Новости раздела

Марина Шамсутдинова: «Правила этикета в России и за рубежом отличаются — нас не воспитывали целый век»

Как выстроить долгосрочные и эффективные отношения через рекомендации «науки об общении»

Марина Шамсутдинова: «Правила этикета в России и за рубежом отличаются — нас не воспитывали целый век»
Фото: Ринат Назметдинов

Правила этикета — это не ограничения, как говорил Шариков в «Собачьем сердце»: «Вот все у вас, как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему, — это нет». На самом деле, это то, что вам же принесет пользу, причем, дважды, говорят специалисты. Во-первых, вы прослывете воспитанным человеком, с которым приятно общаться — а, значит, нужные люди к вам потянутся. Во-вторых, вы быстрее добьетесь желаемого — нужных деловых контактов, продвижения по службе и, как следствие, благосостояния. Какие блюда не стоит заказывать на первом свидании, как выразить начальству уважение без подобострастия и как одеваться, чтобы везде быть своим, в интервью «Реальному времени» рассказала тренер-консультант по этикету и моделированию поведения Марина Шамсутдинова.

Что делает человека счастливым

— Марина, насколько сегодня, когда общий уровень культуры сильно упал, актуален этикет?

— На самом деле, этикет тоже нужен не всем. Но точно существует определенный пласт общества, в котором отношения людей гораздо важнее, чем поесть, удовлетворить физические потребности.

— Вы имеете в виду «сливки общества», людей состоятельных?

— Нет, сегодня и молодежи интересно, как выстраивать отношения, потому что у них базовые потребности по пирамиде Маслоу удовлетворены. Внутри появилось чувство самоуважения, а вот уважительно относиться к другим их не учили.

— Действительно, это видно сразу — хамство и мат на улице и в общественном транспорте превратились в норму, даже замечание говорить потише или не использовать ненормативную лексику может быть чревато для того, кто его делает…

— Отмечу, что сейчас вообще считается неэтичным стыдить кого-то — стыдно стыдить. На самом деле, я думаю, что мы живем в этом хамстве, потому что вынуждены, нас не учили по-другому. Зато когда оказываемся в окружении воспитанных людей, то по-настоящему кайфуем. Если каждый чуть добавит в себе деликатности, то вокруг появится больше людей, с которыми приятно общаться: и в семье, и на улице, и на работе. Человек счастлив, только когда имеет принципиально качественные отношения.

Дважды «схватить и убежать» не получится

— То есть и на работу мы ходим не только деньги зарабатывать, мы идем за приятным общением?

— Нам это даже важнее. Это уже прошлый век: «схватил и убежал». Сегодня об этом тут же все узнают — сейчас век информации, которая передается очень быстро. И с тобой уже никто не захочет выстраивать отношений, второй раз схватить не удастся. Сегодня качество отношений выходит на первый план. Люди понимают, что если они объединились — сделают нечто большее. Это другой формат отношений и подхода к бизнесу.

Если каждый чуть добавит в себе деликатности, то вокруг появится больше людей, с которыми приятно общаться: и в семье, и на улице, и на работе

— Соблюдая правила этикета, какие выгоды получает человек?

— Первое — в отношениях появляется доверие. Второе — они становятся долгосрочными и перспективными. Третье — мы можем взаимодействовать эффективнее, то есть не нужно искать правильного решения как поступить, они уже есть.

Этикет пандемии

— В новые ковидные времена появились и новые правила этикета. Сейчас по-другому принято здороваться, носить маску и прочее. Могли бы вы поподробнее рассказать об этом?

— Этикет всегда ситуативен. Это не нормы и догмы, он всегда подстраивается под ситуацию — где, что-то уместно или нет. То есть сейчас уместно заботиться о своем здоровье — мы носим маски, для чего созданы правила, причем, не этикетные, а на законодательном уровне. Но и по правилам этикета человеку заболевшему неуместно и неэтично находиться среди людей.

Про приветствия: даже с близкими людьми рукопожатие может быть неуместным. Но мы можем «считывать» информацию — можно ли с ним здороваться, как обычно. Если же мы только еще хотим создать отношения и вызвать у него доверие, нужно быть осторожным с дистанцией.

Тогда мы не здороваемся за руку, не кидаемся в объятия, а через расстояние наблюдаем, насколько то или иное приветствие будет ему комфортным. Понаблюдав, решаем, можно ли приблизиться еще на шаг.

— Насколько этичны и приживутся ли новые приветствия — прикосновения локтями, ступнями, например?

— Можно придумать много разных игрушек, но у нас есть свое старинное выражение уважительного отношения к визави — легкий поклон. Темя, затылок — наша самая незащищенная часть, и когда мы, как это было принято у рыцарей, склоняем голову, говоря таким образом «здравствуйте», это означает «я настолько тебе доверяю, что готов отдать голову на отсечение». Но ведь мы утратили даже этот навык — не просто кивнуть головой, а сказать при этом «здравствуйте»…

Времена и ситуации меняются, как и дистанции. Все равно мы будем обниматься друг с другом при встрече. Остается и потребность в дружеском рукопожатии

«Выживет» ли рукопожатие

— Уместно ли соединять перед собой ладони и кланяться, как это принято у японцев?

— Это не наш жест, и мы не знаем всех тонкостей такого приветствия, поэтому не совсем уместно его везде применять. Лучше поздороваться, поднеся руку к груди, это означает вашу сердечность по отношению к собеседнику. Если наоборот человек рвется к вам в объятия, к активным отношениям, примените другой жест — покажите ладонью отстраненность и отступите на шаг, чуть разверните плечо.

Вообще соблюдать социальную дистанцию стоит всегда с малознакомым человеком. Это и для вас полезно — если вы вытягиваете руку и не достаете до собеседника — вы в безопасности. Если вы прикасаетесь при этом к нему — вот она, территория опасности. Не нужно заходить за черту личного комфорта, пока вы не получили на то разрешения.

— Вы согласны с утверждением, что привычное рукопожатие в новых условиях просто сойдет на нет, больше не будет применяться?

— Нет. Времена и ситуации меняются, как и дистанции. Все равно мы будем обниматься друг с другом при встрече. Остается и потребность в дружеском рукопожатии. На официальных мероприятиях — да, рукопожатие теперь отменено, но как долго сохранится эта тенденция? Желание людей быть ближе друг к другу неистребимо.

«Вашу ручку, битте-дритте»

— До феминизации общества приняты были особые знаки внимания по отношению к женщинам — пропустить вперед, придержать дверь, уступить место. Современный этикет поддерживает эти правила, должен ли мужчина делать это?

— Мужчина «имеет право» это делать, но он не должен и не обязан. Тем более, что в некоторых ситуациях, в силу гендерных особенностей, женщина может и оскорбиться. Но если мужчина хочет продемонстрировать уважительное отношение к даме, внимание ей оказать, он может сделать это красиво, предварительно спросив: «Вы позволите?», «Прошу прощения, можно ли я вам…». Тогда женщина примет это с благодарностью. Кстати, на работе мужчине совсем не обязательно открывать сослуживице дверь, двигать стул, подавать пальто. Здесь мы не мужчина и женщина, а коллеги. Не стоит ждать, что сотрудник или начальник распахнет перед вами дверь или пропустит первой — только потому, что вы такая райская птица. Не должен, не обязан — и это нормально, никаких обид и претензий. Зато если мужчина сам хочет красиво себя проявить и относится к даме с интересом, это будет уместно.

Вообще, в этикете нет запретов — это его воспринимают так — неправильно несколько. Этикет — это те правила, которые помогают выстраивать доверительные и приятные отношения, комфортные и дружелюбные

Правила выстраивания приятных отношений

— Резюмируем: что конкретно будет уместным со стороны сильного пола по отношению к слабому, какие жесты?

— Приоткрыть дверь, например. Вообще, в этикете нет запретов — это его воспринимают так — неправильно несколько. Этикет — это те правила, которые помогают выстраивать доверительные и приятные отношения, комфортные и дружелюбные.

В этикете есть рекомендации. То есть рекомендуется поступить именно так, потому что потом нам самим же это будет выгодно. Мы выбираем — мы можем следовать ему, потому что это нам полезно, либо нет, потому что мы так хотим. Сегодня не имеет смысла брать те известные дворянские правила этикета и полностью переносить в наше время.

Торт и розочки на нем

— Вы сказали, что не все умеют правильно общаться с начальством. Как выказать уважение без подобострастия?

— Кроме правил в этикете, тех самых манер, есть еще фундамент. Если манеры — это розочки на торте, то фундамент — его бисквитная основа.

База — уважение к чувству собственного достоинства своему и такое же отношение к собеседнику. Плюс — взаимоуважение, такой баланс. Все правила сводятся именно к этому.

— Но как же поступить, если начальник откровенно хамит тебе?

— По правилам этикета, есть три шага выхода из конфликтной ситуации. Первая — увеличение дистанции, то есть мы даже буквально отходим на определенное расстояние. Второе — сокращение времени общения. Третья задача — сохранить свое лицо.

В глубине конфликта всегда лежит внутреннее отношение, внешнее проявление — его отражение. На работе конфликт — это, как правило, нарушение иерархии: если кто-то не на свое место лезет, не свои функции выполняет или не справляется со своими задачами. Если в этом разобраться, то и проблему можно разрешить.

Правила этикета не могут это сделать, они способны только не допустить открытого противостояния или помочь продолжать взаимодействие даже в конфликте. Если я понимаю, что мое достоинство мне важнее, чем выяснить отношения сегодня, нужно взять паузу, чтобы успокоиться и прийти в адекватное состояние. После этого можно поговорить снова.

Если я понимаю, что мое достоинство мне важнее, чем выяснить отношения сегодня, нужно взять паузу, чтобы успокоиться и прийти в адекватное состояние. После этого можно поговорить снова

Как добиться благосклонности сильного

— Как вызвать уважение и расположение к себе вышестоящего лица? Наверное, можно и по невербальным сигналам что-то понять, предотвратить или расположить человека к себе?

— Уважительно здороваться с наклоном головы. Правильно держать позу — не вытягиваться напряженно, это поза энергетической недостаточности. Вы должны быть естественны, показывая, что вам достаточно места, энергии, свободы. Люди ведь именно на энергию и реагируют — на вас уже пойдет и другая реакция. Они чувствуют и притягиваются к тому, где хорошо и комфортно. Напряженность раздражает. Однако стоит помнить, что есть позы подчинения: не стоит перед руководителем больше территории занимать. Нельзя провоцировать его — закидывать ногу на ногу.

— К рукам тоже есть особые требования?

— Стараться не демонстрировать острых углов на локтевых сгибах — прямая угроза собеседнику. Острый угол воспринимается как агрессия. Помните, в детстве мы считали, что худой — злой, а полный — добряк? Углов нет острых.

— Отсюда запрет класть локти на стол?

— Это сигнал «Я толкну!» Локти должны «смотреть» в пол, так вы говорите, что не посягаете на чужую территорию. Мозг ведь постоянно считывает «невербалику» и говорит вам: опасно или нет. Держите осанку ровной — вы выражаете чувство собственного достоинства при открытом сердечном центре. Сутулый человек свое сердце закрывает.

В какое ухо шепчем начальству

— Нужно уметь и правильно выбрать место в кабинете начальника или при нем, верно?

— Если нет четкой рассадки — у чиновников иногда это обозначено. Если женщина заходит в кабинет, ей не указывают, куда сесть, а дают право выбрать. Этим нужно уметь воспользоваться. Выгоднее пройти на место справа или слева рядом с начальством — смотря о чем вы хотите с ним поговорить. Лучше сесть спиной к окну, лицом к двери — вы тогда контролируете ее, вы в безопасности. Нельзя позже начальства прийти на мероприятие или раньше уйти, снять при нем пиджак — это все сигналы, что «ты для меня не важен». Это все протокол, в основе которого лежат правила этикета.

Напишите сначала в мессенджер, может ли человек поговорить с вами, если да — то во сколько. Работает правило «Мне удобно, удобно со мной»

Почему голосовое сообщение — хамство

— Четким современным сигналом отношения к собеседнику может служить телефон. Для него тоже прописан ряд правил?

— Телефон не должен быть на столе — это не предмет сервировки. Выкладывая его перед собой вы показываете, что у вас есть дела и поважнее. Неприятно и неуважительно. Есть, конечно, такие ситуации, что вы встречаетесь с подругой и оговариваете, что ждете звонка от ребенка.

— Сегодня даже звонить без предварительной договоренности не принято, во всяком случае, по работе или малознакомым людям?

— Да, напишите сначала в мессенджер, может ли человек поговорить с вами, если да — то во сколько. Работает правило «Мне удобно, удобно со мной». Вам, например, будет удобно быстренько наговорить голосовое сообщение. Получатель же с большим комфортом послание прочтет, чем будет искать место, где его послушать.

— По-моему, голосовые послания без предварительной договоренности, это что-то неприемлемое…

— Это хамство. Вы сэкономили свое время, но показали безразличие ко времени и комфорту адресата. То же самое разговоры в общественных местах — все вынуждены вас слушать. Окружающим становится неудобно ведь нас с детства учили, что подслушивать нехорошо, а по сути мы вынуждены быть в курсе вашей личной или деловой жизни.

Уместны ли «спасибо», смайлики и точки

— Сейчас популярны родительские сообщества, на работе, в кругу друзей и одноклассников. Какие правила для групп в мессенджерах?

— Мы помним, что пересланные сообщения — это спам. Это ни капли не про уважительное отношение. Лучше потрудиться и набрать поздравление с личным обращением, чем потом ваш получатель будет с негодованием чистить память телефона. В родительских группах — не засорять посланиями не по делу, не обязательно каждому из 30 родителей сказать «спасибо» на какое-то действие педагога. Не у всех есть время это читать, но приходится, чтобы не пропустить важное сообщение от учителя.

Кстати, у молодежи тоже есть свои правила — не ставить точку в конце предложения, а следующее начинать просто с новой строки. Точка воспринимается слишком категорично. То же и со смайликами — с друзьями понятно, но если вы переписываетесь с вышестоящим лицом — первым такой значок может поставить именно он.

Есть люди с такой высокой стоимостью принятия решений, что их минута — это не наши 15. Они принимают решения быстро. Ты на минуту опоздал — все, он с тобой не работает. То есть нужно думать о последствиях — готов я опоздать, хочу ли я и дальше работать с этим человеком или этого делать не стоит

Можно ли опоздать к президенту

— Насчет опозданий — работают ли «15 джентльменских минут» опоздания и не стала ли задержка вообще нормой?

— Когда такой вопрос мне задают на лекциях, я предлагаю встречный вопрос: вы бы опоздали на встречу с президентом? Таких не находится. Наоборот, придут ночевать под окнами — насколько велика ценность этой встречи. А если я постоянно опаздываю — бабушку через дорогу переводила, котенка спасала, меня выслушают, все поймут, но общих дел со мной лучше не иметь. Насчет 15 минут: есть люди с такой высокой стоимостью принятия решений, что их минута — это не наши 15. Они принимают решения быстро. Ты на минуту опоздал — все, он с тобой не работает. То есть нужно думать о последствиях — готов я опоздать, хочу ли я и дальше работать с этим человеком или этого делать не стоит.

— А женщине можно ли опаздывать на свидание? В старом фильме дама говорит, что опаздывать она должна, чтобы у кавалера появилось время думать о ней…

— Она может опоздать на свидание немного. Сравните — дама торопится, чтобы прибежать на встречу во время, но при этом пахнет как лошадь Пржевальского — свидание будет испорчено. А если она готовила себя к рандеву, выглядит великолепно, благоухает и улыбается — эти 15 минут ожидания она компенсирует приятностью встречи.

Этикет — это качество наших отношений, общаться нужно легко. Этикет — как раз про это.

Когда паста и чебурек под запретом

— Говоря о встрече друзей или свидании — кто платит за угощение?

— Кто пригласил. Можно, пообедав в компании друзей, сказать: «Мне было так приятно, давайте в этот раз заплачу я». Если договоренности не было и такое предложение поступило, отказываться не стоит, лучше согласиться и предложить в следующий раз за обоих заплатить вам.

— Если первое свидание проходит в кафе, что лучше заказать из блюд?

— То, что вы сможете есть красиво. Не стоит, например, есть спагетти, блюда национальной кухни, которое едят руками, — чебуреки, например. Есть тоже надо уметь. Почему не наклоняемся над тарелкой? Поднося ложку ко рту, мы показываем, что это еда для нас, а не мы для еды. В противном случае — вы как бы склоняетесь перед едой. Или боитесь одежду испачкать, в практичных целях, ведь ее потом будет трудно отстирать.

Оказавшись за столом, уделяйте внимание, прежде всего, компании, а потом пище. Определитесь и покажите, для чего вы здесь — насытиться или пообщаться.

Если мы хотим стать своим в новом обществе, то и одеваться и вести должны себя так, как принято в этой компании. Не нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь

Аккуратность — актуальный дресс-код

— С одеждой тоже много трудностей. В театре редко встретишь нарядно одетых людей, на улицах — полуголые горожане обоих полов. Как научиться быть одетым всегда кстати?

— Одежда должна быть уместна данному месту. Если человеку удобно ходить в театр в повседневной одежде — почему бы и нет? Главное, чтобы при этом хамского отношения к окружающим не было: неопрятности в одежде, включенного телефона во время представления, чавканья за столом. Нас ведь и не учили одеваться, вот в чем проблема… Мало кто знает, что одежда не должна быть обтягивающей — тогда мы демонстрируем не наш наряд, а откровенно тело. Не обязательно, чтобы быть привлекательной, провоцировать короткой юбкой или вырезом — женщина может одеться в деловой костюм. Достаточно распустить волосы — и это уже совершенно не деловой образ, а яркий сигнал, привлекающий внимание. Другое дело, какого качества будет это внимание. Если мы хотим стать своим в новом обществе, то и одеваться и вести должны себя так, как принято в этой компании. Не нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь.

Зачем улыбаться в лифте

— Правила этикета в России и за рубежом сильно отличаются?

— Только одним — нас не воспитывали целый век. В советское время этикету обучали дипломатов или, если кому повезло, были бабушки, которые помнили все эти правила. За границей обучали всегда. Но нельзя сказать, что там все такие вежливые, а у нас невоспитанные.

Но там все знают, например, что заходящий в лифт здоровается первым, доброжелательно и с улыбкой. У нас принято зайти так, будто никого больше рядом нет. В первом случае, вы располагаете окружающих к себе, во втором — создаете напряженную и неловкую обстановку.

Как «улучшить» поведение мужчин

— Марина, почему вы выбрали для себя такую тему для исследований: продвижение по работе как правила этикета? Расскажите немного о себе.

— Я по первому образованию педагог. Преподавала в школе, а в 90-е годы, когда помада стоила треть зарплаты, переквалифицировалась в бухгалтера-экономиста. Потом благополучно вышла замуж, родила троих детей. Правила этикета — это моя любовь и увлечение с юности. От московского психолога 4 года назад я прошла тренинг «Управление впечатлением». Я не ожидала, что этому можно учить! Поехала в Москву на обучение — мои педагоги считаются лучшими в России. Сейчас вхожу в Национальную ассоциацию специалистов по протоколу и этикету. Такой специальности нет в рейтинге профессий, и это не способ заработать деньги. Это хобби. Готовим онлайн-тренинги. Проводим встречи — люди интересуются, билеты, как это получилось с моей декабрьской лекцией в Музее казанской иконы, были проданы. Курс лекций «Смолянки: истории и судьбы» провела в Музее изобразительных искусств Татарстана, была приглашенным лектором по деловому этикету на президентских курсах переподготовки госслужащих РТ.

Я работаю именно с женщинами, именно они несут эти ценности дальше

— Ваша недавняя лекция проходила в Музее казанской иконы. Насколько сочетаются лекции по этикету с этой площадкой?

— В музее иконы говорить о культуре поведения и воспитания очень уместно, в январе будет цикл лекций об истории Института благородных девиц и нашего казанского института тоже.

Публика в музей на лекции приходит образованная, интеллигентная, наши мероприятия привлекают внимание и к музею, многие гости с воодушевлением познакомились с музеем и вернутся еще раз, с друзьями и семьями.

— Ваши слушатели больше женщины или мужчины? Каких возрастов?

— Я работаю именно с женщинами, именно они несут эти ценности дальше. Это и возрастные дамы, и девочки молодые. С детьми только не работаю. Я считаю, что один мужчина может по-разному себя вести с разными женщинами. Чем больше девушки будут себя ценить, тем лучше будут вести себя мужчины.

Анна Тарлецкая, фото Рината Назметдинова
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 08 янв
    Интересно и полезно!
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Меня всегда раздражало рукопожатие у мужа со всеми. Руки же грязные, у всех своя микрофлора, давно пора это искоренять
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Это показывает уважение. Тем более что такую многовековую традицию так просто не искоренить
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Кажется вам можно ставить диагноз
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Поставьте диагноз нашему хозяину - долларовому миллиардеру, желающему поручковаться с каждым, кто в офисе попался ему на пути.
    Это его представления о демократии.
    Конечно не имеет ничего общего с татарским байством.
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Мне было интересно прочитать, спасибо
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    А еще, мы хотели в лифт сесть, так перед носом закрыла мать с ребёнком. А я была с коляской. Вот какого фига? Что за тяжёлый у нас народ?
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    «Какого фига» - выражение тоже не по этикету
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Как поет Сердючка, обойдемся без ваших этикет-метикетов, а то "сто лет нас не воспитывали". Воспитывали и не в духе человек человеку волк, как сейчас, а в дружбе и равенстве.
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Не в ключе рыночных отношений нас воспитывали
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Ох какая полезная и интересная статья!
    Ответить
    Анонимно 09 янв
    Кому полезная?
    Ответить
  • Анонимно 09 янв
    Откровенным хамством является то, что высказала в этом интервью эта женщина. Нравственность и воспитанность явно не её кредо. Айдар.
    Ответить
    Анонимно 10 янв
    Что именно вам показалось хамством ? Я вот не заметила )) жаль, что этикету хотя бы в школе не обучают (
    Ответить
  • Анонимно 10 янв
    Спасибо большое. На мой взгляд, очень интересная и нужная тема.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии