Новости раздела

Новинки МАКС-2015: «аллигаторы» для «Мистралей», тихий Airbus 350 и композитный «кукурузник»

«Реальное время» представляет краткий обзор наиболее заметных новинок московского авиасалона

Традиционно авиасалоны служат для презентации различных новинок. На МАКС-2015 российской публике впервые показали новый Airbus 350, вертолеты, специально разработанные под «Мистрали», прототип нового авиадвигателя отечественного производства, макет салона перспективного китайского самолета и многое другое.

Самый тихий на салоне самолет

Наиболее пристальное внимание гостей МАКСа-2015 среди гражданских судов было приковано к А-350: на салоне был представлен опытный образец, на котором проводились сертификационные испытания. Несмотря на то, что самолет уже поступил в коммерческую эксплуатацию, в России данный лайнер оказался впервые. Экскурсии на борт проводились всего один день, и желающих было так много, что пришлось организовать запись — в итоге изнутри его удалось посмотреть не всем. Самолет был представлен без пассажирского салона.

В небе лайнер демонстрировался несколько дней, самым заметным его отличием стала относительная бесшумность двигателей: по контрасту с ревом истребителей казалось, что Airbus 350 летит даже тише вертолетов.

Airbus уже получил 780 заказов на этот самолет, 22 из которых от «Аэрофлота». Этот портфель заказов загрузит заводы корпорации на 8 лет вперед. Всего планируется произвести 7 200 таких самолетов за 20 лет. А-350 стал ответом европейских авиастроителей на проект Boeing 787 Dreamliner.

SuperJet 100 представил бизнес-борт

Такую же относительную новинку представила и компания «Сухой»: на выставке продемонстрировали Sukhoi Business Jet (SBJ). Самолет эксплуатируется с 2014 года, однако у компании есть амбициозные планы экспортных поставок лайнера на экспорт. Потребность в самолетах такого класса в этом сегменте рынка не такая большая, в 2014 году Airbus поставил всего пять подобных самолетов, Boeing — десять. «Сухой» планирует поставлять по 4-5 самолетов в год. Отмечается, что по стоимости VIP-версия ничем не отличается от обычной модификации. Чтобы попасть на борт, также требовалось специальное разрешение от представителей компании, поэтому оценить роскошь не удалось. Оценочная стоимость SBJ называется в пределах 36 млн долларов.

Нельзя не отметить, что VIP-версии летательных аппаратов стали трендом, который коснулся не только «монстров» вроде «Гражданских самолетов Сухого». Сделать машину для богатых стремились и более скромные авиапроизводители. По соседству с бизнес-джетом «Сухого» скромно располагался модернизированный умельцами из Ейска под бизнес-класс самолет ТР-301 (современный аналог Ан-2), интерьер ручной работы которого был выполнен с применением ковролина и гипсокартона. На штендере с описанием VIP-борта от руки была обозначена цена — 150 тыс. долларов. К третьему дню машина уже была продана.

Двигатели для нового российского самолета

Настоящей новинкой МАКСа-2015 стал выставленный на стенде «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) прототип двигателя ПД-14, предназначенного для самолета МС-21 (магистральный самолет XXI века), первый полет которого анонсирован на весну 2016 года.

Первый полет ПД-14 на самолете-лаборатории планируется осенью этого года, ему предстоит пройти еще довольно длинный путь. Разрабатывается ПД-14 в качестве альтернативы силовой установке PW1400 (разработанной американской Pratt & Whitney специально для этого самолета). Сообщается, что ПД будут устанавливаться на самолеты от государственных заказчиков (МО, МЧС, ФСБ и др.). Первый полет же будет осуществлен на PW1400, первый экземпляр которого уже доставлен на сборочное предприятие.

Кроме этого, на основе ПД-14 планируется создать семейство новых двигателей, в том числе для перспективного российско-китайского вертолета и российско-китайского широкофюзеляжного самолета.

Вокруг прототипа ПД-14 была установлена стерильная зона, и подходы к нему охраняла служба безопасности.

«Аллигаторы» для «Мистралей»

Показали на МАКСе и специально созданный для базирования на «Мистралях» морской вариант Ка-52К «Аллигатор». Испытания машины начались только этой весной, а премьерный показ — всего месяцем ранее.

Ка-52К оснащен складывающимися лопастями и консолями крыла. Корпус обработан специальным антикоррозийным составом для работы в условиях повышенной влажности. В целом вертолет приспособлен для эксплуатации в условиях ограниченного пространства.

К Ка-52К был наибольший интерес со стороны иностранных военных, рядом со статической экспозицией можно было встретить больше всего людей в иностранной военной форме. Что можно объяснить тем, что дальнейшая судьба «Мистралей» еще не определена, и вполне возможна их перепродажа третьим странам. Соответственно, покупателю вполне могут понадобиться и специально модернизированные под эти корабли вертолеты.

Чешские Л-410, которые, возможно, появятся в небе Татарстана

На авиасалоне были представлены сразу три новинки из семейства ближнемагистральных самолетов. Все они в той или иной мере модернизированные старые модели. Самые основательные изменения внутри фюзеляжа уладилось обнаружить в чешском L-410NG: на самолете полностью модернизирована кабина пилота по технологии Glass Cockpit от компании Garmin, установлена новая авионика G3000, которая поможет заметно снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов (это первая в мире интегрированная система авионики со стеклянным экраном «тачскрин», которая объединяет метеолокатор, автопилот и массу других комплексов.). Кроме того, самолет получил более высокую коммерческую нагрузку (выше примерно на 400 кг), двукратное увеличение переднего грузового отсека, увеличение дальности (до 2 500 км) и продолжительности полета (до 11 часов).

Первый испытательный полет фирмой Aircraft Industries был проведен всего несколько недель назад.

— Сделали первый облет всего 14 дней назад и успешно прилетели на МАКС. Он сейчас стоит на стоянке, потому что вся конфигурация точно не известна, чтобы гарантировать, что в ходе полета все прошло без проблем, — рассказал «Реальному времени» главный летчик-испытатель Aircraft Industries Станислав Скленарж.

100% акций Aircraft Industries (Чехия) владеет «Уральская горно-металлургическая компания» Искандара Махмудова. После получения всех разрешительных документов ожидается, что самолет выйдет на российский рынок в 2017 году. В частности, в ходе работы салона была информация о возможном появлении L-410NG и на рынке региональных перевозок Татарстана. На момент публикации в Aircraft Industries на запрос «Реального времени» не ответили.

Китайцы наступают на пятки

Пока чешская «дочка» УГМК работает над модернизированным Л-410, на салоне был продемонстрирован китайский Y-12Е, который уже получил российский сертификат типа. Самолет может брать на борт 12 пассажиров, дальность полета составляет 1 310 км.

— Этот самолет более дешевый в использовании, не скажу корректных цифр, но по сравнению с западными аналогами разница довольно заметна, — рассказал «Реальному времени» директор департамента международного бизнеса корпорации AVIC Тян Ниу.

Главным экспонатом AVIC («Китайской корпорации объединенной авиационной промышленности») стал полноразмерный макет части салона и кабины пилота перспективного китайского самолета MA 700 (Modern Ark), первый полет которого ожидается в 2016 году, а запуск в производство — в 2018-м. Это будет турбовинтовой региональный самолет, рассчитанный на перевозку 70-80 пассажиров.

— Мы ожидаем первый полет в следующем году, и в течение трех лет закончим работу над этой моделью, — рассказал Тян Ниу.

Кроме этого, на выставке было представлено немало и новинок, произведенных в Татарстане. Обзор участников МАКС-2015 из нашей республики читайте в «Реальном времени» в ближайшие дни.

Александр Третьяков, фото автора

Новости партнеров