный лист, чтобы оценить динамику ребенка.

— Наша задача, чтобы старшие дети не нуждались даже в сопровождении тьютора. Пока до конца этого сделать нельзя, потому что подключаются вопросы пубертата и так далее, но положительная динамика точно есть. Проекту 4 года и за последние 2 года у некоторых детей произошли большие изменения. Они стали смелее. Дети начали выходить на сцену. Они участвуют во внеурочной деятельности, общаются с нормотипичными учениками, посещают мероприятия за пределами школы, получают социальные навыки, — перечисляет успехи «Школы для всех» Альбина Нафигова.

Альбина Нафигова убеждна: «как только школа примет инклюзию, это явление переменит учебные заведения к лучшему». Дети будут заняты не только на уроках, они получат всестороннее развитие, научатся общаться и понимать других.

Для ресурсного педагога Марины Магер очень важно, чтобы в школах работали неравнодушные и любящие свою работу люди. Именно поэтому она и решила стать педагогом.

Внеучебная жизнь

Дети посещают не только учебные занятия, для них проводят мастер-классы, развлекательные мероприятия в школе и за ее пределами. По словам педагогов, идея, что с детьми нужно как можно чаще выходить за пределы школы, появилась после того, как она встретила своего ученика с РАС в торговом центре, а тот крайне удивился. Детям кажется, что учителя буквально живут в школах. Чтобы стать ближе к ребятам, а также помочь им адаптироваться, теперь они вместе ходят в музеи, кафе, на стадион.

О профориентационной работе педагог говорит следующее: «Все ребята должны найти себя в жизни. Моя задача — показать им многообразие этого выбора. Все не станут флористами или пекарями, но мы показываем детям существующие варианты для самореализации. У нас есть столярная мастерская, курсы флористики, кулинарные мастер-классы, где дети могут попробовать свои силы».

Марина Магер мечтает с ребятами и их родителями отправиться в путешествие. Фото: «Реальное время»

Марина Магер мечтает летом вместе с ребятами и их родителями отправиться в путешествие. Она даже выбрала маршрут. Большой веселой компанией можно будет доплыть до Печищ, подняться до Верхнего Услона, спуститься и доплыть на пароме до Старого Аракчино.

Татьяна Новикова, видео Камиля Исмаилова
ОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров

комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 19 мар
    Пусть планы сбудутся
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Жаль что когда я рос такого не было
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Спасибо, что занимаетесь такими вопросами для таких детей. Низкий вам поклон
    Ответить
  • Анонимно 19 мар
    Из школы пытаются сделать всё что угодно но только не заведение где дети должны получать знания.
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    Академическая загрузка детей соответствует норме, остальные мероприятия проходят в перемены и после уроков.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии