Новости раздела

«Татар моны»: такмаки, урок кожаным ремнем и мастер-класс от Риммы Ибрагимовой

«Татар моны»: такмаки, урок кожаным ремнем и мастер-класс от Риммы Ибрагимовой
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В КРК «Пирамида» накануне вечером при аншлаге прошел гала-концерт Международного телевизионного конкурса молодых исполнителей «Татар моны», который проводится под эгидой минкультуры РТ и телерадиокомпании ТНВ с 2008 года. Корреспондент «Реального времени» побывала на концерте и узнала, что такое мон, послушала такмаки и поняла, зачем певцам дарят кожаные ремни.

Каким должен быть мон

Концертный зал «Пирамиды» был полон зрителей задолго до начала конкурса. Можно было услышать, как собравшиеся в предвкушении обсуждали, как проходил «Татар моны» в предыдущие годы. Среди почетных гостей присутствовали министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, министр финансов РТ Радик Гайзатуллин и звезды татарской эстрады.

Название конкурса «Татар моны» обязывает ко многому: ценители татарской музыки очень гордятся самим понятием «мон», которое нельзя перевести или объяснить, а можно только почувствовать, услышав звуки родной музыки. Видимо, организаторы хорошо понимали уровень ответственности, потому как действо сильно отличалось от привычных татарских эстрадных концертов: ни однотипных песен «Мин сине яратам, яратам, яратам», ни откровенных вычурных нарядов, за которые артисты нередко подвергаются критике (и не напрасно) не было. Певцы вживую исполняли композиции под музыку Рустема Яхина, Джаудата Файзи, Сары Садыковой, Шамсии Джихангировой и других известных татарских композиторов. Что касается нарядов, несмотря на то, что большинство из них было стилизовано под татарский народный костюм, выглядели они достаточно современно.

Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны» проводится с 2009 года. Напомнил об этом ведущий Зульфат Зиннуров, который также обратил внимание на то, что в седьмой раз фестиваль проводится в седьмой день недели, а в жюри сидит семь мэтров татарской эстрады. «Загадывайте желание», — шутливо порекомендовал он и рассказал, что, кроме строгого жюри, участников оценивали и сами зрители посредством СМС-голосования. К примеру, всего за два дня артисты смогли собрать порядка 5 200 голосов.

Не такмак

Концертная программа открылась выступлением 16-летнего Рамиля Бакеева, который исполнил известную татарскую песню про родной край. Конечно, это имя вряд ли широко известно. Но, пожалуй, этот номер был одним из самых трогательных. Молодого исполнителя, который был одет в белоснежный костюм, подвели к микрофону за руку: Рамиль Бакеев незряч с самого рождения. За смелость и за хорошее исполнение зал наградил его теплыми аплодисментами.

Если народную любовь можно измерить способом аккламации (который так любят татарстанские журналисты), проще говоря, громкостью аплодисментов, в народные «любимчики» следует записать Булата Закирова и Ильгиза Закиева. Именно их голоса смогли пленить зрителя: зал принял их единодушным рукоплесканием, даже слышались возгласы «браво».

И все же мон оказался коварной штукой: прочувствовать и передать глубину татарской музыки удалось далеко не всем. Как это ни странно, тяжелее всего молодым дарованиям давался такой жанр, как такмак, который представляет собой веселые песни под быструю музыку. Хотя в татарском языке слово «такмак» нередко пренебрежительно используется как синоним легкой ненавязчивой песенки, частушки, на деле исполнять такмаки оказалось непросто. Айзиле Вахитовой из Елабуги помогали и танцами, и бэк-вокалом. Вроде бы и спели по правилам, и талант у девушки явно есть, да только получился не совсем такмак: не хватило задора и доли безответственного веселья. Казалось, что Вахитова скорее исполняет арию Татьяны из «Евгения Онегина». Возможно, такмак оказался не самым подходящим жанром именно для нее. С другой стороны, Айзиле всего 17 лет, так что у нее много времени, чтобы научиться исполнять такмаки.

Певицам — браслет, певцам — ремень

И какой же конкурс может обойтись без призов и подарков? В этом году призовой фонд фестиваля составил 1 млн рублей. Каждый лауреат первой степени получил 50 тысяч рублей, второй — 30 тысяч рублей, третьей — 20 тысяч рублей. Но разве к денежному вознаграждению стремится настоящий артист? Позаботились организаторы и о подарке для души.

После каждого выступления артист кроме диплома получал набор презентов. Что он включал в себя, зрители смогли узнать после номера Лейлы Джисоевой, исполнительницы из Санкт-Петербурга. Ведущий Зульфат Зиннуров попросил юную певицу показать подаренное ей белое полотенце с ручной вышивкой и кожаный браслет с татарским орнаментом. Джисоева даже продемонстрировала его на своем запястье. Почему были выбраны именно такие необычные подарки, понятно: считается, что делать изделия из кожи на территории современного Татарстана начали еще во времена Булгарского периода.

А вот мужской набор несколько отличался от того, который получила прекрасная половина исполнителей. Когда очередь показывать подарки дошла до Рустама Абдрафикова, оказалось, что ему вместо браслета подарили кожаный ремень, также украшенный национальными узорами. «Повезло твоему сыну: каким красивым ремнем ты ему будешь преподавать урок!» — пошутил Зиннуров.

Мастер-класс от Риммы Ибрагимовой

В перерывах между выступлениями для зрителей был организован краткий ликбез. На больших экранах можно было посмотреть видеоролики, рассказывающие о каком-либо известном композиторе. Один из таких сюжетов был посвящен истории написания песни Гульшахиды — главной героини романа Абдурахмана Абсалямова «Ак чәчәкләр» («Белые цветы»). Оказывается, сохранилась запись, на которой сам Абсалямов и Джаудат Файзи рассказывают о том, как создавалась любимая многими композиция. В то время как песня лилась со сцены КРК «Пирамида», на экране мелькали кадры из кинофильма «Ак чәчәкләр», премьеру которого зрители могли видеть на канале ТНВ.

Кульминацией концерта можно считать выступление председателя жюри — Народной артистки Татарской АССР Риммы Ибрагимовой. Она исполнила песню «Кыр казлары», которую зритель узнал без труда. Учитывая, что большинство артистов, выступавших на сцене «Пирамиды», только начинают свой творческий путь, композиция прозвучала как некое наставление. Возможно, если для широкой публики чаще будут выступать талантливые артисты, которые могут обходиться без фонограммы, на татарской эстраде действительно зажгутся новые звезды, которые будут способны соперничать, в частности, и с Риммой Ибрагимовой.

1/61
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Гуландам Зарипова
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 30 ноя
    а у кого лучше всего получился "мон"-то?)
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Римма Ибрагимова была великолепна! Впрочем, как всегда!
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    как добро и наивно звучит татарская музыка на фоне нашей нынешней эстрады, прямо как инопланетный островок для души! хорошо, если молодёжь сохранит старые добрые традиции, всё-таки не всё нуждается в изменениях.. пусть костюмы стали другими, главное, чтобы душевный посыл оставался тем же, чтобы "мон" жил!
    Ответить
    Анонимно 30 ноя
    самобытное у них творчество
    Ответить
    Анонимно 30 ноя
    Колхоз, если уж прямо говорить...
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    а что это за ансамбль народных инструментов там на заднем плане? и кто дирижер?
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Бакеев здорово поет, нам он больше всех понравился)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров