Новости раздела

«Какие специалисты обслуживают наш жилой фонд? Честно говоря, это позорище»

Эксперты от ЖКХ обсудили, что делать с тотальной безграмотностью работников отрасли

Пока Госдума готовит закон, по которому к квалификации работников ЖКХ будут предъявляться новые требования, Союз коммунальных предприятий РТ за круглым столом в рамках Осеннего строительного форума предложил управляющим компаниям готовиться к переменам заранее и начать переобучение персонала уже сейчас. Однако самих жилищников, похоже, все устраивает: повышать квалификацию хотят немногие. Как оказалось, причины консерватизма специалистов ЖКХ коренятся еще в далеком советском прошлом.

«Нам нужно, чтобы заработала вся система, от Путина до нас»

«Сталин говорил, кадры решают все. Сегодня этот лозунг реализуется в жизнь», — после этих слов зампредседателя правления РООР «Союз коммунальных предприятий РТ» Нины Кащеевой в зале повисла тишина. Видимо, такое начало многим показалось угрожающим. Однако, как выяснилось позже, пока работники ЖКХ могут дышать свободно. По словам Кащеевой, несмотря на то что предписание президента РФ о внесении в Госдуму закона, предусматривающего обязательность применения профессиональных стандартов для работников сферы жилищно-коммунального хозяйства, вышло еще в прошлом году, сам закон до сих пор не появился. «Кроме того, необходимо принять закон о независимой оценке профессиональной квалификации», — добавила она.

Иными словами, после принятия всех названных законов тех, кто трудится в сфере ЖКХ, ждет глобальная переаттестация. В Татарстане предлагают готовиться к нововведениям заранее и осваивать новые компетенции уже сейчас. Пока же только управляющие компании прошли аттестацию. Работники ЖКХ чаще всего следуют народной мудрости «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» и что-то менять в своей работе не хотят.

— Предприятия находятся в разных условиях — могут выполнять предписания, могут не выполнять. Нам нужно, чтобы вся система, от Путина и до нас, заработала так, чтобы все делалось через закон. Пока закон находится в Думе, он уже подготовлен, думается, в этом году могут и принять. А мы сегодня готовимся к его исполнению, — прокомментировал нашему изданию Абрек Хайруллин, председатель совета директоров Союза коммунальных предприятий РТ.

«Не сдал экзамен, значит, на твое место придет другой»

В беседе с корреспондентом «Реального времени» Абрек Хайруллин рассказал и о причинах недобросовестного отношения работников ЖКХ к своей деятельности, коренящихся в далеком прошлом.

— Помню, много лет назад я приехал в один район и собрал всех работников ЖКХ в Доме культуры, чтобы поздравить с праздником. И что я увидел? В зале — хромые, горбатые, косые, бывшие заключенные. Одним словом, в ЖКХ работали те, кто никуда не может устроиться. Так выработалось отношение к дому, подъезды были безобразными.

По его мнению, некоторые пережитки прошлого сохранились и сейчас. Однако существующие нормативные акты уже начали приносить плоды в борьбе с закостенелостью некоторых руководителей.

— Когда мы говорили об аттестации руководителей управляющих компаний, они возмущались: «А зачем нам это нужно?» И невозможно без закона взять их. Тогда появился закон об аттестации управляющих компаний. Потом появился правительственный документ, и была создана комиссия. Каждая управляющая компания 200 вопросов получила, по ним нужно было сдать экзамен. Не сдал экзамен, значит, ты не можешь быть управляющей компанией, до свидания, на твой место придет другой. Все сразу зашевелились. Те, кто раньше не обращал внимания на жильцов, у которых крыша течет, стали совершенно другими людьми. Меньше стало жалоб населения, быстрее начали управляющие компании реагировать на их проблемы. У людей меняется психология, — говорит Хайруллин.

«Такое настроение у жилищников, что учеба — это второстепенно»

Между тем выяснилось, что обвинять в бездействии управляющие компании тоже нельзя. Заместитель гендиректора УК «Уютный дом» Владимир Андреев с воодушевлением рассказывал о созданном ими учебном центре ЖКХ. По его словам, специальные занятия и семинары проводятся для представителей разных профессий: дворников, кровельщиков, инженеров, слесарей. Занятия проходят почти как в школе — работники ЖКХ даже получают домашние задания, пишут рефераты. Всего на сегодняшний день в центре прошли обучение 300 специалистов. И все же Андреев не скрывает, что каждый раз приходится преодолевать сопротивление.

— Такое настроение у жилищников, что учеба — это второстепенно. Какие специалисты обслуживают наш жилой фонд? Честно говоря, это позорище. Многие из них вообще ничего не знают. Не говоря о том, что мы им и психологию общения, и бесконфликтное общение тоже даем. Когда они выходят, они говорят: «Слушайте, это, оказывается, нам так надо».

Гуландам Зарипова

Новости партнеров