Новости раздела

Производителям шин поставили «пилот» по маркировке на паузу

Участников рынка сдерживает выбор технологий идентификации, цена вопроса достигает десятков миллионов долларов

Производителям шин поставили «пилот» по маркировке на паузу Фото: Ринат Назметдинов (открытие форума автомобилестроения TIAF - 2019)

Сегодня в России стартует пилотный эксперимент по маркировке шин и покрышек. Инициатива исходила от самих производителей, уверяет оператор проекта — ЦПРТ. Цель проекта — отслеживать движение товара и препятствовать обороту контрафакта. Лидеры рынка еще весной заявили о намерении участвовать в эксперименте, однако накануне запуска некоторые компании вынуждены были взять паузу. В причинах разбиралось «Реальное время».

Каждой шине по коду

Пилотный проект по маркировке шин и покрышек в России реализуют с 20 июня по 30 ноября — сроки определило правительство России. Оператором пилота выступит «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Сама маркировка шин вводится в целях противодействия обороту контрафактной продукции в стране. Эксперимент же призван подготовить участников отрасли к переходу в обязательный режим маркировки покрышек, который стартует с 1 декабря этого года. Перечень товаров, подлежащих этой процедуре, утвердили в правительстве РФ еще в марте. Среди первой группы из 10 категорий есть и автомобильные шины.

В Минпромторге, который стал координатором системы товарной маркировки, пояснили: каждая шина получит собственный код. Все сведения будут храниться в единой системе данных. Для защиты кодов применят отечественные криптографические технологии. За нормативно-правовое регулирование отношений отвечает Минфин, а работу оператора контролирует Минсвязи РФ.

Весной этого года несколько ведущих российских производителей шин заявили о намерении участвовать в эксперименте по маркировке своей продукции. Ряд предприятий планировали провести на своих производственных площадках мероприятия по апробации всех доступных технологий маркировки и использования различных альтернативных средств идентификации: этикеток с двухмерным штрихкодом, гравировки, RFID-меток. Пионеры «пилота» надеялись, что их опыт будет полезен и другим участникам отрасли для эффективного перехода к обязательной маркировке. В ходе пилотного проекта планировалось найти оптимальное решение для маркировки шин, которое не удорожит продукцию. В ЦПРТ же добавляли, что провели лабораторные испытания всех перспективных методов маркировки: этикетирование с использованием DataMatrix кода, применение RFID-чипа, прямое нанесение.

Каждая шина получит собственный код. Все сведения будут храниться в единой системе данных. Для защиты кодов применят отечественные криптографические технологии. Фото Максима Платонова

Шинники берут паузу

Однако в день запуска пилотного проекта по маркировке шин в России (20 июня) несколько производителей шин сообщили, что пока не будут участвовать в пилоте по ряду причин. Основная — сводилась к тому, что шинники хотят дождаться разработки подробной программы проведения эксперимента: как в части выбора технологии маркировки и алгоритма действий, так и в части затрат. Пока неясно, за чей счет и какие технические задачи должны решаться в процессе. До получения исчерпывающего ответа вынуждены взять паузу, пояснил «Реальному времени» источник в одной из компаний-производителей.

Озвученные вопросы поднимали и на недавнем совещании в Минпромторге России. Обсуждали две альтернативные технологии маркировки шин: этикетирование с использованием DataMatrix кода и применение RFID-чипа (радиочастотные метки). Второй вариант предполагает разные способы использования радиочастотных меток — их можно как прикреплять к шине, так и внедрять в саму структуру изделия. Однако затраты по данной технологии выльются в круглую сумму для заводов по сравнению с использованием технологии этикеток. Одна RFID-метка стоит около доллара. Если прибавить к ней количество выпускаемых шин, а у лидеров рынка годовые объемы производства превышают 10 млн штук в год, выйдет не менее $10 млн. Еще половина этой суммы уйдет на закупку оборудования, например, радиочастотные сканеры, и еще столько же понадобится для интеграции нового продукта. Таким образом, затраты на маркировку продукции с применением RFID-чипа могут достигать десятков миллионов долларов. Второй способ — использование этикеток на шинах, менее затратный и, несомненно, выйдет дешевле. Так что обеспокоенность представителей шинного бизнеса выбором технологии маркировки вполне можно понять.

Без ответа остается и вопрос объемов поставок автопроизводителям, потому что маркированные шины по сути — новый продукт на рынке. Перспектива дальнейшего сотрудничества шинников с оператором программы будет зависеть от разработки программы эксперимента.

ЦПРТ: «Мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки»

Оператором пилота выступает не сам ЦПРТ, а его дочерняя компания «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации единой национальной системы «Честный ЗНАК». Еще до запуска эксперимента на базе центра сформировали рабочую группу из числа производителей, импортеров, оптовых и розничных дистрибьюторов, как указано на сайте, «для проработки перспективных и применимых методов маркировки шинной продукции — лазерной гравировки, этикетирования, RFID-меток». В группе более 50 участников, которые готовят обследования производств. Также сообщается, что ЦРПТ ведет работу с интеграторами и производителями оборудования «с опытом работы с отраслевыми решениями, в том числе it».

Отсутствие алгоритма действий или программы эксперимента в ЦПРТ назвали «логичным, поскольку «пилот» еще не начался». Но заверили, что рабочая группа займется и этим вопросом:

— Пилотный проект по маркировке начнется 20 июня. На сайте «Честный ЗНАК» в разделе, посвященном маркировке шин, будет размещена форма подачи заявки для вступления в «пилот». Во время эксперимента совместно с участниками мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки. ЦРПТ проведен ряд тестов как по технологии RFID, так и по другим методам нанесения, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Окончательное решение в пользу применимых технологий будет принято в процессе эксперимента, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе ЦПРТ.

«На сайте «Честный ЗНАК» в разделе, посвященном маркировке шин, будет размещена форма подачи заявки для вступления в «пилот». Во время эксперимента совместно с участниками мы отработаем все базовые вопросы, включая метод маркировки», — пообещали в ЦРПТ. Фото честныйзнак.рф

В центре также добавили, что еще до запуска «пилота» проанализировали технические платформы участников рынка, чтобы использовать в рамках пилотного проекта оборудование и решения, которыми уже пользуются производители и импортеры для сокращения издержек. Большинство компаний уже используют этикетки, им достаточно будет лишь изменить макет и настроить собственные учетные системы на получение и включение в состав этикеток кодов маркировки, пояснили в ЦПРТ.

В релизе дополнительно указано, что пилотный проект поможет прослеживать движение товара, не вызвав удорожания конечной продукции и снизив долю нелегальных изделий на рынке. Эксперимент призван помочь отрасли эффективно перейти к обязательной маркировке, которая стартует 1 декабря 2019 года. В ЦПРТ добавили, что инициатива по маркировке шин изначально исходила от самих производителей шин, обеспокоенных «увеличением уровня незаконного оборота» и выразивших готовность участвовать в эксперименте, в частности компания «Кордиант». Однако, как выяснило «Реальное время», в АО «Кордиант» пока не подтверждают свое участие в «пилоте»:

— Вопрос участия в эксперименте носит конфиденциальный характер. На текущий момент комментариев предоставить не можем, — сообщили в компании «Реальному времени».

Зачем нужны RFID-метки и что ими маркируют?

Учредители Центра перспективных технологий через «дочку» холдинговой компании «ЮЭСЭМ» связаны с миллиардером Алишером Усмановым. Компания зарегистрирована в Москве в 2017 г., основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения. На сайте указано, что центр создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру. В частности, на основе государственно-частного партнерства создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный ЗНАК», а также национальный каталог товаров. Занимается разработкой цифровой платформы для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза. В ноябре 2018-го в ЦРПТ перешла система маркировки лекарств, с 1 марта 2019 г. — маркировка табачной продукции, с 1 июня — информационная система маркировки меховых изделий. Срок введения маркировки обуви и лекарств по программе высокозатратных нозологий — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года, для всех лекарств — 1 января 2020 года. Перечень первых 10 товарных групп, которые с этого года подлежат обязательной маркировке, утвержден 1 марта этого года распоряжением правительства России.

Кстати, впервые эксперимент электронной маркировки продукции RFID-метками (Radio Frequency IDentification) провели весной 2016 года на меховых изделиях. В августе практику распространили на территории стран ЕврАзЭС. Позднее радиочастотные метки использовали для медицинских препаратов. Чипы не только сохраняли информацию, но и передавали ее бесконтактным методом. Наличие меток подтверждает, что с товара в полном объеме уплатили все налоговые и таможенные платежи.

Впервые эксперимент электронной маркировки продукции RFID-метками (Radio Frequency IDentification) провели весной 2016 года на меховых изделиях. Фото price-etiketka.ru

Для маркировки шин RFID-технологии активно используют зарубежные компании. С их помощью известные мировые производители планируют создать эффективные системы мониторинга, которые помогут не только добиться экономии при эксплуатации, но и повысить безопасность на транспорте, в том числе пассажирском. Впрочем, широкое применение радиочастотных меток пока сдерживает цена вопроса, а также ряд организационных и технических сложностей.

Василя Ширшова
ПромышленностьМашиностроениеЭкономикаБизнес Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 20 июн
    Стандарты союза возвращаются. Потихоньку всё маркируем
    Ответить
  • Анонимно 20 июн
    Наконец то, левых шин может не будет
    Ответить
    Анонимно 20 июн
    Будет, было и есть. Ну только наверное, под прилавком
    Ответить
    Анонимно 20 июн
    Каких левых шин?? Шины-высокотехнологичный продукт, там есть все маркировки, DOT, штрих коды. Как вообще можно подделать шину, не понимаю.
    Ответить
    Анонимно 20 июн
    Левые шины это отечественные и китайские. Цель маркировки-отсечь импорт, варить только тут, у кого есть заводы. Корейские дешевле отечественных, так быть не должно. Потом введут запретительные пошлины на импорт. И всё. А качество получим российское.
    Ответить
  • Анонимно 20 июн
    больше уверенности появляется в качестве товаров
    Ответить
  • Анонимно 20 июн
    Я думаю, нелегалы тоже научатся этот код срисовывать. Что им это стоит
    Ответить
  • Анонимно 20 июн
    Конкуренция уменьшится
    Ответить
  • Анонимно 20 июн
    Как дорого это внедрить. И наверное, очень сложно
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров