Новости раздела

«Внедрять технологии или нет — вопрос клиента. Пинком к счастью гнать не надо»

Представители IT-компаний собрались в конце минувшей недели в «IT-парке», чтобы убедить татарстанских бизнесменов использовать возможности «Интернета вещей». Спикеры рисовали впечатляющие перспективы, рассказывали, почему бабушка с хлоркой опаснее кибератаки и что чувствуют водители школьных автобусов, когда за ними наблюдает «Большой брат». «Реальное время» побывало на конференции «Внедрение «Интернета вещей» и узнало, почему татарстанский бизнес к нему не совсем готов.

Депардье, «цифровой двойник» и загранпаспорт годовалой девочки

Перед представителями IT-компаний, собравшимися в пятницу в «IT-парке» на конференцию «Внедрение «Интернета вещей» как производственной практики современного предприятия» от газеты «Ведомости», стояла нелегкая задача — убедить менеджеров татарстанских компаний в выгодности внедрения «Интернета вещей» на предприятия. Пожалуй, сложнее всего оказалось объяснить, что вообще скрывается за этим таинственным словосочетанием.

Первым к ликбезу приступил руководитель направления Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Николай Малаховский. По его словам, на сегодняшний день «Интернет вещей» наиболее востребован в нефтехимической промышленности. «Задача организации — перестроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы максимально эффективным образом использовать данные, которые несут в себе технологии. Говоря о новой бизнес-модели, я прежде всего говорю о сервисной модели», — разъяснил он.

Генеральный директор «PTC. Россия/СНГ» Андрей Шолохов (на постере) рассказал о таком инструменте, как «цифровой двойник», и объяснил, чем он отличается от цифрового представления практически на пальцах, а вернее на фотографиях. Сначала на слайде появился Жерар Депардье, держащий в руках паспорт гражданина РФ. «Это сын России и Мордовии с его паспортом. Сам сын — это объект, а паспорт — это его цифровое представление, которое описывает его внешность, имя, регистрацию», — пояснил Шолохов.

Для демонстрации недостатков цифрового представления он использовал фото собственной дочери в возрасте полутора месяцев из ее загранпаспорта. Понятно, что через три года она сильно изменилась, и на таможне стали возникать проблемы: «Наши цифровые представления, в том числе и Word, характеризуются тем же самым недостатком: данные в базах данных устаревают каждый год. Процесс актуализации «двойника» происходит регулярно без участия человека».

Конечно, неспециалисту запутаться в лабиринтах IT-определений очень просто. Чтобы показать, как работает «Интернет вещей», приведем в пример один из реализованных проектов. В госпиталь поставляется медицинское оборудование, снабженное специальной программой. С помощью Интернета она передает на сервер данные о состоянии приборов и их эксплуатации. При малейшей неисправности система передает сигнал и автоматически определяет причину поломки. Это значит, что обслуживающему специалисту не придется выезжать в госпиталь несколько раз, чтобы предварительно определить масштаб работы, ведь, как гласит народная мудрость, предупрежден — вооружен.

Почему бабушка с хлоркой опаснее кибератаки?

Представители татарстанских предприятий слушали спикеров очень внимательно. Оно и понятно: по заверениям айтишников, благодаря «Интернету вещей» прибыль компаний должна вырасти как минимум на 6%, и это при условии, что на производстве не будут меняться технологии. Тем не менее после завершения выступлений вопросы последовали довольно критичные. Прежде всего аудиторию интересовало, для кого предназначены новые технологии. «С внедрением технологий должна измениться бизнес-модель. Такие решения принимают либо топ-менеджеры, либо те, кто сталкивается при производстве с проблемами. Решение внедрять или нет — вопрос клиента. Пинком к счастью гнать не надо», — ответил Андрей Шолохов.

Но больше всего присутствующих интересовал вопрос безопасности и защищенности данных: не может ли случиться так, что в результате кибератаки на «Водоканале» в казанские квартиры будет подаваться вода с повышенным уровнем хлорки? «На этапе проектирования определяется доступ к различным данным. Соответственно, это все имеет степени защиты. Большинство современных систем сделано так, чтобы их нельзя было автоматически менять. Что опасней — кибератака или бабушка, которая сыпет хлорку из ведра? На самом деле бабушка опасней», — ответил спикер.

«Большой брат» следит за школьными автобусами, а мусорные баки готовы сигнализировать о заполняемости

Самым гуманным среди всех оказалось выступление исполнительного директора ГУП «Центр информационных технологий РТ» Татьяны Камалетдиновой. «Человек и «Интернет вещей» — это вопрос. А «Интернет вещей» и предприятие — это всегда плюс», — заметила она. Выяснилось, что в Татарстане уже есть госпроекты, имеющие много общего с «Интернетом вещей». В качестве примера Камалетдинова привела систему контроля водителей школьных автобусов. Чтобы водители не разъезжали за казенный счет по своим делам, а также не нарушали правил дорожного движения, было решено контролировать маршруты с помощью специального программного обеспечения. Как говорят, бюджетные средства сэкономили, но по словам Камалетдиновой можно понять и водителей, которые постоянно чувствуют, как за ними наблюдает «Большой брат».

Сами представители IT-компаний соглашаются, что в обществе могут возникнуть и более серьезные проблемы. Уже сегодня есть предприятия, которые готовы сократить число специалистов до 20 человек, всех остальных заменят роботы. Возникает вопрос: чем будет заниматься армия безработных, ставших жертвами технологической революции? Однозначного ответа за круглым столом найти не удалось.

Еще один проект из области «Интернета вещей» предложила казанская Высшая школа информационных технологий и информационных систем. Идея проста: наполнившись, мусорный бак подает сигнал, по которому машина приезжает и тут же опустошает его. Результат — машина не делает лишних рейсов, а бак никогда не переполнен. По словам директора ITIS Айрата Хасьянова, проект сразу же привлек внимание управления московского ЖКХ. Заинтересовал он и спикеров круглого стола. «Вопрос не в мусорном баке, а в том, как компания перестраивается, есть ли давление со стороны рынка», — заметил Николай Малаховский.

Кто виноват — водитель, КАМАЗ или Google?

По мнению менеджеров IT-компаний, продвижению новых технологий, в том числе и «Интернета вещей», зачастую мешает действующее законодательство. В качестве примера Андрей Шолохов привел беспилотные КАМАЗы. «Кто будет нести ответственность в случае аварии: водитель, который доверился беспилотному доступу, производитель, который его поставил, или Google, который поставил карты? Пока эта проблема никак не решена», — отметил он.

Остался риторическим и вопрос регионального представителя CISCO в Татарстане Дмитрия Трофимова о том, почему гаджеты, позволяющие следить за здоровьем, в России среди пожилых людей не популярны. Однако вывод напрашивался сам собой: большинство населения принять инновации пока не готово. Заставит ли рынок вводить «Интернет вещей» татарстанских бизнесменов, покажет время.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров