Новости раздела

«Для поддержания сырьевой базы страны необходимо ежегодно открывать более 150 нефтегазовых месторождений»

Китайцы провели исследования под строительство трех заводов — цементного, кирпичного и керамической плитки стоимостью $10 млрд

«Для поддержания сырьевой базы страны необходимо ежегодно открывать более 150 нефтегазовых месторождений»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Международная научно-практическая конференция «Промышленные минералы: проблемы прогноза, поисков, оценки и инновационные технологии освоения месторождений», посвященная 70-летию ФГУП «ЦНИИгеолнеруд», проходит в эти дни в Казани в «Корстоне». Как выяснил побывавший на мероприятии корреспондент «Реального времени», несмотря на приподнятое настроение сотрудников учреждения-юбиляра и гостей, проблемы геологии, особенно геологоразведки в регионе и стране наводят специалистов на грустные размышления.

Докризисные славные времена

Первый вице-президент Российского геологического общества (Росгео) Евгений Фаррахов, выступавший первым, начал с плохого, рассказав о печальном положении дел в отечественной отрасли, особенно в сфере поисковой геологии.

С 2005 года нефтегазовая промышленность и сырьевая база углеводородов развивается по схеме расширенного воспроизводства. Объем добычи жидких углеводородов увеличился с 466 миллионов тонн (2005) до 527 миллионов тонн (2014). Всего за 10 лет добыто 5 миллиардов тонн.

Объем добычи газа стабильно держался на уровне 620-640 миллиардов кубометров. А суммарный объем — более 6 триллионов кубометров и зависел в большей степени от рыночной и геополитической конъюнктуры, нежели от состояния сырьевой базы. Финансирование геологоразведочных работ увеличилось в 4,6 раза — с 71 миллиарда рублей (2005) до 325 миллиардов (2015).

— Успехи последнего периода, связанные с научно-технической революцией и обусловленные ценовым фактором, способствовали в основном интенсификации использования сырьевой базы, созданной ранее, резервы которой не безграничны, — подчеркнул геолог.

За этими достижениями стали незаметны накапливающиеся негативные тенденции подготовки сырьевой базы, которая должна заменить действующую сырьевую базу через 20-25 лет. На фоне ухудшающейся структуры и качества сырьевой базы центральной проблемой стало прогрессирующее истощение поискового задела и накапливающийся дефицит открытых новых месторождений.

А банк-то качественный?

Основные причины негативных тенденций, по словам Фаррахова, заключаются в таких факторах, как многолетний критически низкий уровень поисково-разведочного бурения, снижение годовых объемов сейсморазведки 2D, малое число открытий и снижающаяся их размерность, накапливающийся дефицит новых запасов нефти и недостаточная их обоснованность при постановке на государственный учет, стал вольно использоваться термин «запасы».

— Мониторинг качества сырьевой базы не проводится более 20 лет, — рассказал Фаррахов. — У государства как собственника недр отсутствует объективная информация о реальных возможностях обеспечения намеченных объемов добычи, поскольку упрощенное объединение всех видов и разного качества запасов в одну цифру порождает искаженное представление о сроках обеспеченности и приводит к их завышению в полтора-два раза. Аналитическая стратегия России до 2030 года и ее проект до 2035 года базируются на остаточных запасах и текущих приростах запасов на дальних открытых месторождениях. Однако к этому периоду многократно увеличится число и роль мельчайших месторождений. Объемы, структура, качество, экономика подготовки будущей минерально-сырьевой базы не изучаются. Научные исследования в нефтегазовой геологии практически прекращены.

Поисковое бурение с советских времен не увеличилось, а размер добычи заметно растет. Ресурсоемкость по объемам поискового бурения одного открытия по сравнению с 1992 годом снизилась почти в два раза.

Понятно, что серьезным препятствием является резкое снижение цен на углеводороды. В условиях профицита сырой нефти будет сдерживать разведку и разработку низкорентабельных запасов. Ресурсы шельфа северных морей рассматриваются главным стратегическим резервом на отдаленную перспективу. За последние годы затраты на поиски и разведку ресурсов шельфа значительно увеличены и в среднем составили 25% от общих затрат на геологоразведочные работы.

Удельные затраты на поисково-разведочное бурение на шельфе значительно превосходят затраты на суше — в 16-17 раз.

Удельная плотность поискового бурения на суше в расчете на 1 квадратный километр далека от оптимальной — в 3-5 раз ниже, чем в США. Повышение плотности неизбежно, за которым следует открытие новых месторождений.

— Для поддержания сырьевой базы страны необходимо ежегодно открывать более 150 месторождений нефти, объемы поисково-разведочного бурения должны быть увеличены в 3 раза, — резюмировал Евгений Фаррахов.

«Это была какая-то халява, когда можно было получить лицензию, не платя ни копейки»

Что касается твердых полезных ископаемых, здесь ситуация еще печальней. Бытующее с начала 1990-х годов мнение об обеспеченности страны большинством видов полезных ископаемых привело к снижению государственной поддержки той части геологоразведки, которая направлена на воспроизводство минерально-сырьевой базы. За последние 20 лет произошло раздробление отрасли, ухудшился кадровый потенциал и техническое состояние большинства предприятий. Отсутствие должной поддержки со стороны государства привело к деградации прикладной геологической науки. Задача наращивания ресурсного материала решается все менее эффективно.

— Вызывают большой вопрос предварительные итоги почти годичного приказа, обеспечивавшего заявительный принцип доступа к недрам. Поступили заявки на более чем 500 объектов с отсутствующими оценками прогнозных ресурсов. Что движет этими заявителями? Скорее всего, это была какая-то халява, когда можно было получить лицензию, не платя ни копейки. Это свидетельствует о неблагополучии минерально-сырьевой базы, которая будет углубляться в связи с проблемами отечественной геологоразведки, — отметил Фаррахов.

Действующая подпрограмма воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр, Государственная программа РФ воспроизводства использования природных ресурсов как основы системы перспективного развития минерально-сырьевой базы страны, по его мнению, не учитывает современные вызовы и не способствует конструктивному решению обострившихся внутриотраслевых проблем.

— Несмотря на финансовые сложности, следует предусмотреть увеличение в 2,5-3 раза общих затрат геологоразведочных работ. Это обеспечит поступательное развитие экономики России в дальнейшем, — заключил вице-президент Росгео.

Увидим ли мы китайский кирпич, плитку и цемент из Дрожжаново?

Что же касается республики, то, как заверили корреспондента «Реального времени» татарстанские спикеры, ресурсов в РТ достаточно, и нам есть куда развиваться. Так, по словам заместителя министра экологии и природных ресурсов РТ Тимура Акчурина, массовая разведка и добыча полезных ископаемых в республике началась в середине прошлого века, когда страна болела «гигантоманией» и обращала внимание только на крупные месторождения. Теперь же настало время обратить свои взоры к более мелким.

— Разведзапасов у нас хватит на 100-200 лет по некоторым видам сырья, — подчеркнул чиновник в беседе с корреспондентом нашего издания. Что касается запасов песка и глины, необходимых в первую очередь в строительной отрасли, по его мнению, они не истощатся.

Равиль Садыков, заместитель директора по науке ЦНИИгеолнеруд, более осторожен в своих прогнозах: «На две пятилетки точно хватит».

Запасы именно глины и песка интересуют иностранных инвесторов. По словам Акчурина, китайские бизнесмены намерены построить в Дрожжановском районе, где были проведены соответствующие исследования, три завода: кирпичный, цементный и керамической плитки. Всего они вложат порядка 10 миллиардов долларов.

«Инновациями ради инноваций никто заниматься не будет»

Вместе с тем Садыков в беседе с нашим корреспондентом посетовал, что сегодня об открытии новых месторождений речи не идет. Недропользователи берут совмещенную лицензию на поиски, разведку и добычу полезных ископаемых. Проблема Татарстана в том, что в регионе не разрабатывают разведанные месторождения, слабая инвестиционная привлекательность, большая налоговая нагрузка на предпринимателей, которым необходимо развивать технологию, «потому что инновациями ради инноваций никто заниматься не будет». Им нужны деньги.

Что касается рационального использования полезных ископаемых, ученый отметил, что только в прошлом году было выявлено более 700 карьеров, которые разрабатывались без лицензии. Это ведет к не поступлению налогов, порче месторождений, а без технологического сопровождения это может привести к некачественному строительному материалу.

1/26
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Тимур Рахматуллин, фото Романа Хасаева

Новости партнеров