Минсельхоз РТ предложил Москве скинуться на татарскую клубничку
Владелец бренда «Ягодная долина» пытается развить бизнес и привлечь федеральное финансирование в надежде вытеснить с рынка подорожавший импортный товар
Как стало известно «Реальному времени», владелец бренда «Ягодная долина» Ильдар Ситдиков совместно с другими фермерами, занимающимися выращиванием клубники, земляники, смородины и других ягод, инициировал создание в Татарстане плодово-ягодного кластера на базе своих хозяйств. С подачи президента РТ Рустама Минниханова республиканский минсельхоз даже разработал специальную программу, предполагающую федеральное софинансирование строительства необходимой инфраструктуры. По мнению экспертов, общая стоимость программы может превысить 1,5 млрд рублей. Впрочем, Москва принимать решение не торопится, задерживая рассмотрение заявки из Казани уже более чем на месяц.
Спрос на местные ягоды зашкаливает
Как стало известно «Реальному времени», в Татарстане может быть создано объединение фермеров — производителей плодово-ягодной продукции на базе бренда «Ягодная долина». Как рассказал на антикризисном форуме «Реального времени», который прошел в середине февраля, владелец торгового бренда «Ягодная долина» Ильдар Ситдиков (его крестьянско-фермерское хозяйство занимается выращиванием ягод — садовой земляники, смородины, малины, а также плодовых деревьев — яблонь), в условиях дефицита продукции у местных производителей появился шанс активно продвигать в торговых сетях свою продукцию.
«Спрос на местные продукты сейчас зашкаливает, так получилось, что нам на руку санкции», — заявил он. Татарстанские производители не могут удовлетворить спрос на рынке республики, поэтому Ситдиков и ряд фермеров выступили инициаторами создания в Татарстане плодово-ягодного кластера, который объединил бы в себе нескольких фермеров. «В этом году организовывается около 30 хозяйств по выращиванию плодово-ягодной продукции. Образовался при поддержке министерства сельского хозяйства и продовольствия плодово-ягодный кластер, в котором будет учитываться весь спектр работ по производству продукции», — рассказал он.
Как позже Ситдиков пояснил в интервью «Реальному времени», сейчас в Татарстане работает не менее 10 хозяйств, которые выращивают ягоды. Причем еще в 2012 году вообще никого не было, утверждает он. «Это связано с тем, что люди поверили, что этот бизнес может быть рентабельным. Например, по моему предприятию выручка (за 2014 год — прим. ред.) составила 4 миллиона рублей, а затраты — всего 500 тысяч», — рассказал фермер. Напомним, «Ягодная долина» выращивает несколько сортов ягод, площадь их посевов сейчас составляет 7 га.
Спрос в сто раз превышает наши возможности
«Сейчас производится мало, но спрос раз в сто превышает наши возможности. Если по яблокам брать, например, 99,8% — завоз из других регионов России или импорт. Ягоды — где-то 85% ввозится, а остальные — местные», — говорит Ситдиков. Он рассказал, что за 3 года хотел бы расширить производство в рамках кластера в разы: до 5 тысяч тонн, в то время как сейчас в Татарстане производится не более 250 тонн в год.
Одним из главных препятствий в развитии кластера фермер видит, как ни удивительно, не снижение покупательной способности у людей, а недостаток кадров. «Я почему и развиваю этот ягодный кластер — потому что есть ограничение в людях. Спрос очень большой, а я не могу выгнать в поле 5 тысяч человек в день. У меня их нет, и мне неоткуда их взять», — говорит он. Причину Ситдиков видит в том, что люди ленятся сами работать в поле. «У нас нет такого предпринимательского сознания. Люди все идут в институты, не до конца понимая, зачем им это надо, чтобы получить просто диплом. А тех, кто хочет выйти классным специалистом, нет. Мы искали в свою лабораторию по размножению растений двух специалистов, обратились в КФУ на кафедру, где их выпускают сотнями, и попросили дать нам контакты талантливых студентов. И в итоге 8 месяцев искали. Нам сейчас в каждое фермерское хозяйство нужен агроном. И при сдельной премиальной оплате труда он может заработать до 1,5 миллионов в год», — удивляется фермер.
С ним согласен еще один фермер, который занимается производством ягод, — Марат Хакимов. «ИП КФХ Хакимов существует второй год. Для начала бизнеса получили грант по поддержке фермеров в минсельхозе — полтора миллиона», — рассказал он. «Тяжеловато с рабочей силой, люди не хотят работать. И не хотят не только ехать за город, даже местное население приходит на «сладкую» работу, только когда идет сбор ягод», — рассказал фермер «Реальному времени». По его словам, сейчас он владеет 2,5 га площадей, однако намерен увеличить их до 6 га за счет продвижения продукции в торговых сетях. Пока продукция Хакимова реализовывалась на рынках и в казанском Агропромпарке.
Ждем ставок
Говоря о перспективах развития кластера, Ситдиков высказал предположение, что местная продукция «может и до 90% нашего рынка занять, и экспорт наладить».
Еще одним препятствием он назвал удорожание кредитов в связи с ростом базовой ставки ЦБ. «Мы общались с представителями банков, и они говорят, что у них есть установка — не давать, а обслуживать те кредиты, которые были ранее выданы. Это, конечно, большая проблема, но я надеюсь, что скоро все образуется», — рассказал Ситдиков на форуме.
В таких условиях фермеры надеются на государство. «Ситуация по сельскому хозяйству все-таки лучше: с этого года мы стали в приоритете. Государство возмещает процентную ставку по кредитам из федеральной части — 14,8% годовых, а по Татарстану ставку пока не утвердили, но она будет, если не ошибаюсь, около 5%. Это позволит получить кредиты с удорожанием от 3%», — говорит он. Кроме того, всем новым фермерам он советует обращаться в минэкономики и минсельхоз Татарстана за получением грантов в рамках программы поддержки малого бизнеса.
«Лизинг-грант» на ягоды
Как рассказал «Реальному времени» Александр Молокин, начальник отдела реструктуризации предприятий и развития агробизнеса минсельхоза РТ, Ситдиков сам был одним из первых фермеров, который в 2012 году выиграл грант на развитие ягодного направления по программе поддержки молодых фермеров (выдается до 1,5 млн рублей — прим. ред.). «Он создался сам и привлек дополнительных фермеров, в том числе и за счет бюджета. Поддержка была техникой, оборудованием по программе «Лизинг-грант», деньгами по программе начинающих фермеров. После него еще около 5 фермеров — из Кайбицкого, Лаишевского, Балтасинского и других районов — получили гранты», — пояснил он. Молокин подтвердил, что работа по привлечению фермеров в кластер ведется, однако в этом году гранты еще не распределялись: конкурсные комиссии начнут работу в апреле.
Однако, как удалось выяснить «Реальному времени», в этом году минсельхоз намерен был усилить работу по созданию кластера. По поручению президента РТ Рустама Минниханова осенью прошлого года началась разработка экономически значимой региональной программы развития плодово-ягодного кластера с организацией переработки на базе Республики Татарстан на 2015-2017 гг.
Наша программа на рассмотрении в Москве
Как рассказала «Реальному времени» замначальника отдела развития отраслей земледелия министерства Людмила Павлова, эта программа до сих пор находится на рассмотрении в Москве, хотя в Татарстане ждали результатов уже в январе.
«Она предполагает создание полного цикла производства плодово-ягодных культур», — рассказала она. Основными мероприятиями программы являются создание и оснащение работы по микроклонированию и размножению растений, создание тепличного комплекса для адаптации и доращивания растений площадью 1 га, плодового питомника на площади 30 га, систем капельного орошения на полях кластера — ориентировочно 130 га, создание нового высокотехнологичного производства ягод и фруктов на 500 га и комплекса по переработке и хранению продукции.
Предполагается, что таких комплексов будет два: на базе хозяйства Ситдикова в Зеленодольском районе и на базе фермы Екатерины Кучумовой в Тетюшском районе. «Все это будет для частных фермеров, но под единым брендом «Ягодная долина», — пояснила она. — Например, фермер, у которого есть площади, может обратиться в бренд, и он обеспечит его всем необходимым: питомником для получения саженцев и так далее. А потом заберет продукцию (на реализацию — прим. ред.). Всего программа рассчитывает на появление в общей сложности 25 фермерских хозяйств в Татарстане. Павлова пояснила, что комплекс будет негосударственным. «Если закладка питомника стоит, условно говоря, миллион рублей, то государство субсидирует 20%», — привела она пример. Однако назвать стоимость всех мероприятий категорически отказалась. «Пока с цифрами вопрос не определен никак. Я боюсь, что еще корректировку придется делать, потому что программа писалась в декабре, а сейчас вы сами знаете положение», — ответила она. При этом Павлова отметила, что, если федеральное финансирование получить не удастся, республика попробует реализовать программу своими средствами.
Засеять ягоды на 15 млн рублей
Чтобы узнать примерную стоимость описанных министерством мероприятий, «Реальное время» обратилось к экспертам. Так, по расчетам финансового аналитика ИК «Финам» Тимура Нигматуллина, общие расходы могут составить аж несколько миллиардов рублей. «Создание тепличного комплекса для адаптации и доращивания растений площадью 1 га может стоить около 70-110 млн рублей в зависимости от технологий, инфраструктуры», — говорит он. Плодовый питомник, системы орошения и высокотехнологичное производство ягод и фруктов он оценил в совокупности в 3-6 млрд рублей, а создание комплекса по переработке и хранению продукции — около 70-150 млн рублей.
По подсчетам Камияра Байтемирова, председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, чтобы с нуля засеять ягодами 5 га земли, нужно порядка 15 млн рублей. Таким образом, если речь в программе минсельхоза РТ идет о площади в 500 га, объем финансирования может составить 1,5 млрд рублей без учета расходов на создание комплекса по хранению и переработке.
«Давайте вспомним, как устроена природа. Из маленького семени растение постепенно становится большим. А те, кто сразу пытается сделаться большим и богатым, вы знаете, до чего это доводит. Я не знаю, можно ли будет довести производство до 5 тысяч тонн за три года, но могу сказать, что фермерские хозяйства готовы работать, — отметил Байтемиров. — Здесь определяющим является то, что фермеры берутся за это дело, что они закладывают свой бизнес, и они это исполнят. А за государство в первую очередь отвечают чиновники: как они подойдут к этой программе, так оно и пойдет. Сейчас опять ведется разговор об открытии границ с Грецией. Но чиновники должны своего товаропроизводителя защитить, раз уж они договорились. Если помощи от государства не будет, мы пойдем тем путем, который себе наметили. Единственное, эти планы могут растянуться на годы».
Фото: yagodadolina.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.