Новости раздела

ЧМ-2015 в Казани останется без татарстанских сувениров?

Ремесленники отказываются работать с Дирекцией спортивных проектов, которая во время Универсиады предпочла дешевую китайскую продукцию местной

Татарстанские производители изделий народного промысла бойкотируют Дирекцию спортивных проектов: они отказались продавать брендированные сувениры чемпионата мира по водным видам спорта, поскольку в прошлом году сама же дирекция «убила» торговлю ремесленников, закупив дешевых китайских сувениров на $3 млн. Как выяснило «Реальное время», официальный продавец брендированных сувениров водного мундиаля до сих пор не определен, а местным ремесленникам чиновники в качестве альтернативы предложили внедрить фирменную маркировку «Сделано в Татарстане», чтобы привлечь покупателей.

«Имеем горький опыт общения…»

«Дирекция предложила нам участвовать, как в прошлом году: получить лицензию и так далее. Мы отказались. Мы имеем горький опыт общения с ними», — рассказал «Реальному времени» гендиректор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев перед началом прошедшего накануне заседания комитета Госсовета по культуре, науке и образованию. По его словам, Дирекция спортивных проектов предпочла местным художественным изделиям ручной работы более дешевые китайские аналоги, в результате чего татарстанские ремесленники не выдержали конкуренции.

«Наряду с нашими изделиями, которые стоили 200 — 500 рублей, лежали дешевые, по 50 рублей, кем только не нашлепанные: и хохлома, и китайского много всего было, — негодует Мустафаев. — В этом году мы отказались, будем представлять нашу продукцию безо всяких эмблем на тех выставках и в парках, которые будут устроены в честь чемпионата. Хотим открыть 35 — 40 точек, ведь у нас работают сотни людей».

Как он позже пояснил в ходе заседания комитета, к Универсиаде было определено 25 местных предприятий, которые выпускали местную брендированную продукцию, однако успехом она не пользовалась. «Мы думали, что хоть что-нибудь продадим. Но Дирекция Универсиады закупила на огромную сумму сувенирной продукции, на $3 млн. И 50% нашей продукции нам вернули. А что нам с ней делать? Мы же прямо в коже, прямо на изделиях нашили этого барсика. Причем, правильного барсика», — сокрушался глава ассоциации.

«Многие мастера уже уходят из этого бизнеса»

На вопрос «Реального времени» о том, сколько именно продукции и на какую сумму удалось-таки продать, а сколько вернули, Мустафаев ответить затруднился, поскольку торговцы, по его словам, не отчитываются перед центром о своих финансовых показателях. «Они же художники. Художник никогда не скажет, сколько картин он продал», — отметил он.

Тем не менее Мустафаев попросил у депутатов поддержки в продвижении местных товаров. «Дайте нам возможность открыть галерею непосредственно возле дворца спорта, не продавайте на коммерческой основе эти места», — попросил он, посетовав на то, что торговцы не могут найти бесплатных мест для торговли. «Казанский кремль — в день 500 тысяч рублей (за право торговать — прим. ред.) Ну какой предприниматель может себе это позволить?» — восклицал докладчик.

По его словам, даже в Свияжске нельзя просто так прийти и поставить ларек с художественными изделиями. «Тех, кто покупает изделия местного производства, единицы. Сколько раз мы ставили вопрос, чтобы нам хотя бы летом давали возможность выставить качественную галерею. Многие мастера уже уходят из этого бизнеса», — говорит Мустафаев.

Нури Мустафаев: «Мы будем представлять нашу продукцию безо всяких эмблем на тех выставках и в парках, которые будут устроены в честь чемпионата»

Отличий нет

Выступление ремесленника породило бурную дискуссию, которая затянулась на полтора часа. Депутаты порицали докладчика за излишний пессимизм. Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов считает, что нельзя отказываться от продажи изделий к водному мундиалю. «Если вам в прошлый раз 50% вернули, так сделайте 50% от того, что делали тогда. Ведь почти 10 тысяч человек приезжает, плюс гости», — призвал он. Кроме того, депутаты предложили ремесленникам активнее искать новые места под точки продаж, в том числе на территориях, принадлежащих государственным и муниципальным ведомствам.

«Татарстанские сувениры не покупают потому, что они дороже массовых изделий. Появление местной недорогой продукции может решить проблемы», — признал глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Он также отметил, что приезжие туристы часто не могут определить, где сделан сувенир: в Татарстане или в Китае. Он посоветовал ремесленникам выбрать 5 ключевых именно для Татарстана позиций и развивать их. Кроме того, Иванов предложил ввести знак качества для татарстанских мастеров. «Люди с удовольствием покупают то, что сделано именно в Татарстане, но они не могут это отличить в момент покупки. Поэтому предложение — сделать защищенную голограмму «Сувенир сделан в Татарстане», защищенную. Мы спокойно это сделаем через Гильдию экскурсоводов, через наши информационные ресурсы донесем», — заявил он. Собравшиеся поддержали идею, пообещав обсудить ее в ближайшее время на художественном экспертном совете.

Кто именно будет продавать брендированные сувениры к ЧМ-2015, остается неизвестным.

Редакция «Реального времени» обратилась в Исполнительную дирекцию спортивных проектов за комментарием. На момент сдачи материала ответ не был получен, но редакция готова предоставить дирекции возможность выразить свою позицию в дальнейшем.

Фото: remeslo.tatarstan.ru, ru.kazan2015.com

Дина Валиуллина

Новости партнеров