Новости раздела

На агрофирмы из империи Вагиза Мингазова не нашелся единый покупатель

Как стало известно «Реальному времени», власти республики отказываются от планов продать агрофирмы банкротящегося агрохолдинга «Вамин» единым лотом одному собственнику. Многие из них давно не модернизировались, а цены на объекты не низкие — объясняет отсутствие интереса со стороны покупателей минсельхоз РТ. При этом власти признают, что есть несколько инвесторов, которые ждут снижения цен.

«Там такие цены ставятся, никто не рвется на покупку»

О положении дел холдинга «Вамин-Татарстан», на котором уже 2 с половиной года идет конкурсное производство, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов рассказал после встречи с фермерами 29 октября. По его словам, с сентября стартовали аукционы на продажу агрофирм, принадлежащих холдингу. Таким образом, власти отказываются от ранее озвученной концепции продать все фермы одному покупателю единым лотом. «С учетом требования кредиторов там такие цены ставятся, никто не рвется на покупку. Там пошагово 6 аукционов должны состояться до публичной реализации. Только в Арском районе в одной агрофирме торги прошли, в Рыбнослободском районе 1 агрофирма», — ответил он на вопрос «Реального времени» о стратегии продажи компании.

О положении дел холдинга «Вамин-Татарстан» Марат Ахметов рассказал после встречи с фермерами. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Слова министра подтверждаются данными единого федерального реестра сведений о банкротствах: большинство торгов, которые объявляет конкурсный управляющий «Вамина» Сергей Кондратьев, признаются несостоявшимися. Если земли и продаются, то небольшими участками. Так, например, последним покупателем участка площадью почти 860 тыс кв.м стало физлицо — Усманов Расул Абдулхакович, который за 2,5 млн купил участок в Пестречинском районе. Согласно базе «Контр-фокус», на нем зарегистрировано несколько фирм, среди них ООО «Микрос-медиа», ООО «Кладовая Здоровья», ООО «РКС-Камелот», жилищный накопительный кооператив «Жилищное строительство», ОАО «Удмуртские магистральные сети» и др.

Еще раньше Ахметов говорил, что арендатору непросто управлять таким большим массивом имущества (площадь только сельхозугодий «Вамина» превышала 420 тыс. га). «Те объемы, которые мы имели в прошлом у «Вамина», это совершенно неуправляемая структура. Поэтому по согласованию с президентом уже две агрофирмы Мензелинского и Муслюмовского районов создали новую управляющую компанию «Органик Групп». Инициативные лидеры взялись и довольно успешно завершают там посевную кампанию», — рассказал Ахметов. Как писало «Реальное время», благородным делом не дать прийти в запустение огромным угодьям «Вамина» занялся бывший топ-менеджер другого агрохолдинга — «Агросила групп».

Согласно «Контур-Фокусу», ООО «Органик Групп» зарегистрировано 5 марта 2015 года, гендиректором является Илдар Гимадеев, а 100-процентным собственником — его дочь Айсылу.

Агрофирмы распродадут соседям

В четверг Ахметов отметил, что он вместе с потенциальными покупателями активов «Вамина» «серьезно прослеживают» ситуацию с ценами на объекты, пока сумма не станет такой, какая устраивала бы инвесторов. По его словам, таких вероятных собственников сейчас несколько, но кто именно претендует на агрофирмы, он не назвал. «В течение последних 6-7 лет агрофирмы ничего не покупали, и после приобретения в них надо будет еще сотни миллионов вкладывать. Поэтому пока мы в ожидании, мониторинге такого момента, когда настанет время участвовать», — рассказал он. По его словам, среди претендентов на покупку агрофирм есть те фермерские хозяйства, которые находятся по соседству с выставленными на торги объектами и намерены расширяться.

Напомним, как чиновники, так и сами кредиторы «Вамина» не раз заявляли о своей заинтересованности продать агрофирмы одним лотом на протяжении всей процедуры банкротства компании. Последний раз о необходимости передать все почти 400 фирм в руки одному владельцу Ахметов заявлял 6 октября на встрече с журналистами. «В ближайшие 3 месяца нам надо завершить, не разрушая эти агрофирмы, одним лотом реализуя имущество одному собственнику», — цитируют его СМИ. Однако к тому времени, как следует из информации реестра сведений о банкротствах, распродажа агрофирм бывшего сельхозгиганта уже началась.

Госдума не согласилась ужесточать правила для нерадивых собственников

Ахметов также упомянул, что помимо агрофирм у компании ООО «Сэт иле», которая также входит в империю Вагиза Мингазова и была создана для управления сельхозактивами, остаются земли, которые она не может эффективно использовать. «Проходя процедуру банкротства, она не может быть эффективной, и мы хотим, оставив пассивную часть им самим, активную передать соседним агрофирмам. Процесс трудный, согласовываем желающих принимать и еще отдавать», — говорит глава минсельхоза РТ.

В целом, по его данным, в республике более 30 тыс. га необрабатываемых площадей, которые нужно изъять у неэффективных собственников и передать в управление фермерским хозяйствам, которым зачастую не хватает земель для расширения. Напомним, республиканский минсельхоз даже предлагал федеральному центру ряд мер по стимулированию собственников более эффективно использовать земли сельхозназначения. Согласно информации на сайте министерства от 26 октября, ведомство предлагало сократить срок проведения процедуры изъятия земельного участка, что позволит вовлекать в сельхозоборот земли с незначительной потерей плодородия почв. Кроме того, предлагалось продавать такие земли лишь на особых условиях: срок их перепродажи не менее 5 лет, покупатели должны быть с профильным образованием и навыками работы, иметь сельскохозяйственную технику и проживать на данной территории. Однако, как ответил министр на вопрос «Реального времени», Госдума эти предложения не поддержала. «Наоборот, есть предложение исключить категории земель», — сказал он.

Отметим, что после краха «Вамина» в Татарстане не раз задумывались о разукрупнении сельскохозяйственных холдингов, собственность которых разбросана по всему Татарстану, а централизованное управление становится неэффективным. Кроме того, малые хозяйства сетовали на то, что холдинги съедают основную массу бюджетной поддержки, выделенной на сельское хозяйство, однако не дают должного выхлопа. Но ситуация остается прежней: на вопрос журналистов, сколько средств будет направлено по итогам года на крупные и мелкие предприятия, Ахметов ответил, что порядка 2,5 млрд и 10 млрд рублей соответственно.

После краха «Вамина» в Татарстане не раз задумывались о разукрупнении сельскохозяйственных холдингов, однако ситуация остается прежней. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Спросили министра и про проект по глубокой переработке картофеля, о котором он заявлял ранее. Ахметов ответил, что строительство предприятия может начаться в 2016 году, для этого рассматриваются площадки с уже существующей инфраструктурой в Арском и Тюлячинском районах. «На 50-100 тысяч тонн надо иметь какую-то переработку, чтобы заполнить нишу реализации», — аргументировал он, напомнив, что пока продукт импортируется в Россию. Для осуществления задумки, по мнению Ахметова, понадобится 380-400 млн рублей, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

Дина Валиуллина
Справка

ОАО «Вамин-Татарстан» вошло в стадию конкурсного производства в марте 2013 года, в сентябре арбитраж продлил его до 10 марта 2016 года. Причиной стало продолжение арбитражных процессов по установлению начальной продажной цены реализации залогового имущества. Более 600 единиц имущества холдинга имеют 2 и более залоговых держателей, а неидентифицированного имущества остается более 2 единиц. Кроме того, основная часть имущества не распродана, и не произведены расчеты с кредиторами. Напомним, долги империи Вагиза Мингазова приближаются к 13 млрд рублей, а рыночная стоимость его имущества оценена в 15,7 млрд. Производственные мощности гиганта были отданы в аренду специально созданной для того ООО «УК «Просто молоко», а неиспользованные мощности переданы в доверительное хранение.

На момент банкротства у холдинга были десятки молочных комбинатов, хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий, рыбные хозяйства. Процедура наблюдения стартовала на предприятии в марте 2012 года по заявлению одного из его кредиторов — банка ВТБ.

Новости партнеров