Новости раздела

Казань-2030: 2 тыс. мест для платной парковки, 120 км велодорожек и запретный для большегрузов центр города

Столичные власти утвердили самый дорогой вариант Комплексной схемы организации дорожного движения города

Казань-2030: 2 тыс. мест для платной парковки, 120 км велодорожек и запретный для большегрузов центр города
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Руководитель исполнительного комитета Казани Денис Калинкин своим постановлением от 16 декабря 2015 года (№ 4 366) утвердил Комплексную схему организации дорожного движения Казани (КСОДД). Нормативы прописаны на 2014-2015 годы с перспективой развития до 2030 года. «Реальное время» из документов узнало, что в столице Татарстана к 2030 году появятся Малое и Большое транспортные кольца, 120 км велодорожек, семь перехватывающих парковок, пешеходные зоны и две линии скоростного трамвая. При этом, несмотря на кризис, исполком Казани решил остановиться на самом дорогом варианте проекта.

45 системных заторов

Авторами казанской КСОДД выступил Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ, Санкт-Петербург), тот самый, который в 2007 году участвовал в разработке новой схемы движения общественного транспорта в Казани (схема «красных автобусов»). Этот же НИПИ в 2015 году выиграл тендер на создание КСОДД для Набережных Челнов.

Принятая исполкомом схема практически ничем не отличается от концепции, презентованной в середине ноября. Эксперты института нашли в столице РТ 45 объектов с системными заторами. Новая схема поможет решить проблему, если вместе с ней власти города займутся развитием улично-дорожной сети (УДС), автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и будут координировать движение в целом, пишут авторы концепции. Правда, они оговариваются: «При существующем росте уровня автомобилизации данные меры теряют свой эффект уже в краткосрочной перспективе (1-3 года)».

Принятая исполкомом схема практически ничем не отличается от концепции, презентованной в середине ноября. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Первая очередь с окупаемостью в 20 лет

Всего авторы проекта выделили четыре приоритетных объекта УДС на 2015-2020 годы. В первую очередь эксперты советуют реконструировать радиальные магистрали города на севере и правом берегу Казанки, которые позволяют выйти на трассу М7 «Волга». Затраты на это в 4,6 млрд рублей должны окупиться через 9,5 лет. Здесь предлагают реконструировать 10 улиц и построить дорогу к жилому комплексу севернее ОАО «Казаньоргсинтез».

Второй приоритет получило формирование радиальной магистрали от центра города до М7. Здесь предполагают построить три транспортные развязки. Первая — на пересечении Аметьевской магистрали с Гвардейской и пробивкой улицы Аделя Кутуя. Вторая — на пересечении продолжения ул. Вознесенского с пробивкой к ул. Яфраклы. Третья — Проспект Победы с пробивкой ул. Вознесенский Тракт.

Вознесенский Тракт станет новой улицей на участке от проспекта Победы до М7 с мостом через реку Ноксу. Также предполагается построить продолжения улиц Яфраклы, Аделя Кутуя. Появится и полноценная проездная улица Бухарская (от ул. Родины до пр. Победы). Через речку Крутовку должны построить мост, а в створе улиц Р. Вагапова и Сабинской с выходом на ул. Академика Сахарова появится магистраль. На это может потребоваться 20,6 млн рублей. Проект окупится за 17 лет и 3 месяца.

Дальше НИПИ предлагает формировать Большое Казанское кольцо (БКК) с подключением его к улично-дорожной сети города. В процессе должны появиться продолжения нескольких улиц, быть реконструированы участки Фермского шоссе и транспортной развязки проспекта Ямашева, ул. Академика Арбузова с ул. Сибирский Тракт. Кроме этого, построят еще пять новых развязок. Капиталовложения в проект оценили в 17,1 млрд рублей. Обновление БКК должно окупиться за 19 лет и 7 месяцев.

Четвертый по приоритетности проект — повышение связности сети в центре города. В частности, предлагают построить развязки на пересечении улиц Патриса Лумумбы, Ершова и Гвардейской. Вторую — на пересечении проспекта Камалеева с пробивкой улицы Аграрной. У «Миллениума» появится съезд в сторону Дворца водных видов спорта и «Казань Арены», реконструируют и площадь Вахитова.

Также указана реконструкция улиц Габдулы Тукая и Бурхана Шахиди с переустройством трамвайной линии на левую сторону проезжей части. Так поступят на участках от пересечения улицы Тукая с улицей Садыковой до улицы Чернышевского. Благодаря этому на улице Саид-Галеева организуют одностороннее движение. На все про все придется потратить около 13,8 млрд рублей. Они могут окупиться почти за 20 лет.

Мост через Кабан и шоссе-дублеры

В этом же блоке прописаны предложения по развитию сети до 2030 года. В частности, планируется завершить формирование Большого и Малого Казанского колец, построить дублеры для самых загруженных дорог (например, для Горьковского шоссе).

Предполагается построить северную широтную магистраль от пересечения с существующей М7 до проектируемого выхода на Екатеринбург, Пермь до ул. 3-й Кадышевской со строительством мостового перехода через Казанку. Широтную магистраль могут построить у северного хода железной дороги.

Особо отметим концепт развития центра города. Исполком утвердил строительство набережной на левом берегу Казанки. Транспортную развязку на ул. Вишневского будут реконструировать опять же с учетом работ на набережной. Новую развязку построят на пересечении улиц Пролетарской и Сибгата Хакима, то есть со второй стороны Ленинской дамбы.

Также упоминается строительство моста через Средний Кабан, реконструкция развязки на пересечении Право- и Лево-Булачных, Батурина, Кремлевской набережной и Ленинской дамбы с подключением набережной левого берега Казанки.

Just alga!

В продолжение темы с односторонним движением добавим, что в целом НИПИ предлагает организовать одностороннее движение на участках 11 улиц города: по улицам Габдулы Тукая и Бурхана Шахиди, по улице Габдулы Тукая в сторону Назарбаева, на Шигабутдина Марджани и проезде между Г. Тукая и Ш. Марджани, на Чернышевского, Нариманова и Сары Садыковой, по Московской, Парижской Коммуны, Муштари, Айвазовского, Лесгафта, Достоевского, Дзержинского.

Кроме этого, планируют расширить проезжую часть на улице Дзержинского до пяти полос. Одну из них выделят для общественного транспорта во встречном направлении. Документ также зафиксировал уже произошедшую отмену левого поворотас Вишневского на Достоевского.

Регулировать систему будут новые светофоры на перекрестках Чернышевского — Бурхана Шахиди, Габдулы Тукая с Камала, Ахтямова, Фаткуллина, Сары Садыковой и Фаткуллина, Назарбаева — Марджани — Технической, Волкова — Достоевского, Туфана Миннуллина — Айвазовского.

«Скорый» в городе

Особо обратим внимание на развитие трамвая с ускоренным режимом движения. Всего запланировано три очереди, а также запуск центрального диаметра. В предложении указано, что реализовывать проект начнут с 2020 года. Последним появится Центральный диаметр (от центрального автовокзала до Азино). В общей сложности к 2030 году скоростной трамвай может покрыть расстояние в 53,3 км.

Также стоит обратить внимание на развитие сети «колесного» общественного транспорта. Так, в 2015 году на трех участках улицы Дементьева, по плану, должны ввести участки с полосами для общественного транспорта.

В 2016 году появится десять коридоров приоритетного пропуска светофорами общественного транспорта (участки проспектов Победы и Ямашева, Сибирского тракта, улицы Академика Арбузова, Восстания, Гвардейской, Достоевского, Ершова, К. Маркса). Движение на участках еще восьми улиц в пользу общественного транспорта изменят в 2017 году. К 2018 году число таких коридоров увеличится до 34.

Вторая ветка метро — немного мимо «Казань Арены»

Указаны в проекте и предложения по второй ветке метро. Всего проект предусматривает 14 станций: Горьковское шоссе — Разъезд Восстания — ул. Декабристов — парк Победы — ул. Мусина — ул. Адоратского — Компрессорная — Советская площадь — ул. Космонавтов — ул. Ак. Сахарова — ул. Фучика — ул. Чишмяле (на карте его указали как «Чишияле») — ул. Завойского — ул. Зорге.

На приложенной схеме видно, что станция на Академика Сахарова будет рядом с «Мегой». Зато от «Казань Арены» и Дворца водных видов спорта к ближайшей станции придется идти — либо через мост, либо до ТЦ «Савиново».

Почти 2 тыс. парковочных мест за 56 млн рублей

Следующий пункт предложений касается организации платных муниципальных парковок. В документах упоминается «переверстка» сети и увеличение сети в 2015 году до 1,25 тыс. машиномест. Сейчас в Казани 27 платных муниципальных парковок. В 2016 году их число предлагают увеличить до 51. Разместиться здесь смогут больше 1,9 тыс. машин. По примерным оценкам экспертов, на это придется потратить больше 56 млн рублей.

Отметим, что в числе новых фигурируют участки на улицах Петербургской, Некрасова, Муштари, Калинина, Ульянова-Ленина, переулок перед ЦУМ, Лобачевского, Кави Наджими, Миславского, Чехова и Шмидта.

К 2020 году в Казани может появиться пять перехватывающих парковок в удаленности от центра города (учитывая, что ехать придется не только на метро, но и наземным транспортом). Так, паркинги расположат у станции «Проспект Победы» (на 400 мест), на пересечении Горьковского шоссе и улицы Фрунзе (на 600 мест), на перекрестке улицы Арбузова и Сибирского тракта (на 400 мест), у метро «Аметьево» (400 мест) и на пересечении проспекта Победы и Оренбургского тракта (400 мест).

К 2030 году сеть должна прирасти еще двумя парковками на 600 машиномест каждая: у «Козьей Слободы» и на пересечении пр. Ямашева и ул. Фатыха Амирхана.

Велодорожки: от «Кварталов» и «Авиастроя» до самого Азино

С учетом недавно открытого с участием президента РТ Рустама Минниханова и министра культуры РФ Владимира Мединского веломаршрута, отдельно отметим именно велосипедную инфраструктуру.

В общей сложности проектировщики предложили 18 маршрутов. Их протяженность — 119,7 км, а стоимость — почти 1,4 млрд рублей. В среднем строительство, благоустройство и эксплуатация в течение четырех лет велодорожки шириной 1,5 м обойдется в 13,7 тыс. рублей. Кстати, судя по схеме, открытый Миннихановым первый веломаршрут в этот проект не вошел.

Грузовикам — равнение на окраины

Также новая система проектировщиков предлагает вывести из центральной части города грузовики в дневное время. Так, на день для многотонников могут закрыть участки на проспекте Ямашева, Мамадышском тракте, Аделя Кутуя, Фермское шоссе, Сары Садыковой, Салиха Сайдашева, Тимер Юл, Владимира Кулагина, Портовую, Тихорецкую.

При этом в целом даже в ночное время в центральную часть города грузовики тяжелее 15 тонн заезжать не смогут. На подъезде к городу для грузового транспорта создадут перехватывающие стоянки.

Все по максимуму

Добавим, что это второе публичное появление полного перечня предложений по КСОДД Казани. На ноябрьской презентации упоминалось три варианта реализации концепции. Самую бюджетную тогда оценили в 176,4 млрд рублей. Средний вариант (его же указывали как рекомендуемый) — в 195,4 млрд рублей. Самый затратный — 249,7 млрд рублей. Тогда упоминалось, что суммы просчитаны по ценам 2014 года. Также озвучивали рекомендацию пересчитывать затраты каждые шесть лет.

Исполком Казани решил остановиться на самом дорогом предложении. В утвержденной исполкомом программе мероприятия до 2020 года с прогнозом на 2030 год просчитаны так: в период с 2015 по 2020 годы власти намерены вложить 59,077 млрд рублей, затем, с 2021 по 2030 годы, — еще 190,657 млрд рублей. Так что общая сумма превысит 249,7 млрд рублей.

По оценке специалистов, при максимальных затратах на КСОДД средняя скорость передвижения по городу к 2020 году должна составить 23,14 км/ч, а к 2030 вырасти до 29,48 км/ч. Среднее время поездки сократится за 10 лет с 39,77 до 29,78 минуты, дальность уменьшится с 15,34 до 14,63 км. Окупиться же все затраты должны за 26 лет 8 месяцев с начала строительства.

Основные положения комплексной схемы организации дорожного движения города Казани на 2014-2020 гг. с перспективой до 2030 года

1/29
  • Схема проблемных узлов
  • Объекты строительства и реконструкции на период 2015-2020 гг. и 2021-2030 гг.
  • Схема организации участков одностороннего движения
  • Участки магистралей приоритетного движения общественного транспорта с выделением полос для движения
  • Коридоры приоритетного пропуска общественного транспорта средствами светофорного регулирования
  • Коридоры приоритетного пропуска трамвая средствами светофорного регулирования
  • Схема развития трамвая с ускоренным режимом движения
  • Схема перспективного развития метрополитена
  • Схема транспортного обслуживания объектов внешнего транспорта и транспортно-пересадочных узлов
  • Предложения по парковочным зонам и размещению перехватывающих парковок
  • Предложения по размещению платных муниципальных парковок на УДС
  • Адресная программа развития системы мониторинга и управления транспортными потоками
  • Схема развития коридоров координированного управления
  • Схема развития системы метеообеспечения
  • Схема дислокации динамических информационных табло
  • Схема дислокации знаков переменной информации
  • Схема дислокации знаков обратной связи с водителем
  • Схема предлагаемых велосипедных маршрутов
  • Схема предлагаемых участков для организации пешеходного движения
  • Предложения по организации пешеходных и рекреационных зон на период до 2020 года
  • Предложения по организации пешеходных и рекреационных зон на период до 2030 года
  • Предложения по организации зоны успокоенного движения на период до 2020 года
  • Предложения по организации зоны успокоенного движения на период до 2030 года
  • Схема дислокации предполагаемых внеуличных пешеходных переходов
  • Схема предлагаемых участков ограничения скорости в центральной части города на 2020 год
  • Схема предлагаемых участков ограничения скорости в центральной части города на 2030 год
  • Схема опорной сети для движения грузового транспорта разрешенной массой свыше 15 тонн с размещением перехватывающих стоянок для грузового транспорта
  • Схема опорной сети для движения грузового транспорта разрешенной массой свыше 15 тонн в дневное время
  • Схема опорной сети для движения грузового транспорта разрешенной массой свыше 15 тонн в ночное время
Юлия Красникова

Новости партнеров