Квест-комнаты в Казани: как за год родился бизнес с инвестициями в сотню миллионов рублей
Обзор рынка квестов: успехи сына скандального кроликовода, пришествие «эскейп-румов» федералов и неохваченные 90% населения
Рынок квестов Казани начал зарождаться в 2014 году и спустя год уже насчитывает почти 60 локаций. Только инвестиции в открытие этого бизнеса сегодня оцениваются в 100 миллионов рублей. На рынке уже появились первые сделки M&A, а также, похоже, в будущем может появиться монополист. Буквально на днях широко анонсировалось появление еще одного игрока — проекта District7 по мотивам популярной кино-франшизы «Голодные игры». «Реальное время» попыталось разобраться в особенностях «квест-бизнеса» и узнало, что происходит с ним на фоне кризиса.
«Киношные» приключения для всех
Известно, что современный человек, проводящий большую часть своего времени в мягком кресле перед монитором, не получает и четверти той дозы эмоций и адреналина, которую получали его первобытные предки. Кто-то пытается восполнить нехватку просмотром триллеров и «ужастиков», другие же отправляются в квест-комнаты, чтобы «пощекотать» нервы в реальности или испытать свой мозг. Квесты в реальности — популярное развлечение, в котором предлагается почувствовать себя героем фильма «Пила», — не оставило казанцев равнодушными.
Вы спустились в подвал, вдруг дверь захлопнулась, и вы оказались в руках маньяка. По вашему городу гуляет вирус, и, если вам не удастся найти вакцину, вы и оставшиеся горожане превратятся в зомби. Вариантов завязки квестов может быть множество, но все они сводятся примерно к одному: герои оказываются в замкнутом пространстве на грани жизни и смерти, а чтобы выйти, им необходимо решить ряд логических задач. Как правило, на это дается час. Участники действуют в команде от 2 до 5 человек.
Развлечение, которому в мире около 7 лет, в Москве появилось в начале 2014 года. Спустя полгода оно добралось и до Казани и стало быстро набирать популярность. Практически у каждого третьего пользователя соцсетей можно найти фотографию, подтверждающую его пребывание в квест-комнате. Неудивительно, что за столь короткий срок уже сформировался целый квест-рынок.
Кто захватил квест-рынок Казани?
Сейчас в столице существует уже почти 60 локаций. И еще около десятка готовят к открытию. Учитывая количество локаций и среднюю стоимость вложений в открытие одной комнаты, только инвестиционные вложения в рынок оцениваются в порядка 100 миллионов рублей. При этом многие эксперты считают рынок растущим.
Интересно, что лидером казанского квест-рынка оказались не крупные федеральные сети, захватывающие регионы за счет своих франчайзинговых предложений, а местная компания. На сегодняшний день крупнейшим игроком, который может перерасти в монополиста, является квест-проект «Выйти из комнаты», который имеет 22 локации в 11 точках города. Пожалуй, самой необычной из них можно считать локацию в Кремле: участникам предлагают найти выход из Тайницкой башни. К слову, «Выйти из комнаты» был одним из первых квест-проектов Казани. Его создатели — Ксения Васис и Артем Крамин, сын скандально известного в Татарстане кроликовода. На его счету также открытие в Казани свободного пространства «Циферблат» (формат антикафе).
Как стало известно «Реальному времени», «Выйти из комнаты» продает и собственную франшизу: согласно данным на сайте, несколько квест-комнат функционирует в Альметьевске, Екатеринбурге, Иваново, Йошкар-Оле, Твери, Тюмени, Саратове, Нью-Йорке, Хельсинки и других городах. «Каждый квест — это фактически отдельное предприятие, владельцы которого напрямую заинтересованы в процветании проекта, готовы активно развивать его, проявлять предпринимательскую инициативу», — говорит один из основателей сети «Выйти из комнаты» Артем Крамин.
Другой крупный игрок казанского квест-рынка, в свою очередь, работает под франшизой известной федеральной сети «Клаустрофобия», которая имеет 106 проектов по всей России. Именно «Клаустрофобия» принесла квесты (точнее, один из их форматов — «эскейп-румы») в Россию в качестве массового развлечения. Правда, в Казани сейчас представлено только 2 локации этого проекта — «Тайны Чингисхана» и «Заложники». Остальные локации компания закрыла и передала в другие города сети.
По 2 локации имеют квест-проекты Lock Story («Палата №6», «Таинственный лес»), Rooms («Хулиганы», «Ночевка»), «Паранойя» («Кабинет Сталина», «Квартира маньяка Леонардо»), «Страна квестов» («Код да Винчи», «Пила. Игра на выживание»), «Геометрия тайн» («Письма из Глэмиса», «Вспомнить все»). 3 локации у проекта Misterica Quest («Пила», «Каннибал», «Гробница»).
Не выдержали конкуренции
Несмотря на то, что рынок сравнительно молодой, уже появились первые его жертвы. Владельцы квест-проектов признаются, что многие просто не выдерживают конкуренции.
— Что сейчас происходит? Крупные сети захватывают основной рынок. Более мелкие игроки умирают из-за того, что люди выбирают более проверенные большие сети и ходят именно туда. Проще говоря, сейчас рынок монополизируется, — говорит в беседе с нашим корреспондентом руководитель проекта «Изоляция» Дамир Хузин.
Так произошло, например, с квест-проектом «Хранитель ключей», который имел 3 локации «Убежище 101», «Китайская шкатулка» и «Доктор Франкенштейн». Совсем недавно он был фактически поглощен крупнейшей сетью «Выйти из комнаты» (по словам владельцев «Выйти из комнаты», проект «присоединился к сети добровольно на условиях той же франшизы»). Прекратил свое существование проект RR Quest, имевший 2 локации «Тюрьма» и «Интерны».
Кроме того, в настоящий момент на Avito в разделе «Готовый бизнес» можно найти сразу 6 объявлений о продаже квестов. Среди них по фотографиям угадываются «Проклятый бар», квесты от Rooms, «Кабинет Сталина». Цена вопроса — от 200 до 600 тысяч рублей. К слову, создание новой комнаты «с нуля» может обойтись гораздо дороже.
Игрушка в 1-2 миллиона рублей
Если год назад, когда квест-индустрия в Казани только зарождалась, именно столько можно было вложить в создание одной локации, а проект окупался за считанные месяцы, то сейчас бизнес на игре уже не выглядит таким доходным.
— В Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге построить сейчас квест высокого уровня обойдется минимум в 2 миллиона рублей. В городах с меньшей конкуренцией можно попробовать уложиться в 1 миллион. За меньшие деньги у вас гарантированно получится плохой продукт, к сожалению, конфету можно сделать только из подходящих компонентов. Не верьте рекламным письмам из серии «построй квест за 50 000 рублей», это уже не так. Окупаемость сейчас в диапазоне 1,5-2 года. Некоторые особо успешные могут отбиться за год (речь идет о локациях, которые запускаются сейчас, в прошлом году все было иначе), — рассказал «Реальному времени» Артем Крамин.
Правда, другие игроки считают, что создание локации может обойтись и дешевле. Чаще всего, в качестве суммы минимальных вложений называют 500 тысяч рублей, а вот верхняя планка теряется за 10 млн руб. Франчайзинговые предложения также стартуют от полумиллиона. Например, на сайте проекта «Изоляция» франшиза на квест расценивается в 700 тысяч рублей. В эту стоимость входят оборудование, сценарий, программное обеспечение, инструкция по строительству, выезд специалистов для пусконаладочных работ, документация.
Тайна живет один год
Одной из главных причин быстрого ухода с рынка многих игроков, помимо высокой конкурентной борьбы и давления со стороны крупных игроков, служит еще и чисто «квестовая» особенность — малый срок жизни одного места, который требует быстрой окупаемости. Интерес к локации, создающей атмосферу приключения, держится на тайне: что ждет тебя за закрытой дверью? Один человек может пройти одну комнату лишь один раз, после чего тайна для него оказывается раскрыта.
Таким образом, в «квест-бизнесе», имея одну локацию, невозможно получить постоянную клиентскую базу. Стратегия бизнеса строится на постоянном обновлении локаций или наличии их большого количества: чем больше проект имеет локаций, то есть комнат с собственной историей, тем больше шансов у него остаться на рынке. Эксперты рынка отмечают, что на казанском рынке срок жизни одной локации, как правило, ограничивается годом. То есть за этот период она и должна окупиться, учитывая затраты на аренду и персонал. Несложно заметить, что большинство проектов, открытых в прошлом году, если продолжают функционировать, то заявляют об открытии новых локаций.
При этом, несмотря на кажущуюся популярность этого развлечения, аудитория квестов пока не так велика. Например, самая первая казанская группа в социальной сети «ВКонтакте», посвященная квестам и принадлежащая все тому же проекту «Выйти из комнаты», содержит более 20 тыс. подписчиков, а казанская группа «Клаустрофобии» — более 8 тысяч. Однако многие подписчики этих групп посещали квесты 1-2 раза. Группа «Все квесты Казани», в которой состоят в основном опытные «квестоманы», содержит всего 4 тысячи подписчиков.
Правда, эксперты отмечают, что потенциальная аудитория значительно выше. «Проблема больше в том, что около 90% населения не играла в квест, поэтому есть куда расти. Пока данный рынок не вышел на массовый рекламный уровень в Казани. В Москве реклама более серьезная: не только в интернете, но и на билбордах и других крупных площадках. Скорее всего, люди еще не готовы, то есть этот рынок еще только формируется, люди не знают, что это такое, и боятся идти», — рассказывает нашей газете Дамир Хузин.
Кризис: хлеба или зрелищ?
Стоит отметить, что отрицательно на рынке может сказаться и сокращение реальных доходов населения. Квест — не самое дешевое развлечение. В сравнении с ним билет в кино, например, обойдется гораздо дешевле.
Окунуться в мир триллеров и детективов в Казани в будни днем можно примерно за 1000-1500 рублей, вечером и в выходные дни — за 2000-2500 рублей. Учитывая, что стоимость взимается не с каждого участника, а с команды, выгодней проходить испытания большой группой. Но, как говорят опытные любители квестов, оптимальным вариантом можно считать участие в команде 3 человек. Правда, не стоит забывать, что каждая игра имеет свои особенности, и универсального рецепта, как быстро пройти квест, нет.
В условиях кризиса и жесткой борьбы с конкурентами многие квест-проекты готовы идти на снижение стоимости за счет акций и скидок. Так, например, Iquest готов предоставлять скидку до 65%. Как указано на сайте, в будние дни поучаствовать в игре «Амнезия» можно всего за 700 рублей. Учитывая, что квесты особенно привлекательны для школьников и студентов, именно этой категории участников чаще всего предоставляется скидка. Для них по понедельникам в «Клаустрофобии» цена снижается на 500 рублей, а в «Паранойе» — на 20% (400 рублей). Questtown и «Секрет антиквара» предлагают специальные акции для именинников.
— Безусловно, с кризисом произошли изменения. Другое дело, что люди всегда хотят зрелищ. В наше трудное время развлечения остаются одним из таких моментов, которые помогают расслабиться и отдохнуть мыслями. Не могу сказать, что они надоели людям, но квестов уже достаточно для того, чтобы выбрать на любой вкус и цвет, — считает один из основателей проекта Questerrа Илья Эстулин.
Технологичность, страх, уникальный формат
Несмотря на то, что развлечению всего год, стандартным эскейп-румом казанскую аудиторию удивить уже сложно. Проекты, выводящие на рынок новые локации, теперь стараются удивить клиентов или высокой технологичностью, или острыми ощущениями, или найти вообще свой особый формат.
Пожалуй, одним из самых технически оснащенных проектов Казани остается игра «Обливион» от «Изоляции». Сюжет игры построен на том, что участники попадают в футуристическую лабораторию, чем и обусловлено наличие специфического оборудования. Технологичные квесты предлагают «Клаустрофобия» и «Выйти из комнаты». Многие стараются добавить остроты своим локациям. «Рума» пытается взять антуражем, размещая локацию в заброшенных реальных цехах. ProQuest вводит живых актеров, чтобы дать максимальной живости происходящему. «Выйти из комнаты» готовы запереть клиентов в гробах.
В Questerra участники ищут выход не из комнаты, а из дома. При этом одновременно могут участвовать сразу 11 человек, а цена возрастает до 8-10 тысяч рублей. Сам дом расположен в поселке Киндери.
Одной из новинок квест-индустрии стал проект District7, созданный командой казанских разработчиков на основе популярного фильма «Голодные игры». Его основатели, члены центра «За мной.ру», позиционируют его не как квест, а как «территорию реальных игр». Пожалуй, интерес казанцев к проекту подстегнуло и то, что игра проходит на «Казань-Арене», а вернее, в помещениях под восточной трибуной стадиона. Команда в District7 может состоять от 2 до 7 человек. При этом в отличие от других проектов участники работают не на общий результат, а на индивидуальный: каждый поочередно проходит испытания во всех 7 комнатах. В результате определяется сильнейший игрок. По словам диджитал-директора компании ZaMnoi.ru Алсу Карякиной, особенностью проекта является то, что испытания предполагают физические задания, поэтому участники могут проходить квест неоднократно, чтобы улучшить свой результат и подняться по турнирной таблице. Добавим, что в District7 также действует принцип «каждый платит за себя» — 1000-1500 рублей за игру.
— Безусловно сейчас посетитель стал достаточно избирателен и требователен к качеству. Я думаю, основным критерием остается наличие спецэффектов, — подытоживает Илья Эстулин.
Название | Количество локаций | Год открытия | Ценовой диапозон (рублей) | Маркетинговые акции |
2Х2 | 1 | 2014 | 1500 — 2000 | |
District7 | 1 | 2015 | 1000 — 1500 (на человека) | |
Get Smart | 1 | 2014 | 1300 — 2000 | |
Iquest | 1 | 2015 | 1500 — 2500 | Будние дни: скидка 65% на участие в квест-игре «Амнезия» для компании от 2 до 5 человек в будние дни (до 18:00) (700 руб. вместо 2000 руб.). Скидка 65% на участие в квест-игре «Амнезия» для компании от 2 до 5 человек в будние дни (после 18:00) (875 руб. вместо 2500 руб.). Выходные дни: скидка 65% на участие в квест-игре «Амнезия» для компании от 2 до 5 человек в выходные дни (до 18:00) (875 руб. вместо 2500 руб.). Скидка 65% на участие в квест-игре «Амнезия» для компании от 2 до 5 человек в выходные дни (после 18:00) (1050 руб. вместо 3000 руб.). |
Lock Story | 2 | 2014 | 1500 — 2000 | |
Misterica Quest | 3 | 2015 | 1600 — 2000 | |
ProQuest | 1 | 2015 | 625 — 1000 | |
Questerrа | 2 | 2015 | 8000 — 10000 | |
Quest Town | 1 | 2015 | 1500 — 2000 | 1. Каждый месяц одной команде, которая быстрее всего прошла квест, возвращают деньги за игру. 2. Пройди квест меньше, чем за 40 минут без подсказок, и получи 50% от стоимости обратно. 3. В день рождения одного из участников (+/- 1 день), при предъявлении документа, подтверждающего дату рождения, скидка на команду 500 рублей. |
Rooms | 2 | 2014 | 1500 — 2000 | |
Адреналин | 1 | 2015 | 2000 | |
Выйти из комнаты | 21 | 2014 | 1500 — 2000 | |
Геометрия тайн | 2 | 2015 | 1500 — 2000 | |
Закрытое пространство | 1 | 2015 | 1500 — 2000 | |
Изоляция | 1 | 2014 | 1500 — 2000 | |
Интоксикация | 1 | 2015 | 1500 — 2000 | |
Клаустрофобия | 2 | 2014 | 1500 — 2500 | Минус 500 рублей школьникам и студентам по понедельникам |
Клевер | 1 | 2015 | 1000 — 1500 | Скидка 50% |
Код доступа | 2015 | 2000 — 4000 | ||
Кошмар на улице Вязов | 1 | 2015 | 1500 — 2000 | |
Кубиринт | 1 | 2015 | 2000 | |
Легенда | 1000 — 1500 | Прохождение квеста в будни — 1300 р. Прохождение квеста в выходные — 1600р. До 8.11.2015. | ||
Паника | 1 | 2015 | 1500 — 2500 | |
Паранойя | 2 | 2014 | 2000 — 2500 | «Все сразу» (скидка 30% при прохождении 2 квестов в 1 день); «Шаг вперед» (скидка 20% при записи на 2-й квест); «Твикс» — скидка 20% для группы из 2 человек; «Студент» — студентам по понедельникам скидка 20% |
Проклятый бар | 1 | 2015 | 1500 — 2500 | |
Пространство | 1 | 2015 | 2000 | |
Рума | 1 | 2015 | 2000 | |
Секрет антиквара | 1 | 2015 | 1500 — 2000 | На день рождения предоставляется скидка, равная возрасту именинника. Действует 3 дня до дня рождения и 3 дня — после. |
Страна квестов | 2 | 2015 | 1500 — 2500 |
-
-
Артем Крамин Основатель сети квест-проекта «Выйти из комнаты»
-
Рынок постепенно взрослеет, становится более прогнозируемым и не таким горячим. Сейчас уже невозможно открыть квест за 200-300 тысяч рублей и удачно вписаться в бурно развивающийся рынок. Думаю, что в ближайшее время продолжится процесс роста крупных франшиз (в России сейчас работает 4 проекта с количеством локаций более 50) и отмирания мелких игроков. Все становится, как у взрослых. Рентабельность приходит в нормальное русло, цена реализации растет. Наш первый сценарий, запущенный год назад, работает отлично, обороты только растут. По нашим расчетам, естественный рост аудитории с лихвой покрывает потребности в клиентах, и из этих соображений срок жизни локации ничем не ограничен. В конечном итоге, все упрется только в маркетинговые способности проекта, его возможности привлекать новую аудиторию. Объем рынка можно оценить очень по-разному. Могу сказать так – нам хватает. Думаю, к декабрю мы будет работать в 30 точках в Казани, и это еще не предел. Мы работаем как франшиза, поэтому считать можно по-разному. В нашем бэкофисе работает 7 человек. Это люди, которые занимаются запуском новых локаций, поиском и поддержкой партнеров. В каждом квесте есть 1-2 владельца (франчайзи) и еще минимум 4-5 человек хранителей ключей. Таких квестов сейчас 57, так что людей немало. Большим плюсом является франшиза – форма, в которой мы существуем. Каждый квест – это фактически отдельное предприятие, владельцы которого напрямую заинтересованы в процветании проекта, готовы активно развивать его, проявлять предпринимательскую инициативу.
-
-
-
Дамир Хузин Руководитель, владелец квест-проекта «Изоляция»
-
Что сейчас происходит? Крупные сети захватывают основной рынок. Люди выбирают более проверенные большие сети и ходят именно туда. Проще говоря, сейчас рынок монополизируется: маленькие игроки съедаются крупными, либо умирают. Стоимость одной локации варьируется от полумиллиона до 10 млн рублей. 1,5-2 года назад, когда это все только начиналось, окупаемость была дико высокой, то есть окупить можно было в течение нескольких месяцев. Теперь окупаемость в среднем от года и больше. В Москве закладывается уже 2-3 года. У нас Казань – город более мелкий, слишком много квестов открылось плохого качества, которые хотели нажиться в течение 3 месяцев, и они сейчас погибают. По нашим прикидкам, одна локация живет от года до двух лет. Все будет зависеть от того, как рынок себя будет вести, от количества посетителей. Пока непонятно, насколько в будущем тренд останется востребованным. В целом, квесты, которые год назад были открыты, до сих пор существуют, и с ними все в порядке.
-
-
-
Илья Эстулин Совладелец квест-проекта «Квесттерра»
-
Безусловно, с кризисом произошли изменения. Другое дело, что люди всегда хотят зрелищ. В наше трудное время развлечения остаются одним из таких моментов, которые помогают расслабиться и отдохнуть мыслями. Не могу сказать, что они надоели людям, но квестов уже достаточно для того, чтобы выбрать на любой вкус и цвет. Но и безусловно сейчас посетитель стал достаточно избирателен и требователен к качеству и спецэффектам в квестах. Это, я думаю, остается основным критерием – наличие спецэффектов. У нас есть два проекта. Один старый, другой совершенно новый, у него другой формат, это квест совершенно другого уровня. Соответственно, они работают по-разному. Тот квест, что существует давно, уже стал людям знаком, изменения в нем не проводились, поэтому его посещаемость не такая высокая, как хотелось бы. Есть квесты в городе, у которых стабильная запись по 5-6 команд в день. В команде, в основном, от 2 до 4 человек. Есть квесты, которые готовы принять 6-7 человек. Наш квест на сегодняшний день самый большой, он способен вместить в пространство до 11 человек. Игра рассчитана на 3 часа.
-
-
-
Резеда Мавлина Соучредитель проекта «Кубиринт» в Казани
-
Свой проект мы открыли в мае, он популярен. У нас московский квест, то есть мы купили франшизу. Наш квест-проект «Час зомби» считается одним из лучших в Москве. У нас в выходные его проходят 5 раз, в будни – в среднем 3. Это данные за последнее время, когда люди вернулись из отпусков. В основном, к нам приходит аудитория в возрасте 25-30 лет. В Москве квест существует около года, и они уже добавляют актера. Мы тоже планируем развивать наш квест, открывать что-то новое.
-
-
-
Сергей Широков Владелец проекта «Клаустрофобия» в Казани
-
На мой взгляд, уже достаточно много квестов открыто, соответственно, загрузка немного падает. Я думаю, что какие-то квесты, которые были не очень качественными, будут закрываться, и останутся более или менее приличные. Пока не было прецедентов, чтобы что-то закрылось и пришлось строить новый квест. У нас очень широкая аудитория, начиная от детей школьного возраста и заканчивая бабушками и дедушками. Понятно, что средний возраст аудитории 14-20 лет.
-
-
-
Алсу Карякина Digital-директор Центра событий ZaMnoi.ru
-
Проект District 7 – это игровой экшн-проект, который полностью создан казанскими авторами. Многие называют наш проект квестом, но это не совсем квест, а точнее, это вообще не квест. Если, пройдя один раз квест, во второй раз туда не интересно приходить, потому что участник уже знает секреты конкретной комнаты, у нас в разных комнатах предлагаются совершенно разные задания, связанные не только с логическими задачами, но и определенными препятствиями, где нужно проявлять свою физическую силу и ловкость. Секретов как таковых в этих комнатах нет, есть возможность улучшать собственный результат за счет лучшей физической подготовленности. В рамках рекламной кампании проекта мы старались максимально сохранить интригу, если одних завеса тайны пугает, другие всеми силами стараются преодолеть страх и прийти именно ради того, чтобы доказать самому себе, что человек сам владеет своим страхом. Работа проекта началась 2-го ноября. До этого в течение нескольких дней проводились тестовые заходы. Сначала в рамках тестовых испытаний мы приглашали своих друзей, экспертов в сфере развлечений, а также тех, кто до этого активно посещал квесты. Также мы проводили в социальных сетях конкурс, 7 победителей которого бесплатно смогут принять участие в проекте в числе первых. Когда участники начали выкладывать характерные фотографии в комбинезонах (в них играют все участники), началась вторая волна ажиотажа на брони. Пока цифра участников, которые уже прошли, близится к сотне человек. Ежедневно нас может посещать 50-60 человек. Я думаю, что к концу месяца мы на эти полные мощности выйдем. Изначально проект был создан тремя авторами, сейчас с учетом персонала, который задействован на площадке, штат составляет порядка 20 человек. Участники проходят физические испытания, мы не можем рисковать, поэтому у нас достаточно много сотрудников. Когда мы говорили о выходе DISTRICT7 на рынок, мы планировали годовой жизненный цикл, поэтому через год планируется полная перезагрузка. Скорее всего, это будет та же площадка, но совершенно другая история, с другим сценарием, другим форматом испытаний. Организатор проекта – Центр событий ZaMnoi.ru. Мы регистрировали авторские права на сам формат «Территория реальных игр». Когда мы подавали документы на патент, была проведена экспертиза, и нам сказали, что это действительно история, которой в мире нет. Проект родился потому, что нам хотелось привнести что-то новое в и так уже насыщенный рынок развлечений Казани. Несмотря на то, что формат квест-комнат остается популярным, многие говорили, что хотят попробовать что-то новое. Я сама, когда в первый раз попала в квест, была в полном восторге, потому что это новый формат развлечений, в котором можно получить огромное количество адреналина, используя свой интеллект и логику.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.