Хафиз Миргалимов посоветовал будущему президенту Татарстана быть беспартийным
Как глава рескома КПРФ доказывал корреспонденту «Реального времени», что его партия вовсе не провластная, а очень даже оппозиционная
Сегодня в автограде глава рескома КПРФ в РТ Хафиз Миргалимов рассказал о том, почему он сам поддерживает действующую политику властей России в Татарстане, но при этом считает себя оппозиционером. Мы попытались разобраться в политической конъюнктуре нынешней КПРФ, которая из крайне левой внезапно «поправела», переместившись в «центр». И даже задали пару неудобных вопросов.
Как КПРФ в автограде оправлялось от репутационных потерь: «большевики» Гурьевой и «меньшевики» Миргалимова
Сегодня в Набережных Челнах побывал главный коммунист РТ Хафиз Миргалимов, дав пресс-конференцию в «буржуазной» офисной цитадели — бизнес-отеле «Татарстан». Визит его носил, вероятно, даже не столько предвыборный характер, сколько необходимый в чисто репутационном смысле. После многолетней чехарды с первыми секретарями горкома автограда, ухода из КПРФ на «вольные хлеба» самой известной коммунистки-оппозиционерки Челнов Татьяны Гурьевой (в партию «Коммунисты России» перешли сотни коммунистов из КПРФ), а также скандала на прошлой неделе с захватом сторонников последней местного ТИКа партийному руководству татарстанского отделения во главе с Миргалимовым, которые не могли не почувствовать репутационных потерь во втором по величине городе РТ, просто необходимо было восстановить «пиар-баланс».
В одном из конференц-залов отеля организаторы поставили сначала трибуну и повесили флаг. Символически на красном фоне отсутствовало слово «коммунизм», вместо него оттиснены золотые буквы: «Россия. Труд. Народовластие. Социализм». Как выяснилось позднее, и риторика Миргалимова носит не оппозиционно-коммунистический характер «большевиков», а скорее левоцентристский по существу, консервативный по духу и «соглашательский» в принципе. Да и с учетом лавинообразного ухода партийцев из КПРФ в «Коммунисты России» сторонников Миргалимова можно смело именовать «меньшевиками» — «большевики» в автограде представлены сторонниками Гурьевой.
Главному коммунисту РТ понравились действия Наиля Магдеева
На конференции выяснилось, что основные политические враги Миргалимова и его коммунистов — во-первых, федеральное правительство, во-вторых, «татарстанский олигархат». Внешнюю политику Путина сам кандидат поддерживает, а к политике Рустама Минниханова у него и вовсе никаких претензий нет. Возникает справедливый вопрос, зачем же тогда идти на выборы самому Миргалимову и его партии, если их предложения вполне встраиваемы в существующую систему власти? Этот вопрос мы задали ему сразу после его доклада (длившегося минут 40) с началом пресс-конференции, которая в итоге вылилась в диалог Миргалимова, взволновавшегося самой возможностью того, что коммунисты мало чем будут отличимы на предстоящих выборах от единороссов, с корреспондентом «Реального времени», которому он больше 20 минут доказывал, что разница есть, и очень существенная.
Политическая ориентация Миргалимова дала о себе знать еще перед началом самой пресс-конференции, когда, ожидая первого секретаря челнинского горкома партии, депутата горсовета автограда Владимира Васева, баллотирующегося осенью по партийному списку КПРФ (бывшего члена фракции КПРФ горсовета в одном лице — впоследствии фракция самораспустилась), Миргалимов, как он себя называет — «системный оппозиционер», неожиданно начал хвалить городскую власть. В том числе действия Наиля Магдеева: «Дороги делают, капитально расширяют, давно пора. А то зимой остается только узкоколейка. С приходом нового мэра (точнее главы исполкома, который от этой должности на время выборов отстранен — прим. ред.) делаются новые дороги — это очень отрадно. Лишь бы хватило сил и возможностей. Вот бы КАМАЗ еще так поднять». Из зала послышался голос: «Опускать не надо было! «Окушку» не надо было отдавать». «Да, не надо было», — вздохнул Миргалимов, ныне кандидат в президенты РТ от партии КПРФ.
«У меня спрашивают: а если победите? Что будет делать Рустам Нургалиевич?»
Комментируя свое выдвижение, Хафиз Миргалимов процитировал Зюганова, заявившего, что «на выборах участвует партия КПРФ, а не гражданин Миргалимов как таковой».
— Мне говорят: вы же не наберете голоса. Товарищи, дело не в том, наберем или нет. Это зависит от уровня организации, демократии, уровня исполнения законов. На выборах мы ведем агитацию от имени партии во имя народа, агитируя за нашу антикризисную программу по выходу России из кризиса, — объяснил существо выборной кампании коммунистов Миргалимов и тут же перешел к ее основным пунктам. — Во-первых, мы давно говорили о необходимости национализировать нефть, газ, энергетику. Вы посмотрите, как тарифы повысились в этом году! А пенсии, зарплаты ни на йоту не поднялись, инфляция при этом составляет 18-20%. Здесь виноваты руководители, правительство.
«ВРП Татарстана достиг 1-2%, у России вообще «минус два»
Миргалимов заметил, что само выдвижение его в кандидаты в президенты РТ ответственно, почетно, но и «тяжело», так как ситуация, по его словам, в Татарстане сложная. Учитывая, что 45% продукции РТ поставлялось ранее Западу, сейчас же, если верить цифрам коммунистов, ВВП Татарстана достиг отметки в 1-2%, а то и вовсе «по нолям» (в России, по его словам, ВВП вообще «минус два»). Как оказалось, нынешний кризис, вызванный частичной изоляцией страны со стороны западных стран, в особенности санкциями, сыграл коммунистам на руку. Так как, отметил в своей речи Миргалимов, «то, что говорили последние 20 лет коммунисты, было правильным». Поэтому сегодня власти «признают и уважают КПРФ».
«На выборах мы ведем агитацию от имени партии во имя народа, агитируя за нашу антикризисную программу по выходу России из кризиса»
— У нас принят закон о стратегическом развитии РТ до 2030 года. Товарищи (члены правительства РТ, — прим. ред.), вспомнили пятилетку и трехлетку? Вспомнили планирование, потому что рынок ничего не регулирует сам по себе! Мы слишком большая страна, и рынок все регулировать не может. Основные рычаги должны быть у государства. Власти вынуждены признать значимость авторитета КПРФ, и кадровый корпус наш, и нашу антикризисную программу — она единственно правильная, — гордо заявил он о признании партии со стороны «буржуазных», по мнению этой же самой партии, властей.
Программа КПРФ на осенних выборах, пункт 1: «Межбюджетные отношения Татарстана»
Что же КПРФ собирается менять в республике? Во-первых, межбюджетные отношения. Миргалимова возмущает, что в Татарстане остается только 25% собираемых налогов, остальное уходит в центр (в 2014 году — 765 млрд рублей), после чего «по коридорам правительства РФ министры РТ ходят и просят для республики деньги».
— Так не должно быть! Кто-то развивался ни шатко ни валко, соседние регионы были дотационные, между прочим, и мы теперь дотационные. У нас долг федеральному правительству — 107 млрд рублей. Из них долги по Универсиаде — почти 90 млрд. Я внес предложение Минниханову: надо списать наши долги, — заявил коммунист.
Сегодняшний рынок, в котором живет страна, Миргалимов называет «вакханалией», а единственный верный путь, по его словам, — плановая экономика, для которой необходимо взять лучшее у СССР, КНР и других стран «обновленного социализма». Ссылаясь на определение «обновленный», Миргалимов оправдал тот факт, что выдвинутые КПРФ на муниципальных выборах 22 кандидата — мелкий и средний бизнес. Выяснилось, что против МСБ коммунисты ничего против не имеют. А вот крупному бизнесу с Миргалимовым не повезло.
— Нам говорят: выдвинутые кандидаты в депутаты — мелкий и средний бизнес. Товарищи! Мы признаем многоукладность, признаем мелкий бизнес, признаем и некоторый крупный бизнес, который решает социальные вопросы. Но мы не признаем рыночную передачу госимущества в собственность олигархам — в частности, нефти, газа и энергетики. Мы не признаем, что базовые отрасли находятся в частных руках. Поэтому то, что в наших рядах есть бизнесмены, отрадно. В конце концов обновленный социализм рано или поздно обязательно победит, — с уверенностью заявил он.
Как Магдеев «украл» идею Миргалимова, который внезапно поверил в Бога
Второе, что необходимо сделать по мнению Миргалимова, — это отменить платные услуги в поликлиниках и больницах, отменить ЕГЭ и платное же образование, так как поликлиники построены на деньги налогоплательщиков, а главная задача современного образования — воспитание «потребителя», а не «гармонично развитого человека». В-третьих, Миргалимов раскритиковал то, что критикуют сегодня вообще все кому не лень, — ЖКХ, назвав его «бермудским треугольником»: «Сколько бы они с нас ни взимали, все равно не хватает». В итоге, по его словам, оригинальное предложение КПРФ о создании муниципальных унитарных предприятий, которое сам Миргалимов высказал несколько лет назад Минтимеру Шаймиеву, тоже воплощается в жизнь руками действующей власти — в частности, Наиль Магдеев объявил о создании четырех МУПов. В-четвертых, его партия предлагает заморозить тарифы на энергетику и газ.
— Ведь так не должно быть. В Арске меня бабушка спрашивает: турбины на Нижнекамской ГЭС кто крутит? Я говорю, вода. Вода кем дана? Конечно, природой, Богом (интересно, что бы на религиозные признания Миргалимова сказал Владимир Ленин? — прим. ред.). А почему нам продают втридорога? Себестоимость одного киловатт-часа — 27 копеек, а нам продают по 3 рубля 80 копеек. Всего 10% от доходов граждан должны составлять выплаты по ЖКХ, а у нас они — 30%, — возмутился коммунист.
Миргалимов посоветовал новому президенту стать беспартийным
В-пятых, коммунисты предлагают обеспечить продовольственную безопасность развитием внутреннего сельхозрынка (при этом, если верить Миргалимову, сегодня в Татарстан завозится продуктов питания на 30 млрд рублей). В-шестых, Миргалимов посоветовал новому президенту РТ быть, «как Шаймиев, беспартийным». В-седьмых и в-восьмых: КПРФ требует «высокопрофессиональных специалистов-министров» и чтобы эти министры вместе с депутатами Госсовета РТ и муниципалитетами «работали в одном направлении». В-девятых, новый глава РТ «должен обратить внимание на то, чтобы законы Госсовета РТ работали в интересах народа».
— Есть, товарищи, татарстанские олигархи, это не средний бизнес, мы с вами их прекрасно знаем (однако имен Миргалимов отчего-то назвать все-таки не решился — прим. ред.). И, наконец (в-десятых — прим. ред.), должен быть контроль над финансами. Власти РФ в девяностых убрали народный и партийный контроль за ними. Благодаря Рустаму Нургалиевичу частичный контроль хотя бы вернули, — вздохнул коммунист, которому хотелось бы контроля все-таки полного.
Глава татарстанского рескома КПРФ Татьяне Гурьевой: «А зачем штурмовали? Есть ведь законы»
Несколько раз в своей речи Миргалимов опасно подходил к скандальной теме штурма местных коммунистов из партии «Коммунисты России» (бывших соратников его самого) местного же избиркома за отказ в регистрации одномандатников и партийного списка молодой партии, но всякий раз поспешно «отбегал от нее», заявляя, что не хочет об этом говорить. Наконец, душа старого коммуниста не выдержала, однако раскритиковал он в итоге не избирком, а… коммунистов-бунтарей. Возмущению Миргалимова не было предела: казалось, возмущался чиновник городского или республиканского уровня, а вовсе не «системный оппозиционер».
— Последние 7-8 лет татарстанский избирком был постоянно в борьбе, мы были с ним в борьбе. Нас вынуждали, навязывали ее, штурмовали партийные конференции. Штурмовали пленумы. А здесь, оказывается, штурмуют ТИКи! А зачем штурмовали? Есть ведь законы. Для недовольных действиями чиновников или государственного института есть суд, — напомнил Миргалимов и буквально сразу же раскритиковал и суд и «неработающие законы». — Да, буржуазный суд, потому что мы живем в буржуазной республике. Но нельзя такие вещи допускать! Если от нас закон о партиях требует соблюдения законности, мы должны выполнять требования. Но дело в том, что законы у нас не работают.
В результате Миргалимов запутался в собственных противоречиях. И стало непонятно, правильно с его точки зрения поступили бывшие его соратники из «Коммунистов России», которые тоже считают законы не работающими, а суд буржуазным, или «погорячились»? Или же он недоволен действиями «Коммунистов России» в принципе, потому что они в итоге потенциально могут отобрать голоса у КПРФ и самого Миргалимова?
«Последние 7-8 лет татарстанский избирком был постоянно в борьбе. Нас вынуждали, навязывали ее, штурмовали партийные конференции. Штурмовали пленумы. А здесь, оказывается, штурмуют ТИКи! А зачем штурмовали? Есть ведь законы»
— Когда узнал, поражался бесцеремонности, безнаказанности. Хорошо, плохо ли, в РТ есть механизм, чтобы навести порядок. Они сами себе траурный венок положили. Около КПРФ столько партий, которые хотят отхватить, откусить. Но собаки лают, караван идет, — гневно заявил Миргалимов. — Нам надо не нарушать закон, быть политкорректными.
Очищение и обновление партии, по словам кандидата от КПРФ, произошло.
Олигархов и чиновников-взяточников в КПРФ назвали «финансовыми наркоманами»
Миргалимов раскритиковал АПК Татарстана. В родном для него Черемшанском районе, по его словам, «ничего не осталось».
— 75 тысяч гектаров земли у них, а в позапрошлом году засеяли всего 4 тысячи. И то не могли убрать. В Атнинском районе в колхозе имени Ленина — 3,5 тысячи голов КРС надаивают 30 тонн. А в Черемшанском районе — 4 тонны. Сознательно разрушили нашу экономику, АПК. Агрохолдинги — «Красный Восток» создал предприятия на 6 тысяч рабочих мест, и все, а остальным куда деться? (про ситуацию с агроимпериями РТ мы уже писали — прим. ред.). Механизированное высокоточное оборудование у них, а остальным работы нет.
— Или вот образование, — продолжал отвечать нам и все больше возмущаться Миргалимов, все сильнее распаляясь на критику действующих властей. — Ко мне подошла женщина: в медвузе за обучение на стоматолога в год платят 127 тыс. рублей (на самом деле больше, см. наш рейтинг специальностей вузов РТ — прим. ред.). Стоматология — одна из самых дорогих специальностей, в КФУ за нее просят 150 тысяч рублей в год, в КГМУ — 145 тысяч. Или вот ЕГЭ не могут сдавать на татарском языке. А я учился в КГУ, и в 74-75 году историю сдавал на татарском языке, изложение написал на татарском. Не надо было трогать советские стандарты образования. Что это — не отличие? И потом приватизация прошла, преступная. Каждый рабочий должен был получить две «Волги». Где они? «Челныгорстрой» приватизировал Алексей Семин по балансовой стоимости 125 млн рублей за 3,5 млн. Что, руководство республики не знало, кто такой Семин? Сейчас пожар случился — все его имущество арестовали, — радостно заметил коммунист.
Нефтяных олигархов и чиновников-взяточников (прозвучала фамилия коррупционера Тимофеева) Миргалимов назвал «финансовыми наркоманами, не знающими границ». Это приводит к диспропорции в доходах населения, считает он:
— Разница низких и высоких зарплат у нас стократная, а на Западе — 10-15 раз. Почему мы за 2014 год продали 530 млн тонн нефти на 16 трлн руб., и только 6 трлн вернулось в нашу страну? Почему никто не говорит о том, что наши банкиры взяли до кризиса в западных банках кредиты под 5-6% годовых, а нам давали по 14-15% годовых? Почему никто не говорит о том, что МСБ составляет на Западе 50%, а у нас 25%, и только 8% могут себя обеспечивать?
Почему КПРФ поддержало выдвижение Минниханова в президенты в прошлый раз?
Тот факт, что при этом системный оппозиционер положительно оценивает действующую власть, Миргалимов оправдал своим «реализмом»:
— Надо отдать должное тому, что мы видим. Не можем сказать, что у нас ничего не делается. Школы ремонтируются, клубы. Но недостаточно. Вот школу одну в Альметьевском районе мы посетили, для нее денег хватило, для музея и интерната не хватило. Директор последнего написал нам письмо. Я с этим письмом пришел к товарищу Наилю Маганову, гендиректору «Татнефти» (представитель того самого татарстанского олигархата «нефтянки», который Миргалимов критиковал все это время — прим. ред.), и, товарищи, я, должен сказать, благодарен ему. И социальный вопрос совместно решили. Или я был в деревне Бакировка, дед после моего доклада сказал: пойдем, посмотришь, где я живу. Я пришел — кошмар! У хорошего хозяина баня сегодня в 100 раз лучше, чем его дом. Вышел на министра — денег нет, вышел на правительство — денег нет. У меня есть испытанный метод: если вопросы не решаются, я поднимаюсь к нашему президенту Рустаму Минниханову. И я ему показал фото, отдал письмо — при мне он завизировал его, выделил 860 тыс. рублей. Так отремонтировали — люди плачут от радости!
Хафиз Миргалимов также объяснил, отвечая на наш вопрос и обращаясь вновь к нам непосредственно, почему КПРФ поддержало предыдущее выдвижение на должность президента РТ Рустама Минниханова. По его словам, выдвижение это татарстанские коммунисты согласовывали с Зюгановым и вместе с ним решили, что Минниханов — «крепкий хозяйственник». В итоге большинством фракции проголосовали за него, дав 32 наказа, которые впоследствии сам президент РТ все выполнил.
В заключение Миргалимов даже пошел на попятную и отказался считать команду оппозиционеров Татьяны Гурьевой «врагами». Но не считает он политическими врагами и администрацию автограда. Основная стратегия коммунистов, резюмировал он, — менять систему «шаг за шагом» (от «капитализма» к «обновленному социализму»). «Система — банкрот, и надо ее отправить в отставку», — закончил лозунгом пресс-конференцию Хафиз Миргалимов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.