Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: визит Алексея Косыгина на моторостроительный завод, 1971 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 248-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: визит Алексея Косыгина на моторостроительный завод, 1971 год
Фото: из фондов Музея истории АО КМПО

В 1971 году в ТАССР с визитом приехал всемогущий в то время Алексей Косыгин — член политбюро ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР, один из самых эффективных менеджеров СССР второй половины XX века. Он проехал по городам и весям республики, и в архивах большинства крупных предприятий, уже работавших в то время, есть исторические снимки этого визита. Конечно же, приезд Косыгина на КМПО не мог остаться за кадром.

Визит состоялся 26 декабря 1971 года. Главного министра страны сопровождали советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей Н. Кузнецов, министр авиационной промышленности страны П. Дементьев, министр химической промышленности СССР Л. Костандов, главный конструктор ОКБ А. Мухин, секретарь татарского обкома КПСС Ф. Табеев. Высокий гость интересовался трудовыми успехами и планами моторостроителей в девятой пятилетке, побывал в цехах завода.

С указкой — директор завода П. Витер. Далее: министр авиационной промышленности П. Дементьев, председатель Совета министров СССР А. Косыгин, советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей Н. Кузнецов

Директор Казанского моторостроительного объединения Петр Акимович Витер ознакомил главу советского правительства с достижениями моторостроителей. В то время основной их задачей было продолжать повышать ресурс и надежность двигателей НК-8-4. А еще на заводе полным ходом шло соцсоревнование между цехами и отдельными рабочими за то, чтобы досрочно выполнить все запланированное на девятую пятилетку.

Петр Акимович Витер был не только талантливый ученый и искусный инженер, но и мудрый организатор производства. Руководя одним из самых сложных производств в тогдашней ТАССР — моторостроительным заводом, он внедрил в цеха много нового оборудования, развивал производство новых двигателей. Многое делалось в те годы впервые не только в СССР, но и в мире!

План девятой пятилетки завод, как и ожидалось, выполнил досрочно. На протяжении 16 кварталов подряд моторостроители завоевывали призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании с вручением Красного знамени Министерства авиационной промышленности и ЦК Профсоюза.

Косыгин заводом остался доволен и в порыве благодушия навестил даже заводской музей. Здесь он оставил свой автограф

Эти годы войдут в историю завода (да и страны в целом) как «золотые пятилетки». На моторостроительном объем производства валовой продукции увеличен в 2 раза, выпуск основных изделий — в 3 раза, при этом 95 процентов прироста объема производства было обеспечено за счет повышения производительности труда, практически без увеличения производственных мощностей. В цехах поддерживают почин «Работать лучше, работать эффективнее, работать с максимальной отдачей». «Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами» — это девиз трудового соперничества, в которое включились миллионы советских людей.

Рабочий на КМПО, 1970-е

В рамках расширения выпуска товаров народного потребления, который увеличился в 4,2 раза, еще в восьмой пятилетке завод приступил к выпуску нового лодочного мотора «Привет», разработанного творческой группой инженеров.

Но главное достижение этих лет — увеличение ресурса двигателей НК-8-4 (использовавшихся на самолетах ИЛ-62), НК-8-2У (для самолетов У-154Б) и повышение их надежности. Переход к производству нового двухконтурного двухкаскадного двигателя с реверсом тяги для самолетов ИЛ-62 и Ту-154 конструкции Д. Кузнецова был для заводского коллектива новым шагом на пути технического прогресса. Завод осваивал не применявшиеся ранее прогрессивные техпроцессы: шлифовка и высокопроизводительное резание титана, штамповка лопаток с малыми припусками из жаропрочных сплавов, термообработка в вакууме, получение кольцевых заготовок из листа.

Завод стал пионером в изготовлении штампов методом эрозионной обработки, унифицированной переналаживаемой оснастки. Эти нововведения были выполнены не только на высоком техническом уровне, но и имели хорошую научную теоретическую базу. Ряд инженеров, участвовавших в этих работах, впоследствии защитили кандидатские диссертации.

На предприятии всегда существовала тесная взаимосвязь с учебными заведениями.

Декан моторостроительного факультета КАИ, профессор А. Талантов читает лекцию моторостроителям

Самые передовые достижения науки находили применение на производстве: лазер, глубокий вакуум, электронно-лучевая сварка, новейшие ЭВМ, обрабатывающие центры с ЧПУ.

Каждый год в 1970-е на заводе реконструировали 6 тысяч «квадратов» цехов, с рациональной планировкой и попытками соответствовать требованиям технической эстетики.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу и Музей истории АО «КМПО».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан

Новости партнеров

комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 22 апр
    Очень интересно.
    Спасибо.

    Социалистическую промышленность Красной Татарии и Советской Татарии строили всем СССР.
    Руководители ТАССР молодцы - всегда поддерживали начинания Москвы в области промышленности сельского хозяйства.

    На последней фотографии

    "Декан моторостроительного факультета КАИ, профессор А. Талантов читает лекцию моторостроителям"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/172595-fotomarafon-100-letie-tassr-vizit-alekseya-kosygina-na-motorostroitelnyy-zavod-1971-god

    профессор А.Таланов похоже не читает лекцию студентам, а защищает диссертацию, а может вымтупает на защите чьей-то диссертации - на плакатах видны номера, как это было принято на защитах диссертаций.
    А может и действительно читает лекцию с использованием плакатов с защиты диссертации - но зачем тогда номера?

    Но это "мелочи" - и фотографии, и текст позволяют - как на машине времени - переместиться в 19170-е годы - лучшие годы для советских людей.
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Косыгин-великий примьер....
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    при нем расцвет всей промышленности был.
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    С 1940 года заместитель председателя СНК СССР. К тому времени уже 30 лет в руководстве правительства СССР.
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Косыгина на завод привезли в субботу когда завод практически пустой чтоб не дай бог кто то из работяг не полез с неудобными вопросами.А на сборке оставили обычный свадебный набор проверенных орденоносцев.Ну а до этого неделю завод драили.
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    Это нормально - так мы и дома встречаем гостей.
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Для завода его одобрение было самым значимым событием наверно!
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    И в наше время перед приездом высшего руководства везде наводят порядок. А все-таки под руководством А.Н.Косыгина было модернизировано и построено немало предприятий,которые успешно действовали и действуют до сегодняшнего времени. Не надо это забывать.
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    Это было время 100-летия Ленина, страна была на подъеме, казалось так будет всегда. Жаль, что величайший социальный эксперимент Ленина так быстро сошел на нет. Виноват ли в этом человеческий фактор или сама идея оказалась ошибочной? Но тем не менее, был период 60-х - 70-х годов, когда действительно хорошо жилось в СССР!
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    В 1960 - 1970-е годы коммунисты окончательно победили одиозных марксистов во внутри партийной борьбе КПСС - идея Мировой марксистской революции, о которой ратовал Ленин и Троцкий, была "предана забвению".

    Не случайно всё "красное" в СССР - со времени разгона в 1943 г. марксистов Сталиным международной террористической организации "Коминтерн" - стало заменяться на "советское".
    Была республика "Красная Татария" - стала республика "Советская Татария".
    Была газета "Красная Татария" - стала газета "Советская Татария".
    И т.д.

    Но террористический марксистский социальный эксперимент по уничтожению миллионов людей по "классовому" признаку был обречён изначально.
    Ещё в Библии описано, что все террористические деспотии заканчивались крахом.
    Почему - другой вопрос.

    А 1960 - 1970-е годы для советских людей были действительно благословенными временами, временем недолгой передышки.

    Через пятнадцать лет нео-марксисты попытаются взять реванш и объявят ленинскую "перестройку" - и страна вновь, как при Ленине, погрузится в хаос, голо, холод и Гражданскую войну.

    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии