Новости раздела

Колея татарстанского минтранса: устаревший ГОСТ и американский «русский метод»

Колея татарстанского минтранса: устаревший ГОСТ и американский «русский метод»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В рамках выставки «ДорТрансЭкспо», проходящей в эти дни в Казани, состоялось расширенное заседание коллегии минтранса РТ, пафосно озаглавленное «Качество дорог — качество жизни». Вице-премьер РТ Василь Шайхразиев расхваливал работу минтранса, заместитель министра транспорта РТ Артем Чукин, наоборот, оправдывался за проблемы в работе, а генеральный директор ООО «Автодор инжениринг» Николай Быстров просвещал присутствующих воспоминаниями о достижениях советской науки. Дискуссию о настоящем и будущем дорожного хозяйства слушала корреспондент «Реального времени».

«Хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на автотранспорте»

Заседание коллегии открыл Василь Шайхразиев, заместитель премьер-министра РТ, который начал с того, что в день проведения коллегии после капитального ремонта открылась улица Дзержинского, где для ремонта дорог применялись современные технологии и подходы. Расхваливая работу минтранса, Шайхразиев не забыл и появившихся в городе к середине осени велодорожках, которые, к слову, автомобилисты просто не замечают, продолжая по ним ездить. Не остались в стороне и платные парковки, которые, по словам чиновника, установили оперативно, а «проектные решения и требования исполнения соответствуют уровню развития нашей столицы Казани».

Но главным, по мнению спикера, остается то, что перед республикой сейчас стоит серьезная задача по строительству и капитальному ремонту дорог во всех городах, районных центрах и сельских поселениях, где инициатива частных компаний дает возможность сократить республиканский бюджет на проведение этих работ.

— Сегодня по отдельной программе нашего президента Рустама Нургалиевича мы строим дороги между населенными пунктами в зависимости от категории. Самое главное — это участие наших татарстанских предприятий в части строительства и капитального ремонта, наших производителей. Это дает нам возможность часть финансовых средств возвращать в бюджет нашей республики.

Шайхразиев напомнил, что этот год объявлен Годом парков и скверов, в Татарстане строится множество спортивных площадок, до которых нужно добраться «хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на автотранспорте, внутрь заходить и обратно возвращаться». Поэтому дорога, как и всегда, является главной артерией движения граждан.

Что делать с дураками, знают, а с дорогами — вопрос

Глава министерства транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин анонсировал доклад заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Артема Чукина «Системный подход к решению задач качества автомобильных дорог», который выглядел скорее как оправдание перед президентом РТ за плохие дороги.

— Неслучайно наш президент Рустам Нургалиевич особенно в последний год нас, дорожников, ориентирует на повышение качества объектов, которые мы не только выстраиваем и реконструируем, но и содержим, — напомнил Сафин с отсылкой на заседание в кабмине, где не так давно Рустам Минниханов резко высказал свое недовольство качеством дорог в Татарстане.

По словам Сафина, это проблема не только республики, но и всей России.

— Как у великого классика: в России есть две беды. Но благодаря нашей современной технологии подготовки кадров мы одну проблему можем побороть, а вот что делать со второй — мы пока не знаем. Думаю, сегодня мы как раз и обсуждаем эту тему.

Артем Чукин свой доклад начал с перечисления достижений министерства. Он рассказал, что протяженность дорог общего пользования сейчас составляет 38 тысяч километров, и уверил, что весь комплекс работ по строительству проходит с соблюдением всех требований технических регламентов и документаций. Чиновник также предоставил статистические данные лабораторных испытаний асфальтобетонных покрытий, согласно которым сейчас по сравнению с 2009 годом наблюдается улучшение качества асфальтобетонных покрытий. На данный момент доля несоответствия нормам составляет 3,1%, в то время как в 2009 году несоответствие составляло 42,5%. Рассказал он и о том, что в Татарстане внедряется технология «Супервейв», к которой еще не раз возвращались на совещании позже.

Напоминая о планах министерства, он рассказал, что его стратегией предусмотрено строительство автомобильных магистралей по направлению транспортных коридоров Шали-Бавлы и М5. В текущем году приступили к технико-экономическому обоснованию строительства глубокого обхода Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом и развитием нового маршрута автомобильных дорог через М7.

Попали в колею на уровне 2025 года

Плавно перейдя от достижений к проблемам, Чукин обозначил вопрос с появлением колеи на дорожном покрытии. По его словам, в этом году в Татарстане был проведен комплекс работ по выявлению колейности покрытия на проезжей части. Были исследованы физико-механические свойства материала и произведены лабораторные исследования. Анализ интенсивности показал, что фактическая интенсивность движения достигла проектных показателей на 2025 год.

— Одной из самых острых проблем является колееобразование. Большая часть региональных дорог построена с учетом нагрузок на ось до 6 тонн. Автомобильные же дороги и магистрали крупных городов и мегаполисов требуют совершенно другого подхода. Каждый день они испытывают на себе огромную нагрузку от проходящего по ним легкового транспорта.

В качестве одного из решений этой проблемы он предложил использовать дорожные покрытия на основе полимерно-битумных вяжущих. На данный момент ведутся испытания на прочность ПБВ, а ОАО «Алексеевскдорстрой» и «Таиф НК» уже приобрели оборудование по его производству.

По ГОСТу долговечность не предусмотрена

Как оказалось, в дорожной индустрии есть и более глобальные проблемы. В частности, как рассказал генеральный директор ООО «Автодор инжениринг» Николай Быстров, на данный момент в РФ строительство асфальтобетонного покрытия осуществляется по ГОСТу 9 128, который не гарантирует долговечности покрытия. ГОСТ был принят в 1935 году и за многие десятилетия практически не трансформировался.

— Самый страшный вывод такой. С 1935 года по 2013-й уровень требований к ГОСТу 9 128 практически не изменился. Вот вам и ответ на вопрос. Может ли этот ГОСТ гарантировать долговечность? Однозначно нет.

По его словам, «то, от чего практически весь мир уже отошел, к моему сожалению, из-за позиции минрегиона, Госстроя, которая до последних дней являлась для нас нормативом, на основе этого мы должны были строить; ГОСТ надо однозначно перерабатывать».

С 1935 года по 2013-й уровень требований к ГОСТу 9 128 практически не изменился. Вот вам и ответ на вопрос. Может ли этот ГОСТ гарантировать долговечность? Однозначно нет

Сейчас на государственном уровне совместно с крупнейшими российскими нефтеперерабатывающими компаниями разрабатывается документ с техническими требованиями к нефтяному дорожному битуму. Перед госкомпанией также стоит задача освоить и доработать 171 нормативный документ для исполнения технического регламента Таможенного союза «Безопасности автомобильных дорог». «Потребовалось 20 лет, чтобы совершить этот шаг, который по многим причинам откладывался», — сказал Быстров, призвав «один из передовых дорожных отрядов РФ», то есть Татарстан, освоить этот пласт.

Американский «русский метод»

Кстати, о Татарстане. Узнав, что в республике строится более 100 км дорог, Быстров поблагодарил Ленара Сафина за то, что у нас в строительстве местных дорог освоены технологии с использованием стабилизации грунта.

— Много лет назад министр транспорта — а я тогда служил в Росавтодоре — приехал посоветоваться, как заниматься этим вопросом, строительством местных дорог с наименьшими затратами. Я ему рассказывал взахлеб про то, что в Америке были построены десятки тысяч таких дорог, они строили их под названием «русский метод». Потому что все это было придумано нашими соотечественниками — Филатовым и Охотиным в 20-е, в начале 30-х годов прошлого века. Только мы все это забыли, пошли по пути материалоемкости и так далее. Но понимаете, приезжали и спрашивали многие, может быть, человек 20-25. Но единственный регион, где это освоено в таком масштабе, к сожалению для отечества, — Татарстан. Это радость для Татарстана, но горечь для отечества, так как большинство регионов Российской Федерации пока еще идут по этому пути, с ленцой и не торопясь.

Россия не совсем готова к новым технологиям

Еще одно открытие, которое в России своевременно не начали использовать, — это технология «Супервейва», которая позволяет определить оптимальное сочетание материалов для покрытия с целью достижения долговечности в конкретных климатических условиях при интенсивности движения. Инициатором внедрения «Супервейва», созданного более 20 лет назад в США, выступил Росавтодор. При этом аналогичные технологии были разработаны еще раньше в СССР. По словам Быстрова, еще в 1973 году отечественные ученые опубликовали исследования этой технологии в своей книге про битум.

— Если говорить еще дальше, то в отечественной науке основы перехода на современные методы испытания заложены более 40 лет назад. Другой вопрос, что это, к сожалению, не довели до нормативных документов. А сегодня придется — в хорошем смысле этого слова. Потому что другого выхода у нас нет, если мы реально с вами хотим повысить долговечность дорожных покрытий.

Быстров уверен, что быстро с ГОСТа 9 128 на технологию «Супервейв» в России большое количество организаций перевести невозможно, поэтому здесь требуется адаптированный под отечественные дороги документ, прописывающий эту технологию.

— Эта задача решается. Она поставлена госкомпанией. Думаю, к весне следующего года мы первый вариант этого документа широкому профессиональному сообществу представим на рассмотрение, — уверил генеральный директор ООО «Автодор инжениринг».

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева

Новости партнеров