Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: комбайн С-4 производства завода №387, 1947 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 130-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: комбайн С-4 производства завода №387, 1947 год
Фото: предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея Трудовой Славы ПАО «Казанский вертолетный завод»

Завод №387, который мы сейчас знаем как Казанский вертолетный завод, во время войны переехал в ТАССР из Ленинграда и объединился с заводом обозных деталей №169. Здесь производили боевые самолеты. После окончания войны производство осталось в Казани, но ему пришлось изрядно перепрофилироваться.

В 1947 году здесь началось производство сельскохозяйственных самоходных комбайнов. Дело в том, что довоенные комбайны по всей стране уже вырабатывали свои последние мощности, нужно было производить новые, но предприятия, которые это делали, были разрушены в годы войны. Инициативу взял на себя тогдашний заместитель министра авиационной промышленности, который пообещал, что его министерство запустит новый комбайн в серийное производство через полгода-год.

В январе 1947 года вышел приказ Минавиапрома СССР о том, что казанский завод №387 переводится на выпуск хлебоуборочных комбайнов «Сталинец-4» (позже, когда разоблачили культ личности, комбайн стал скромно называться С-4). Это был первый в истории отечественный самоходный комбайн: теперь уборочный агрегат не нужно было тащить трактору.

Передовой комбайнер Дубъязской МТС Высокогорского района М. Бурханова на комбайне «Сталинец-4», 1949 год предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея Трудовой Славы Казанского вертолетного завода

Это был сложный аппарат, разрабатывать который пришлось с нуля. Головным предприятием по изготовлению комбайнов назначили 387-й Казанский завод. В течение года он должен был собрать 50 опытных комбайнов и вывести их в серийное производство.

Пришлось реконструировать цеха, переучить рабочих, создать новые профессии: на 387-м заводе во время войны очень много использовались деревянные детали, а цельнометаллические машины не производились вовсе. Поэтому множество рабочих нужно было обучить работать с металлом.

21 апреля первый С-4 был готов, трое суток его испытывали, и 25 апреля отправили в Москву рапорт о том, что первый эталонный самоходный комбайн готов. 1 мая он поучаствовал в демонстрации: прошел вместе с колонной из 150 сотрудников завода.

Столяр Петряев и конструктор Толкуев за изготовлением модели самоходного комбайна С-4 в подарок Сталину, конец 1940-х. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея Трудовой Славы Казанского вертолетного завода

Летом того же года первые комбайны были выпущены на поля республики — проходить испытания в полевых условиях, потом наладили серийное производство. Всего с 1947 по 1951 год Казанский завод №387 выпустил 9 000 «Сталинцев».

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей Трудовой Славы и пресс-службу ПАО «Казанский вертолетный завод» (Холдинг «Вертолеты России»)

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан Казанский вертолетный завод

Новости партнеров