Новости раздела

Колея татарстанского минтранса: устаревший ГОСТ и американский «русский метод»

Колея татарстанского минтранса: устаревший ГОСТ и американский «русский метод»
Фото: Роман Хасаев

В рамках выставки «ДорТрансЭкспо», проходящей в эти дни в Казани, состоялось расширенное заседание коллегии минтранса РТ, пафосно озаглавленное «Качество дорог — качество жизни». Вице-премьер РТ Василь Шайхразиев расхваливал работу минтранса, заместитель министра транспорта РТ Артем Чукин, наоборот, оправдывался за проблемы в работе, а генеральный директор ООО «Автодор инжениринг» Николай Быстров просвещал присутствующих воспоминаниями о достижениях советской науки. Дискуссию о настоящем и будущем дорожного хозяйства слушала корреспондент «Реального времени».

«Хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на автотранспорте»

Заседание коллегии открыл Василь Шайхразиев, заместитель премьер-министра РТ, который начал с того, что в день проведения коллегии после капитального ремонта открылась улица Дзержинского, где для ремонта дорог применялись современные технологии и подходы. Расхваливая работу минтранса, Шайхразиев не забыл и появившихся в городе к середине осени велодорожках, которые, к слову, автомобилисты просто не замечают, продолжая по ним ездить. Не остались в стороне и платные парковки, которые, по словам чиновника, установили оперативно, а «проектные решения и требования исполнения соответствуют уровню развития нашей столицы Казани».

Но главным, по мнению спикера, остается то, что перед республикой сейчас стоит серьезная задача по строительству и капитальному ремонту дорог во всех городах, районных центрах и сельских поселениях, где инициатива частных компаний дает возможность сократить республиканский бюджет на проведение этих работ.

При капитальном ремонте улицы Дзержинского применялись современные технологии и подходы, отметил Шайхразиев. Фото mindortrans.tatarstan.ru

— Сегодня по отдельной программе нашего президента Рустама Нургалиевича мы строим дороги между населенными пунктами в зависимости от категории. Самое главное – это участие наших татарстанских предприятий в части строительства и капитального ремонта, наших производителей. Это дает нам возможность часть финансовых средств возвращать в бюджет нашей республики.

Шайхразиев напомнил, что этот год объявлен Годом парков и скверов, в Татарстане строится множество спортивных площадок, до которых нужно добраться «хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на автотранспорте, внутрь заходить и обратно возвращаться». Поэтому дорога, как и всегда, является главной артерией движения граждан.

Что делать с дураками, знают, а с дорогами — вопрос

Глава министерства транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин анонсировал доклад заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Артема Чукина «Системный подход к решению задач качества автомобильных дорог», который выглядел скорее как оправдание перед президентом РТ за плохие дороги.

— Неслучайно наш президент Рустам Нургалиевич особенно в последний год нас, дорожников, ориентирует на повышение качества объектов, которые мы не только выстраиваем и реконструируем, но и содержим, — напомнил Сафин с отсылкой на заседание в кабмине, где не так давно Рустам Минниханов резко высказал свое недовольство качеством дорог в Татарстане.

По словам Сафина, это проблема не только республики, но и всей России.

— Как у великого классика: в России есть две беды. Но благодаря нашей современной технологии подготовки кадров мы одну проблему можем побороть, а вот что делать со второй – мы пока не знаем. Думаю, сегодня мы как раз и обсуждаем эту тему.

Согласно данным лабораторных испытаний асфальтобетонных покрытий, сейчас по сравнению с 2009 годом наблюдается улучшение их качества, сообщил Чукин

Артем Чукин свой доклад начал с перечисления достижений министерства. Он рассказал, что протяженность дорог общего пользования сейчас составляет 38 тысяч километров, и уверил, что весь комплекс работ по строительству проходит с соблюдением всех требований технических регламентов и документаций. Чиновник также предоставил статистические данные лабораторных испытаний асфальтобетонных покрытий, согласно которым сейчас по сравнению с 2009 годом наблюдается улучшение качества асфальтобетонных покрытий. На данный момент доля несоответствия нормам составляет 3,1%, в то время как в 2009 году несоответствие составляло 42,5%. Рассказал он и о том, что в Татарстане внедряется технология «Супервейв», к которой еще не раз возвращались на совещании позже.

Напоминая о планах министерства, он рассказал, что его стратегией предусмотрено строительство автомобильных магистралей по направлению транспортных коридоров Шали-Бавлы и М5. В текущем году приступили к технико-экономическому обоснованию строительства глубокого обхода Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом и развитием нового маршрута автомобильных дорог через М7.

Попали в колею на уровне 2025 года

Плавно перейдя от достижений к проблемам, Чукин обозначил вопрос с появлением колеи на дорожном покрытии. По его словам, в этом году в Татарстане был проведен комплекс работ по выявлению колейности покрытия на проезжей части. Были исследованы физико-механические свойства материала и произведены лабораторные исследования. Анализ интенсивности показал, что фактическая интенсивность движения достигла проектных показателей на 2025 год.

— Одной из самых острых проблем является колееобразование. Большая часть региональных дорог построена с учетом нагрузок на ось до 6 тонн. Автомобильные же дороги и магистрали крупных городов и мегаполисов требуют совершенно другого подхода. Каждый день они испытывают на себе огромную нагрузку от проходящего по ним легкового транспорта.


«Алексеевскдорстрой» и «Таиф НК» уже приобрели оборудование по производству ПБВ. Фото alekseevskdorstroy.ru

В качестве одного из решений этой проблемы он предложил использовать дорожные покрытия на основе полимерно-битумных вяжущих. На данный момент ведутся испытания на прочность ПБВ, а ОАО «Алексеевскдорстрой» и «Таиф НК» уже приобрели оборудование по его производству.

По ГОСТу долговечность не предусмотрена

Как оказалось, в дорожной индустрии есть и более глобальные проблемы. В частности, как рассказал генеральный директор ООО «Автодор инжениринг» Николай Быстров, на данный момент в РФ строительство асфальтобетонного покрытия осуществляется по ГОСТу 9 128, который не гарантирует долговечности покрытия. ГОСТ был принят в 1935 году и за многие десятилетия практически не трансформировался.

— Самый страшный вывод такой. С 1935 года по 2013-й уровень требований к ГОСТу 9 128 практически не изменился. Вот вам и ответ на вопрос. Может ли этот ГОСТ гарантировать долговечность? Однозначно нет.

По его словам, «то, от чего практически весь мир уже отошел, к моему сожалению, из-за позиции минрегиона, Госстроя, которая до последних дней являлась для нас нормативом, на основе этого мы должны были строить; ГОСТ надо однозначно перерабатывать».

С 1935 года по 2013-й уровень требований к ГОСТу 9 128 практически не изменился. Вот вам и ответ на вопрос. Может ли этот ГОСТ гарантировать долговечность? Однозначно нет

Сейчас на государственном уровне совместно с крупнейшими российскими нефтеперерабатывающими компаниями разрабатывается документ с техническими требованиями к нефтяному дорожному битуму. Перед госкомпанией также стоит задача освоить и доработать 171 нормативный документ для исполнения технического регламента Таможенного союза «Безопасности автомобильных дорог». «Потребовалось 20 лет, чтобы совершить этот шаг, который по многим причинам откладывался», — сказал Быстров, призвав «один из передовых дорожных отрядов РФ», то есть Татарстан, освоить этот пласт.

Американский «русский метод»

Кстати, о Татарстане. Узнав, что в республике строится более 100 км дорог, Быстров поблагодарил Ленара Сафина за то, что у нас в строительстве местных дорог освоены технологии с использованием стабилизации грунта.

— Много лет назад министр транспорта — а я тогда служил в Росавтодоре — приехал посоветоваться, как заниматься этим вопросом, строительством местных дорог с наименьшими затратами. Я ему рассказывал взахлеб про то, что в Америке были построены десятки тысяч таких дорог, они строили их под названием «русский метод». Потому что все это было придумано нашими соотечественниками – Филатовым и Охотиным в 20-е, в начале 30-х годов прошлого века. Только мы все это забыли, пошли по пути материалоемкости и так далее. Но понимаете, приезжали и спрашивали многие, может быть, человек 20-25. Но единственный регион, где это освоено в таком масштабе, к сожалению для отечества, — Татарстан. Это радость для Татарстана, но горечь для отечества, так как большинство регионов Российской Федерации пока еще идут по этому пути, с ленцой и не торопясь.

Россия не совсем готова к новым технологиям

Еще одно открытие, которое в России своевременно не начали использовать, – это технология «Супервейва», которая позволяет определить оптимальное сочетание материалов для покрытия с целью достижения долговечности в конкретных климатических условиях при интенсивности движения. Инициатором внедрения «Супервейва», созданного более 20 лет назад в США, выступил Росавтодор. При этом аналогичные технологии были разработаны еще раньше в СССР. По словам Быстрова, еще в 1973 году отечественные ученые опубликовали исследования этой технологии в своей книге про битум.

Быстров уверен, что быстро с ГОСТа 9 128 на технологию «Супервейв» в России большое количество организаций перевести невозможно

— Если говорить еще дальше, то в отечественной науке основы перехода на современные методы испытания заложены более 40 лет назад. Другой вопрос, что это, к сожалению, не довели до нормативных документов. А сегодня придется — в хорошем смысле этого слова. Потому что другого выхода у нас нет, если мы реально с вами хотим повысить долговечность дорожных покрытий.

Быстров уверен, что быстро с ГОСТа 9 128 на технологию «Супервейв» в России большое количество организаций перевести невозможно, поэтому здесь требуется адаптированный под отечественные дороги документ, прописывающий эту технологию.

— Эта задача решается. Она поставлена госкомпанией. Думаю, к весне следующего года мы первый вариант этого документа широкому профессиональному сообществу представим на рассмотрение, — уверил генеральный директор ООО «Автодор инжениринг».

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева

Новости партнеров

комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 02 окт
    несоответствия нормам вообще не должно быть! надо убирать эти 3 процента
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    почему Россия не готова к новым технологиям? давно готова!
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    только денег таких нет
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    пфф, конечно гост давно пора изменить, как вообще можно так работать?
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    наших автомобилистов ничего не исправит, разве что высокие штрафы! какой толк от этих новеньких велодорожек, если ездить по ним опасно для жизни? велосипедисты вынуждены продолжать ездить по тротуарам!:(
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    никто не хочет повышать качество и долговечность дорожных покрытий, на этом зарабатывать можно хорошо, на постоянных ремонтах
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    с колейностью надо что-то делать, может, нормы ввести для большегрузов хотя бы, пока новые стандарты не разработали
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии