Новости раздела

«Со времен строительства Набережных Челнов проспект Сююмбике не ремонтировался»

«Дорогу жизни» автограда, смета по ремонту которой в последние годы снизилась с 850 до 660 млн рублей, обновили

В Набережных Челнах накануне врио главы исполкома города Наиль Магдеев сдавал, а врио президента РТ Рустам Минниханов принимал отремонтированный проспект Сююмбике. Экзамен проходил в рамках турне Минниханова в автоград (в программе были также закладка камня-капсулы под строительство бассейна в парке «Гренада», встречи с первостроителями города в парке «Сидоровский» и с активом города в ДК «Энергетик») и в рамках предвыборной кампании как Минниханова, так и Магдеева. Как убедился корреспондент «Реального времени», Челнам власти РТ обещали ежегодную поддержку по финансированию ремонта дорог, а власти города предоставили первую партию автобусов большой вместимости «НЕФАЗ», которые теперь пойдут в том числе и по новому дорожному полотну Сююмбике. При этом свою долю в «маршрутном пироге» получили и частные перевозчики.

История ремонта проспекта: 2012 год — смета Шакирова на 850 млн рублей

Капитальный ремонт Сююмбике, крупнейшей магистрали автограда, который все последние годы вечно откладывался и который можно было уже назвать многострадальным, шел стахановскими темпами все лето и вечером, и ночью (чему свидетели ночной шум и бессонница автора этих строк). Сам Магдеев не раз на «деловых понедельниках» предупреждал, что сдать проспект строители и дорожники должны были не позднее осени (с наступлением дождей эффективность укладки асфальта, как известно, стремится к нулю). Одновременно со сдачей проспекта город также представил первую партию автобусов «НЕФАЗ» на газовом топливе, закупленных в количестве 190 штук, новые маршруты, по которым эти автобусы пройдут, и предприятия-перевозчики, которые тендеры на эти маршруты выиграли.

Прежде чем перейти к самому мероприятию (очень динамичному и короткому — врио президента экзаменовал врио главы исполкома не более чем 5 минут), стоит рассказать о долгой истории попыток города капитально отремонтировать важнейший трафик Челнов. Первые намеки на желание властей города и РТ заняться-таки дорожным полотном появились летом 2012 года, то есть аж три года назад. Тогдашний глава города Василь Шайхразиев заявил, что при формировании бюджета 2013 года «самый главный вопрос — капитальный ремонт проспекта Сююмбике (от Дружбы народов до проспекта Яшьлек)». Тогдашний замруководителя исполкома Рафар Шакиров (два года спустя снятый со всех постов за коррупцию в делах его подчиненных) сообщил, какая потребуется сумма: «Проектные работы на стадии завершения. Сметная стоимость ремонта проспекта протяженностью 6,5 километров — 850 миллионов рублей. В процессе работы все это корректируется. Возможно, какие-то новые технологические решения позволят уменьшить эту сумму». Цифра была страшно впечатляющей, и, по-видимому, республиканские власти решили перепроверить смету и найти те самые «новые технологические решения», чтобы ее снизить. Найти их нужно было в короткие сроки, так как со временем, как известно, росли и цены на стройматериалы. К тому же выделить почти миллиард на дорогу в автограде, в то время как в Казани спешно готовились и строились к Универсиаде, было нелегко.

2013-2014 годы: как стоимость капремонта Сююмбике понизилась после Универсиады на 150 млн

Последняя причина, увы, и стала основной в срыве планов. К концу весны 2013 года стало известно, что проспект Сююмбике в Набережных Челнах ремонтировать не будут, хотя планировали: «Все средства республики уходят на Универсиаду в Казани, — объяснил Василь Шайхразиев. — Но наступит 2014 год, и мы все это сделаем». Однако и в 2014 году капремонт не удался: после Универсиады, по-видимому, в бюджете РТ сложнее стало наскрести дорожные инвестиции. Ситуацию усугубляла и лихорадочная смена властей: ведомство Шакирова растеряло сотрудников, которые готовили план ремонта, сам он оказался в центре внимания следствия, а Шайхразиев ушел в правительство РТ вице-премьером. Однако в самый разгар скандала — в апреле 2014 года — стало известно, что ремонт проспекта включен-таки в план 2015 года. Стала известна и новая цифра — 700 млн рублей. То ли власти города или РТ нашли «технологические решения», то ли смета, составленная людьми Шакирова, была правительством РТ пересчитана. Так или иначе, заявление Шайхразиева о плане ремонта и его стоимости подкреплялось и заявлением министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, заверившего на праймериз депутатских выборов, что «дороги Челнов являются приоритетной задачей возглавляемого им ведомства», и обещавшего, что на дороги город ежегодно будет получать «не менее 1 миллиарда рублей».

2015: власти РТ скостили капремонту еще 40 млн рублей и трест-«везунчик», победитель тендера

Обещание Сафин сдержал. Миллиард был выделен. Но при этом в 2015 году, в начале апреля прозвучала уже новая цифра затрат на капремонт проспекта: они снизились еще на 40 млн рублей до 660 (и это несмотря на рост цен на стройматериалы зимой кризисного года). Большую часть республиканского миллиарда — 660 млн — Магдеев направил на капитальный ремонт проспекта Сююмбике (еще 240 млн на плановый ямочный ремонт дорог). Замруководителя исполкома Рафаэль Киямов тогда честно признал, что состояние проспекта ужасающее: «На сегодняшний день дорожное покрытие разрушено на 90% — с момента строительства капитальный ремонт проспекта не производился». В проект реконструкции также включили обустройство всех посадочных площадок автобусных и трамвайных остановок «в цементно-бетонном исполнении» и замена всех остановочных павильонов на «павильоны нового образца». Светофоры на пр. Сююмбике также обещали поменять на светофоры нового образца, «поскольку часто выходят из строя, необходим постоянный ремонт, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения». Это тоже было исполнено: автор этих строк не раз наблюдал, как выкорчевываются старые остановки, и на их место ставятся стеклянные желто-оранжевые новые.

Весной же Наиль Магдеев призвал подрядные организации работать без выходных и круглосуточно. Подрядчиком меж тем стала известная челнинская организация «КамДорСтрой», выигравшая тендер на освоение средств. О том, что «КамДорСтрой» удивительно «везет» в тендерах, газета «Реальное время» уже писала: в 2013-2014 годах ЗАО «Трест «КамДорСтрой» выиграло 15 государственных тендеров суммарно на 6 млрд рублей, а в 2015 году стало победителем 6 торгов на 2,1 млрд рублей в совокупности. Крупнейшим заказом — от «Главтатдортранса» — стало как раз приведение в нормативное состояние проспекта Сююмбике и проспекта Дружбы народов в Набережных Челнах на сумму 660 млн рублей. Выделение этих миллионов, кстати, помогло и стройкомплексу автограда в целом, повысив ему показатели объема строительно-монтажных работ.

«Спасибо за дорогу!»

Экзамен на качество ремонта и эффективное использование выделенных республиканским бюджетом средств Наиль Магдеев сдавал на остановке «16 комплекс», в нескольких сотнях метров от «впадения» проспекта Сююмбике в проспект Дружбы Народов. На остановке стоял новехонький павильон, рядом же — грузный «НЕФАЗ», наконец поступивший с завода камазовской «дочки» партией в автоград. По асфальту нервно похаживал один из главных ответственных за капремонт Рафаэль Киямов в ожидании высоких гостей и временами гордо позировал фотографом. Люди в костюмах — чиновники и бизнесмены — перемешивались с людьми в спецовках: в специально вычищенной или даже новой спецодежде как на параде угрожающими рядами выстроились работники «КамДорСтроя»и МУП «ПАД». Царило «первомайское» оживление. Как нарочно после недель дождей стояла теплая и даже жаркая погода. Остро не хватало бывшего главы города Шайхразиева, который, как известно, дороги принимал, сидя на велосипеде со стаканом воды: ровное, мол, полотно или нет, я сейчас узнаю. Проезжавшие по не перекрытой трассе автомобилисты кричали «Спасибо за дорогу!», но их, кажется, мало кто слышал. Прямо посередине дороги поставили микрофон и огромный красный знак «Стоп», который два работника-«постовых» по просьбе местных телевизионщиков крутили туда-сюда — с обратной стороны знак был зеленым, с пересекающим круг серыми асфальтовыми полосками и радостная надписью «Проезд открыт». По дороге все равно никто бы не смог проехать не только из-за него или даже работников ГИБДД, лихо орудующих на перекрестке палочками, но и из-за «камдорстроевцев», которые, заскучав в ожидании врио президента у местного ресторанчика Peter's, сгруппировались на самом проспекте и внезапно растянули транспарант, на котором аршинными буквами гордо красовалось название их предприятия.

Власти РТ пообещали учесть потребности Челнов и на следующий год

Рустам Минниханов из парка «Гранада» внезапно прибыл раньше минут на десять, для кортежа спешно освободили полосу проезда у остановки. C ним из автомобиля вышла и чета Когогиных: гендиректор «КАМАЗа» и прибывшая, видимо, по торжественному поводу открытия проспекта из Москвы депутат ГД РФ Альфия Когогина. Когогина, оказавшись среди первых лиц у микрофона единственной женщиной, гордо вытянулась по струнке, вздернув подбородок, пока ее муж с врио президента РТ о чем-то перешучивались, смеясь и оглядывая сам проспект, остановочный павильон и новый «НЕФАЗ». Магдеев, открывая проспект, отметил, что благодаря финансовой и моральной поддержке властей РТ была введена новая трамвайная линия на 12 км, соединившая Старый город с Новым. В этом же году по решению тех же властей выделены серьезные, значительные средства.

— Могу сказать, что со времен строительства Набережных Челнов здесь (на проспекте Сююмбике — прим. ред.), Рустам Нургалиевич, капитального ремонта на дороге протяженностью 7,5 км туда и обратно не было, — обратился врио главы исполкома к врио президента. Минниханов, однако, оказался больше впечатлен красным автобусом «НЕФАЗ», который он не уставая фотографировал на свой смартфон.

Довольный удачным снимком и самим проспектом Минниханов заметил, что два года подряд власти РТ с властями автограда системно ведут работу по приведению в порядок дорожно-транспортной сети, и она еще не завершена:

— По программе «Моногород» мы приступили к реконструкцию дорог в промзоне. И на следующий год постараемся учесть ваши потребности, — обрадовал глава РТ Магдеева (тот, просияв, одобрительно покачал головой).

Напомним, глава фонда развития моногородов Илья Кривогов пару недель назад объяснил корреспонденту «Реального времени», что речь идет о реконструкции полотна в промзоне на 18 км стоимостью 800 млн рублей для обеспечения инфраструктурой ряда инвестпроектов. 95% финансирования строительства обеспечит сам фонд при условии, если на оставшиеся 5% заявятся республиканские власти.

6 маршрутов на 136 больших «НЕФАЗов», и еще 13 — для четырех частников, объединившихся в одну компанию

После вся официальная делегация «упаковалась» в тот самый понравившийся Минниханову автобус и отправилась в парк «Сидоровский». Касательно автобусов и маршрутов есть две хорошие новости — хорошая и плохая. Хорошая — для горожан: утверждена на основании «научных исследований по оптимизации маршрутной сети» новая муниципальная маршрутная сеть из 19 автобусных маршрутов. Все 19 маршрутов были разделены на 4 лота: 1 и 2 лоты включали в себя 6 маршрутов для автобусов большой вместимости (№ 2, 3, 10, 11, 21, 26), 3 и 4 лоты — 13 маршрутов для автобусов малой вместимости. Плохая новость — как минимум для двух частных перевозчиков — в том, что тендер выиграли лишь четыре предпринимателя, да и то объединившись в одну компанию. При этом тендер выигран лишь по маршрутам с автобусами малой вместимости. По результатам проведенных конкурсов по 1 и 2 лотам победителем стало МУП «Электротранспорт» (недавно созданное на базе «камазовского» трамвайного предприятия новое городское автобусное предприятие) — по ним пойдут пока 136 больших автобусов. По лотам 3 и 4 победу одержало доселе неизвестное ООО «Пассажирские перевозки» («сборная команда» из четырех предпринимателей: ИП Фахразиев, ИП Тятюшкин, ООО «Авантех» и ООО «РЭЛСА»).

Напомним, в июне на встрече с бизнесом автограда ряд бизнесменов-перевозчиков высказали Минниханову претензии о том, что частники после закупки городом партии больших автобусов «НЕФАЗ» и создания МУПа останутся ни с чем. Врио президента РТ в ответ заметил, что «большие города в мире используют крупный общественный транспорт»: «У меня несколько раз был Наиль Гамбарович. Много жалоб было со стороны жителей города на общественный транспорт. Я согласился те автобусы «НЕФАЗа» на газомоторном топливе, которые должны были отдать Казани, передать Челнам. Давайте посмотрим, какие возможности для вашего бизнеса могут быть теперь?» Министр транспорта Ленар Сафин тогда же заметил, что перед тендером проведут исследование «одной питерской компанией, которое и даст заключение, какие маршруты и какие автобусы (и какой вместимости) нужны»: «Но для любого предпринимателя нет ограничений по закупке этих больших автобусов на газомоторном топливе. Проблем нет. Выходите на исполком, закупайте автобусы», — предложил министр.

Судя по всему, и город пошел частникам (во всяком случае четырем из шести компаний) навстречу, и сами частники пошли навстречу властям автограда, решив часть проблем по жестким требованиям конкурса объединением своих материально-технических баз. К концу года станет понятно, правильно ли «питерская компания» все посчитала и рассчитала, справятся ли частные перевозчики со своими маршрутами и как на трафике в целом скажутся больше сотни больших автобусов.

Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров