Новости раздела

«Готовы пойти по головам наших дедов»: погубит ли новая дорога татарское село под Волгоградом?

В Волгоградской области жители татарского селения возмущены начавшимся без обсуждения с ними дорожным строительством

«Готовы пойти по головам наших дедов»: погубит ли новая дорога татарское село под Волгоградом?

Старинное село Малые Чапурники Волгоградской области из одного из культурно-религиозных центров татар региона может превратиться в придорожный поселок с шаурмячными, шашлычными и автомойками, считают местные жители. Кроме того, они опасаются, что кладбище, где упокоены их предки, станет отхожим местом для дальнобойщиков и пассажиров автобусов. Дело в том, что в селении с недавних пор начались дорожно-строительные работы на трассе Волгоград — Элиста, о которых сельчан никто не предупредил. Как выяснило «Реальное время», гордых чапуринцев такое отношение крайне возмутило.

«Кощунство и издевательство над народом»

В старинном татарском селе Малые Чапурники Светлоярского района Волгоградской области разгорается скандал. В поселении начался ремонт трассы Волгоград — Элиста. Также через село с недавних времен проходит объездная трасса Р-22 — Обход Волгограда.

Ремонтно-строительные работы начались примерно месяц назад. Однако местным жителям, которых здесь, по официальным данным, меньше тысячи человек, никто не сообщал о планах властей и дорожников. Так, две недели назад чапуринцы с удивлением обнаружили, что автобусная остановка, которая находилась в центре села еще с советских времен и была удобна для жителей — была перенесена на самую окраину.

В поселении начался ремонт трассы Волгоград — Элиста

По селу поползли разные слухи. Якобы на узком участке между двумя мусульманскими кладбищами собираются построить стоянку для большегрузных машин и автобусов, направляющихся преимущественно на Кавказ. Сельчане боятся, что автопарковку втиснут впритык к захоронениям, построят шашлычные, автомойки и придорожные кафе. Жители села, зная менталитет среднего россиянина, стали опасаться, что водители фур и пассажиры автобусов будут топтать могилы их предков. А ведь там покоятся выдающиеся татарские деятели, религиозные просветители, отважные фронтовики Великой Отечественной войны. Более того, не исключено, что дальнобойщики попросту устроят «дикий» туалет и мусорную свалку. А работники шалманов могут сливать на могилы отходы.

Возмущает сельчан и поведение местных властей, кулуарно с подрядчиками решивших вопросы, связанные с инфраструктурой.

— Мы усматриваем в этом деле подлог и скрытую форму несправедливости против местных жителей в пользу частных предпринимателей, которые не считаются не только с нами, но даже готовы в прямом смысле пройти по головам наших дедов, — рассказывает «Реальному времени» житель села Айбулат Мигранов, местный имам. — И они готовы татарское культурно-религиозное село превратить в придорожный поселок. Мини-отели, кафе, шашлычницы, шиномонтажки, мойки, стоянки для фур и т.д. — разве не это является кощунством и издевательством над народом, как живым, так и умершим?!

Сельчане, зная менталитет среднего россиянина, стали опасаться, что водители фур и пассажиры автобусов будут топтать могилы их предков

Скорректировать с учетом мнения людей

По словам Мигранова, люди обращались к сельским и районным властям за объяснениями, но внятного ответа не получили. Напряжение нарастало. Граждане стали писать в различные инстанции.

В администрации Большечапурниковского сельского поселения, в состав которого входят Малые Чапурники, подтвердили нам, что местные жители недовольны начавшимися строительно-ремонтными работами. Однако возмущение жителей вызывает не обходная автомагистраль, которую «все ждали 25 лет», а начавшийся ремонт участка трассы в Элисту.

Корреспондент «Реального времени» обратился в ФКУ Упрдор «Москва — Волгоград» (структура Росавтодора) за пояснениями. В пресс-службе организации к моменту публикации материала ответов не дали, сославшись на занятость всех специалистов. Комментарий обещали представить позже.

В доме культуры Больших Чапурников состоялось собрание, организованное по инициативе сельских властей. На него пришла инициативная группа граждан. Их требования выслушивали и давали свои пояснения замглавы Светлоярского района Андрей Горбунов, главный архитектор района Виктор Жуков, глава Большечапурниковского поселения Александра Гулян, директор волгоградского филиала ФКУ Упрдор «Москва — Волгоград» Александр Колобродов и главный инженер подрядной компании Александр Савельев.

Чапуринцы негодовали: почему работы начались месяц назад, уже появились первые объекты, а представители муниципальной власти и строители молчали

Чапуринцы негодовали, что их мнение спросили только тогда, когда они на этом настояли. Свои претензии высказали и местные предприниматели.

В конце концов сельчане добились того, что проектировщики передают им на руки всю документацию, включая схемы строительства дороги. В течение двух недель внутри села обсуждается каждый квадратный метр в проекте, вносятся свои правки.

После этого опять пройдет собрание, на котором местные жители передадут свои замечания. Как пообещали «Реальному времени» в администрации Большечапурниковского сельского поселения, итоговый проект будет скорректирован с учетом мнения людей.

В селе сохранилась деревянная мечеть, построенная без единого гвоздя. Культовому зданию более 250 лет

Село основано переселенцами из Казанской губернии

Село Малые Чапурники основано в XVIII веке переселенцами из Казанской губернии. Как писала в 1906 году газета «Вакыт» (автор — Муслим, предположительно это псевдоним Ризаэтдина Фахретдинова), сюда, в Нижнее Поволжье, прибыли несколько семей насильственно крещеных татар, которые продолжали жить по мусульманским канонам. На новой родине их, записанных как христиан, тоже закрепили за церквями. Но они, несмотря на попытки церковных и светских властей приобщить к православию, все равно считали себя приверженцами ислама.

«В 1889 году чапуринцы через Оренбургский муфтият писали прошения на имя губернатора, далее министра о том, что они истинные мусульмане и никогда не придерживались христианской веры, а записали их в христианские списки насильно и неправедно попы и чиновники. Но все их прошения остались без внимания. После объявления манифеста 17 апреля 1905 года совместно со всеми мусульманами, считавшимися по бумагам христианами, чапуринцы тоже вздохнули свободно и, подав прошение на имя астраханского губернатора, попросили зарегистрировать исламскую махаллю, в соответствии с манифестом. Астраханское губернское правление 25 декабря 1905 года официально зарегистрировало чапуринцев как мусульман», — писала газета «Вакыт».

К слову, в селе сохранилась деревянная мечеть, построенная без единого гвоздя. Культовому зданию более 250 лет. Во время Великой Отечественной войны в Малых Чапурниках была сформирована 184-я стрелковая дивизия. Местные жители продолжают чтить татарские традиции, гордятся своими предками. В селе работает культурно-этнографический центр «Туган Як».

Во время Великой Отечественной войны в Малых Чапурниках была сформирована 184-я стрелковая дивизия

В мае 2014 года в селе прошел V Всероссийский сельский Сабантуй, среди почетных гостей праздника были президент Татарстана Рустам Минниханов и волгоградский губернатор Андрей Бочаров. Областные власти включили Малые Чапурники в туристический маршрут «Дорогами мировых религий». Приезжающим туристам показывают краеведческий музей и мечеть, знакомят с татарской культурой, исламом и угощают национальными блюдами.

Комментарий ФКУ Упрдор «Москва — Волгоград»

После публикации материала редакция «Реального времени» получила ответ от ФКУ Упрдор «Москва — Волгоград». Публикуем комментарий полностью:

«Работы на участке Р-22 «Каспий» подъезд к г. Элиста начались в соответствии с государственным контрактом 19.11.2019 г.

Проект организации дорожного движения автомобильной дороги Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Элиста) на участке км 36 — км 46 был направлен на рассмотрение в администрацию Светлоярского района Волгоградской области еще до начала строительно-монтажных работ по обустройству.

Этим проектом был предусмотрен перенос места дислокации автобусной остановки на 38-й км автодороги, что соответствует нормативным требованиям по обеспечению безопасности пешеходов и других участников движения. На сегодняшний день уже обустроены остановочная площадка и пешеходные дорожки. В ближайшее время специалисты установят автопавильон.

Однако в момент начала работ по устройству остановки общественного транспорта местные жители выразили недовольство ее местонахождением. Для решения этого вопроса 22 июля 2020 года в администрации Светлоярского района Волгоградской области состоялась встреча с участием представителей ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, районной администрации, а также жителей села Малые Чапурники. По итогам совещания принято решение, что местные жители внесут свои предложения в районную администрацию в части обустройства дороги, в т.ч. элементами безопасности движения, остановочными павильонами и примыканиями. Данные предложения будут направлены в Федеральное дорожное управление, которое рассмотрит их, опираясь на требования государственных стандартов и безопасности дорожного движения.

Организованной автостоянки или площадки отдыха, относящейся к участку автомобильной дороги, подведомственной ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, вблизи кладбища Малых Чапурников в настоящее время нет. Проектом капремонта автомобильной дороги Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Элиста) на участке км 36 — км 46 устройство автостоянки также не предусматривается».

Тимур Рахматуллин
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров

комментарии 26

комментарии

  • Анонимно 27 июл
    Почему сейчас люди стали бесчеловечными? Им главное, как роботы, делать своё дело и всё
    Ответить
    Rushad Al-Qazani 27 июл
    разве только сейчас?
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Первоначально в состав Казанской губернии входиа территория от Нижнего Новгорода до Астрахани.Они коренные жители
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Как всегда. У людей никто не спрашивает. В лучшем случае проводят фейковые слушания
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    учи матчасть. это были изначально два разных ханства. а потом и отдельные губернии.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Волгоградского ханства небыло
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Было Казанское ханство и было Астраханское - два разных ханства.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Мне прям до слез обидно такое читать. Наши деды такое бы и в мыслях не допустили
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    А ведь еще туристическая деревня
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Спасибо, что не оставляете без внимания такую проблему. Волгоградские СМИ не осмелились бы такое писать.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    1. Похоже, местные торгаши крайне обеспокоены предстоящим резким снижением цен на все (на трассе двойную цену не заломишь, и прибыли снизятся). Вот и будоражат народ и организуют "протесты местных жителей".
    2. На самом деле от дороги люди только выиграют: снизятся цены на товары, появятся места работы, улучшится транспорт. Шустри, кто хочет и может! Но те, кто сейчас торгуют по двойным ценам - пострадают. И от неизбежного уменьшения маржи, и от роста конкуренции. Вот и пытаются повредить.
    3. А кладбища обнесут забором. на стоянках построят туалеты, душевые и гостиницы, как везде.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Вот и пиарщики подрядчиков набежали. Или местной администрации. Ответы у вас смешные. Могу так же по порядку ответить на ваши отговорки.
    1. Приезжие торгаши приедут не благотворительностью заниматься, а взять свою маржу. И цены могут заламывать, каких захотят, выдавив местных предпринимателей (административным давлением, рэкетом и т.п.). А протесты инициировали вовсе не бизнесмены. А обычные люди - сельские труженики, упомянутый имам. И на их стороне выступила глава поселения А.А. Гулян.
    2. Собственно, против дороги жители не возмущаются. Их недовольство в том, что на их земле, на которой живут веками, начали хозяйничать какие-то пришлые люди и ставить им условия. Про "двойные цены" вы опять повторяетесь. См. п. 1.
    3. Те же заборы легко ломаются. И никто не будет следить за каждым коммерсантом, поставившим свой шалман, никто не будет ходить за каждым кавказским дальнобойщиком и пассажиром. Туалеты как всегда будут платными. Платить за то, чтоб справить нужду, не каждый захочет. И территорию загадить при таком подходе смогут за пару дней.

    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Человек нуждается в большей социализации для того, чтобы лучше защищать свои интересы, общество нуждается в коллективной социализации народа, тем более когда с людьми власть не хочет считаться. Социальный активизм основа защиты своих интересов, в любом случае надо писать письма, привлекать внимание, пикетировать объекты, создавать группы в соцсетях и т. д.
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Под Волгоградом назревает свой Хабаровск или Шиес?
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Хорошо что в м. Чапурниках есть такие люди, которые беспокоятся за своё село. Большое им спасибо. Кладбища должны находиться в спокойном тихом месте. Ведь там покоятся наши предки. Неужели нет больше места где можно построить стоянку, кафе и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 28 июл
    Спасибо тем кто считает,что место где он живет отстаивать отвсяких
    Ответить
  • Анонимно 28 июл
    Раньше село Малые Чапурники имело статус административной единицы.Была своя администрация котороя представляла интересы населения.Сейчас это представительство состоит из депутата который наверно и не знал что планируется делать на его родной земле.Ранее вернуть административный статус селу пыталась инициативная группа,но ее обвинили во всех грехах вплоть до разбирательства в прокуратуре.Осталось единственное место в селе где может сформироватся мнение населения по тому или иному вопросу это мечеть.Яркое отражение этому слова имама Айбулата Мигранова наполненые болью переживанием за свое село и людей живуших в нем.На сегоднешний день на кладбище села находят упокоение мусульмане практически со всего Волгограда.Кладбища находящиеся в других районах города стоят непомерно дорого да мест для мусульман уже нет.Сохранить святые места где лежат наши предки это дело все всех мусульман Волгограда.
    Ответить
  • Анонимно 28 июл
    У главы поселения Александры Гулян - армянская фамилия?
    Ответить
    Анонимно 28 июл
    В Волгоградской области в органах власти, в топ-менеджменте крупных компаний, в руководстве разных ведомств много людей с армянскими фамилиями.
    Ответить
    Анонимно 28 июл
    У Александры Александровны муж армянин
    Ответить
    Анонимно 30 июл
    их реально много
    Ответить
  • Анонимно 28 июл
    Не в фамилии дело.Дело в том кто сегодня у населения является духовным наставником.Печально что из мечети нет мнения которого бы придерживалось все село.Защить родное ,что свято,сможем только если едины в служении Аллаху!
    Ответить
  • Анонимно 30 июл
    Айбулату хазрату спасибо за его гражданскую позицию!
    Ответить
  • Анонимно 30 июл
    Как можно возле кладбище построит автомойку кафе и так далее,ради денег, издеваются над нашими предками которые там лежат это же святое место .
    Ответить
  • Анонимно 30 июл
    Дорогие односельчане давайте не останемся в стороне и будем добиваться,чтобы считались с жителями,не позволим топтать наше прошлое и наше будущее,нужно собраться всем селом и идти разговаривать с администрацией ,один или два человека ничего не добьются только объединившись всем можно достучаться до глухих чёрствых слуг народа,которые вовсе работают не для людей,а набивают себе карманы не думая о мусульманах.Если мы не будем отстаивать свои права за нас этого никто не будет делать.
    Ответить
  • Анонимно 30 июл
    Совсем человеческий облик потеряли хоть каплю уважения имели бы к чужому горю.Люди будут хоронить родных,а рядом из кафе смотреть будут что ли как будто аттракцион,как можно так делать.Обращайтесь во все вышестоящие инстанции,может даже в Москву потому что на местах обычно нельзя ничего сделать,как говорится рука руку моет.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии