Новости раздела

Роспотребнадзор ввел «санкции» на продукцию конкурентов «Нэфис Косметикс»

Торговые сети изымают с полок продукцию Henkel, Procter&Gamble, Colgate-Palmolive и еще нескольких производителей

Сегодня в СМИ появилась информация, что еще в июле Роспотребнадзор потребовал от торговых сетей снять с реализации часть бытовой химии, произведенной иностранными компаниями. Позже ведомство было вынуждено подтвердить факт запрета. Как выяснило «Реальное время», во многих казанских магазинах на требование надзорного органа пока не отреагировали. Однако санкции получили неожиданное значение на фоне рыночных войн производителей.

Требования безопасности

Сегодня в СМИ появилась информация о том, что с полок российских магазинов может исчезнуть бытовая химия сразу нескольких зарубежных производителей. В частности, газета «Коммерсант» сообщила, что в ее распоряжении оказалось письмо главы Роспотребнадзора Анны Поповой, разосланное еще 28 июля в территориальные управления службы, в котором говорилось об этом. Позже Роспотребнадзор опубликовал официальное сообщение.

Как сообщили в ведомстве, при исследовании стиральных порошков и моющих средств ряда производителей «выявляются средства бытовой химии и моющие средства, не соответствующие нормативным требованиям, предъявляемым к безопасности». В частности, «установлено несоответствие по токсикологическим показателям безопасности» продукции компаний Henkel, Procter&Gamble, Colgate-Palmolive, Werner&Mertz GmbH, Colgate-Palmolive, The Clorox Company, ORICONT GmвH. В список наряду с иностранными компаниями попала российская «Невская косметика», у которой есть производственные мощности на Украине.

Роспотребнадзор также сообщил, что «с реализации снимаются партии продукции, не соответствующие установленным требованиям». О каких конкретно брендах идет речь, в ведомстве не уточняют. По данным «Коммерсанта», в перечень запрещенных попали кондиционер для белья «Вернель Весенняя свежесть», стиральный порошок «Персил Эксперт Сенсетив» и моющее средство «Пемос детский» от Henkel (производятся в Перми и Энгельсе), средство для мытья посуды Fairy Platinum от Procter & Gamble (Чехия), жидкое мыло «Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко» от Colgate-Palmolive (Турция), немецкое средство для чистки и ухода за полом Emsal (Werner&Mertz GmbH), «UniCUM средство для мытья полов универсальное СПА», «Luxus Professional Чистый пол Паркет» (ORICONT GmвH, Московская область), универсальное антибактериальное чистящее средство для всех типов поверхности «Формула 409» (The Clorox Company, США).

Магазины дают закупить Fairy, пока не сняли

В татарстанском управлении Роспотребнадзора подтвердили факт рассылки сообщения торговым сетям, однако уточнить ни список продукции, ни сроки снятия продукции с реализации не смогли, сославшись только на информацию в официальном сообщении.

В большинстве магазинов Казани снятия с полок запрещенной продукции, видимо, пока не было. Основной массы запретных брендов найти не удалось, но, возможно, редких марок не было и раньше. А вот самые популярные бренды попадаются: в «Магните» и «Бахетле» — «Персил Эксперт Сенсетив», в «Пятерочке+» и «Альпари» — «Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко». Во всех сетях можно найти Fairy. В большинстве сетей он продается по сниженным акционным ценам.

БАхетле Магнит Пятерочка (X5 Retail Group) Альпари Наша марка
«Вернель Весенняя свежесть» нет нет нет есть нет
«Персил Эксперт Сенсетив» есть есть нет нет нет
«Пемос детский» нет нет нет нет нет
«Palmolive Натурэль Интенсивное увлажнение Олива и Увлажняющее молочко» нет нет есть есть нет
«Emsal» (Werner&Mertz GmbH) нет нет нет нет нет
«UniCUM средство для мытья полов универсальное СПА» нет нет нет нет нет
«Luxus Professional Чистый пол Паркет» нет нет нет нет нет
«Формула 409» нет нет нет нет нет
Fairy есть (акция) есть (акция) есть (акция) есть есть

Новый фронт войны брендов?

Стоит отметить, что от решений Роспотребнадзора не пострадали только два крупных игрока рынка — это корпорация Unilever и татарстанский «Нэфис Косметикс». Обоим санкции против других компаний могут сыграть на руку. Главный козырь может получить «Нэфис», если ведомство действительно потребует изъять Fairy — главного конкурента нефисовским Sorti и AOS. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на Synovate Comcon, эти три моющих средства — одни из самых популярных в России. Узнаваемость бренда среди семей у Fairy — 70%, у Sorti — 53%, у AOS — 70%.

«Война» татарстанского «Нэфиса» с Procter&Gamble в сегменте жидких средств для мытья посуды ведется еще с начала 2000-х годов. В ее преддверии, в 2002 году, компания Ирека Богуславского со своей тогда еще «Каплей Sorti» задавила на рынке прежнего лидера среди российских производителей — самарскую компанию «Весна» с ее популярной «Каплей». Размявшись на местных игроках, «Нэфис» выступил против корпорации Procter&Gamble с ее более дорогим Fairy, выведя на рынок AOS. Война велась по всем фронтам: в цене, на полке, в дизайне упаковки, в рекламе. Чего стоит только ловкий ход «Нэфиса» с известным советским актером Андреем Градовым, который сначала снялся в рекламном ролике Fairy, а затем в ролике «Нэфиса» всем зрителям с экрана заявил, что это была работа, а для семьи он выбирает AOS. И, конечно, прошла серия взаимных исков и разбирательств в суде.

В 2002 году компания Ирека Богуславского задавила на рынке прежнего лидера среди российских производителей — самарскую компанию «Весна». realnoevremya.ru/Максима Платонова

К слову, в этом году начался новый виток судебной войны: компании обменялись исками по поводу сходства плоских бутылок Fairy и Sorti. Но летом очередная стычка закончилась ничем. На фоне этого скандала санкции против Fairy пришлись как нельзя кстати для «Нэфиса», создав удачное поле для вытеснения конкурента с его позиций на рынке. Конечно, пока под санкции попал только более дорогой Fairy Platinum, но опытному татарстанскому бойцу может хватить и этой форы. В компании свою готовность занять пустые места на полках подтвердили.

— Роспотребнадзор исполняет свои функции, поэтому «Нэфис Косметикс» комментировать эти решения не может, но если такие решения есть, то это факт, — заверили корреспондента «Реального времени» в пресс-службе «Нэфис Косметикс». — Стоимость бытовой химии в результате не подскочит, так как изъятые товары могут быть заменены российской продукцией. Производственных мощностей хватит для полноценного обеспечения потребностей населения страны.

Сейчас «Нэфис Косметикс», по данным самой компании, находится в тройке лидеров по производству и продажам стиральных порошков в России (11-12%), жидкостей для мытья посуды (27-28%), чистящих порошков (18%).

«Это паника на ровном месте»

Торговые сети, которые и стали главным фигурантом «санкционного» скандала, вообще не видят большой проблемы в запрете Роспотребнадзора. «Реальное время» опросило представителей ритейлеров и выяснило, что далеко не все получили предписание ведомства. Но даже те, кто уже принял меры, уверены, что это никак не отразится ни на покупателях, ни на объемах продаж магазинов.

— Х5 пока не получала писем с требованиями об изъятии из продажи конкретных партий товаров бытовой химии, соответственно, в данный момент никаких действий с этими товарами не производит, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе компании. — Вся представленная в наших торговых сетях бытовая химия снабжена необходимыми документами, подтверждающими качество и безопасность продукции.

А вот в «Метро» на письмо уже отреагировали.

— Указанная продукция снята с реализации с полок торговых центров МЕТРО и находится на ответственном хранении до принятия соответствующего решения — возврат, утилизация, то есть предусмотренные законодательством процедуры, — рассказала Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри Россия. — Доля указанных в письме Роспотребнадзора наименований продукции не является существенной.

О незначительной доли «санкционных» брендов говорит и Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям, АШАН Россия:

— Компанией АШАН было получено письмо от Роспотребнадзора, в котором предписывалось снять с реализации товар, не соответствующий токсикологическим показателям безопасности. Указанные товары (13 наименований) были изъяты из оборота торговой сети АШАН на всей территории России. Доля данных средств в объеме продаж сегмента незначительна.

В «Альпари» также отреагировали на запрет, хотя письмо, как и X5 не получали.

— В наш адрес официальной бумаги не поступало, но у нас есть копия, — пояснил корреспонденту «Реального времени» Игорь Рязанов, коммерческий директор «Альпари». — Ассортимент, который там представлен, очень ограничен, и половины из него в сети наших магазинов не продается. В нашем ассортименте есть 2-3 товара, которые временно сняты с продажи, пока ситуация не прояснится: производители компаний ведут работу с Роспотребнадзором с начала августа. Если эти товары так и останутся в списке небезопасных, то мы вернем их производителю или утилизируем. Катастрофы никакой не произошло. Они взяли по одной-две позиции выборочно. Это не скажется ни на потребителе, ни на бизнесе в целом. Это паника на ровном месте. В списке, например, есть Fairy, но не из обычной популярной серии, а из более дорогой — Fairy Platinum, так что обычного потребителя это вряд ли коснется.

Фото на постере myslo.ru

Дмитрий Семягин, Гузель Шамилова, Мария Горожанинова, Диляра Ахметзянова

Новости партнеров