Новости раздела

Айрат Фаррахов: «Основные принципы закона о госзакупках не работают в случае с лекарствами»

По мнению депутата Госдумы, чтобы улучшить лекарственное обеспечение льготников, необходимо кардинально поменять закон о конкуренции

В ушедшем году депутат Госдумы от Татарстана и экс-министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов получил в 3 раза больше обращений от избирателей. Отчасти этот рост связан с пандемией коронавируса — люди сообщали о проблемах по телефону и через интернет, писали в соцсетях. По итогам этих обращений были сформированы планы на 2021 год, в частности, касающиеся изменений законодательства. Какие законы, соавтором которых выступил наш парламентарий, помогли облегчить жизнь бизнесу и над какими инициативами предстоит работать в этом году, Айрат Фаррахов рассказал в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

Мы не авторы нового закона, мы его проводники

«Депутат» — в переводе с латыни «посланный», то есть человек, посланный народом представлять его интересы во власти. От посланника ждут конкретных результатов и помощи. 2020 год был очень тяжелым, и обращений от избирателей, в частности, ко мне, было намного больше — более чем в три раза по сравнению с прошлыми годами. Впрочем, рост, наверное, связан и с тем, что стало проще обращаться — по телефону, по интернету, через электронную почту, через сайт Госдумы, лично — в соцсетях. И естественным результатом этих обращений стали планы на 2021
год, в частности, планы, касающиеся изменения нашего законодательства.

В 2020 году были приняты девять законопроектов, соавтором которых я выступал.

Недавно, например, в третьем чтении был принят законопроект, которым мне поручил заниматься президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Законопроект в некотором роде показательный, потому что работа над ним шла именно так, как я считаю наиболее правильным. Его предложили не депутаты, а те, кто депутатов послал во власть.

В мае мы встречались с предпринимателями — представителями малого и среднего бизнеса, и на этой встрече один из них обратился с просьбой избавить их от обязанности ежегодного аудита финансовой отчетности. За аудит приходится отдавать от 60 до 100 тысяч рублей, это дополнительные издержки, а для малого бизнеса каждая копейка важна.

Теперь им этот аудит проводить не нужно — обязанность осталась только у крупных компаний с выручкой, превышающей 800 млн рублей в год. Особенно радует, что авторами нового закона стали, по сути, сами предприниматели, а мы только помогли им провести его.

И таких законов было в минувшем году много. Удачно решился вопрос с родителями детей-инвалидов по итогам очень горячей встречи в Татарстане, и один из вопросов, который они подняли, — о несоответствии реальным потребностям инвалидов нормативов, установленных федеральным Министерством труда и занятости на средства реабилитации — пеленки и памперсы. Например, памперсов было в два раза меньше, чем нужно. Я сделал запрос министру труда и занятости — в результате были существенно пересмотрены нормативы на адсорбирующее белье и подгузники.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Очень горжусь тем, что девять законов, над которыми я работал, уже приняты. На будущий год на очереди еще семь законопроектов в стадии первого чтения, а внесены, но не рассмотрены еще 15.

В основе планов — личные обращения

В 2020 году у меня было 96 встреч с избирателями, за год я принял 752 человека — лично и дистанционно. А всего ко мне поступило 1212 обращений, из них 427 — через официальный портал Государственной думы, 496 — через мои аккаунты в соцсетях и личную электронную форму, 289 — в ходе личного приема. Именно эти обращения легли в основу планов на будущий год.

Наиболее актуальными в течение года были вопросы о лекарственном обеспечении и обеспечении инвалидов средствами технической реабилитации — это 45% всех вопросов. Наверное, такое их количество связано с тем, что многие меня ассоциируют с прежней работой и до сих пор воспринимают как представителя системы здравоохранения.

Обращения, связанные с вопросами ЖКХ, обманутыми дольщиками, инфраструктурой, — 18%. Вопросы пенсионного обеспечения — 15%. И 12% — это инициативы, которые необходимо продвигать. Вот как тот законопроект, о котором я уже упомянул. Еще 10% — это просьбы оказать помощь — деньгами, в ремонте и так далее.

realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

У депутата есть два орудия — законодательная инициатива и запрос. Было подготовлено 945 запросов в федеральные и региональные министерства и ведомства. И в 58% случаев мы уже получили положительные ответы и решения. Остальные в работе — они очень сложные, одного года для их решения не хватило.

Есть у меня также планы корректировки налогового и бюджетного законодательства. Наша экономика нуждается в существенной поддержке. Малый и средний бизнес находятся в очень непростом положении, многие предприниматели открыто говорят о своем бедственном положении. Поэтому очень важно принимать законы, которые направлены на поддержку деловой среды, снижение налогов и на то, чтобы предпринимательство развивалось. Оно обеспечивает основные поступления в бюджет, значит, создает основу, которая позволит повышать пенсии, строить дороги, детсады и школы.

Если при закупке лекарств закон о конкуренции не работает, его надо менять

Я возглавляю в Государственной думе России рабочую группу по улучшению обеспечения лекарствами. Сейчас все лекарства для льготников закупаются по закону «О контрактной системе...» (44-ФЗ). Эффективность лекарственного обеспечения зависит от того, как в нем прописаны правила конкурсов, поставок.

Мы сейчас готовим порядка ста поправок в этот закон — чтобы деньги, которые государство направляет на закупку лекарств, использовались более эффективно.

Например, нас не устраивает то, что на самом деле главными критериями по действующему закону являются наличие конкуренции и снижение цены. Мы же понимаем, что не всегда можно купить хорошее лекарство за самую низкую цену. Что оно может не подойти конкретному человеку. И что иногда возникают ситуации, когда нет и быть не может конкуренции. Когда, например, один-единственный производитель завез в Российскую Федерацию суперсовременное лекарство и покупать его будут по той цене, которую он назначил.

Основные принципы закона о госзакупках не работают в случае с лекарствами, поэтому очень важно искать другие варианты, использовать другие инструменты и механизмы.

Кроме того, появляются новые, не зарегистрированные в России лекарства, которые родители больных детей выписывали из-за границы, и вы помните, были судебные процессы. Мы приняли участие в этом деле, все уголовные дела были отменены, а лекарства зарегистрированы в нашей стране.

Но сейчас еще необходимо сделать так, чтобы эти лекарства производились в нашей стране — тогда они станут дешевле, доступнее. Сейчас на них цены запредельные, обеспечивая ими одних пациентов, мы ограничиваем других — бюджет-то не беспредельный.

Еще важный момент: сегодня существуют такие подходы к закупкам, когда оплата препаратов происходит только после достижения эффекта, когда ясно, что лекарство действительно помогло, принесло результат.

Сегодняшний ФЗ-44 такого не предусматривает, и мы хотим в него внести очень серьезные изменения, которые касаются в первую очередь инновационных препаратов и направлены на то, чтобы создать в России условия для выпуска таких лекарств, создать новые места и поддержать науку.

А еще есть идея ввести законодательно понятие централизованных закупок, как это делается в Татарстане. У нас есть централизованный склад — «Таттехмедфарм», а большие объемы закупок позволяют серьезно снизить цену каждой упаковки лекарства. Распространив этот принцип на ряд субъектов, например на ПФО, мы улучшили бы лекарственное обеспечение всех пациентов.

realnoevremya.ru

Пора ограничить распространение слухов о вредоносности вакцин

Мы с экспертами близки к тому, чтобы начинать писать проект еще одного федерального закона. Статистика показывает, что примерно 60% людей не готовы вакцинироваться от коронавируса. Они не то что против — они пока не решились, и их можно понять. Здесь и к государству есть претензии: очень много закрытой информации.

А когда официальной информации нет, люди идут за информацией в соцсети. А там — огромное количество фейковой информации о том, что прививки, вакцины — причины инвалидности, аутизма и так далее. Причем наиболее опасно, что эти сведения зачастую массово распространяют люди, которые имеют право на медицинскую деятельность, — врачи.

Но поскольку государственной информации не хватает, люди используют при принятии решений эти научно не подкрепленные слухи. Уже сколько было случаев, когда отказ от прививок от кори приводил к тому, что люди становились инвалидами. А если люди не привьются от COVID-19, заболеют и получат тяжелые осложнения?

Суть моей идеи в том, чтобы законом ограничить недостоверную информацию в интернете. Мы недавно приняли решение, обязавшее соцсети блокировать недостоверную, общественно опасную информацию, например, по детским суицидам, детской порнографии, и это работает. Таким же образом, я считаю, нам нужно подходить к неподтвержденной информации по вакцинации — это же действительно общественно опасная информация!

Айрат Фаррахов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВластьМедицина Татарстан Фаррахов Айрат ЗакиевичТаттехмедфарм

Новости партнеров