«Татарин ходит «гладко и тихо», отчего русские обзывают его «барином»
Казань и татары XIX века глазами финского ученого
Любитель Казани и знаток татарского языка финн Робин Истон продолжает публиковать цикл колонок на страницах «Реального времени». Недавно наш постоянный автор углубился в путевые заметки известного финского филолога и поэта Августа Альквиста и обнаружил в них любопытный рассказ о Казани и татарах XIX века.
«По характеру татарин — любящий чистоту, спокойный и честный»
Недавно я взялся за труд известного финского филолога и поэта Августа Альквиста, в котором он рассказывал о своих путешествиях по России в 1854—1858 годах. Меня заинтересовало то, что, помимо прочего, в своей работе он поведал о Казани и татарах, хотя целью его поездки было изучение языков и культуры финно-угорских народов. Казань послужила для него «базой», откуда он совершал свои путешествия по Поволжью и Сибири.
Во-первых, из его записей становится известен один любопытный момент: сам Альквист знал русский язык, и это помогало ему свободно общаться с местным населением, однако за пределами столицы современного Татарстана ему иногда приходилось нанимать переводчика, так как большинство татар попросту не знало русского.
Также Альквист коротко описывает облик Казани тех годов: «Про внешность города скажу только, что он построен хорошо, с прямыми, может быть, не всегда чистыми улицами, и жителей там около 50 тысяч человек». По его наблюдениям, большинство горожан — русские, а татар можно легко отличить по внешнему виду.
Ученый называет их «красивыми, высокими, кареглазыми людьми»: «Татарин ходит «гладко и тихо», отчего русские обзывают его «барином». По характеру он любящий чистоту, спокойный и честный; если врет или обманывает, то этому он учился у других. Когда он, продавая товары, отличает чужака, то объявляет правильную цену. Татарин одевается в восточном стиле, никогда и нигде не стесняется своей веры и нации». Также Альквист указывает, что городские татары — это в основном купцы и ремесленники, которые изготавливают знаменитое казанское мыло или кожаные товары. Деревенские же татары успешно занимаются земледелием.
Татарки комментировали меня друг другу: «Яхшы, яхшы»
В своем труде Альквист рассказывает и об Исламе: что это за религия, как выглядит мечеть, как молятся люди и как организованы мусульманские приходы. Это, пожалуй, первое описание Ислама в финской литературе. Сам автор посещает мечеть во время намаза и общается с муллой. По его словам, именно благодаря медресе даже бедные татары умеют читать. К слову, в Казани Альквист учил татарский язык в течение одного месяца под руководством муллы Биктемира Юсуфа. Замечу, что он пишет положительно и про другие религии и культуры — ученый старается понять другое мировоззрение.
Помимо этого, во время своего путешествия Альквисту довелось остановиться в одной татарской деревне в районе Буинска. Он ночевал в доме одного татарского купца и описывал это так: «Комната была теплая, не самая чистая, но основная проблема была в том, что она была расположена возле гарема (женской комнаты) хозяина и отделена от меня лишь тонкой стенкой из досок, не доходящей даже до потолка».
Как писал ученый, оттуда постоянно раздавался детский плач и шум. Также там собралась толпа татарок, которые начали подглядывать за ним из-за двери: «После того как я закрыл дверь, залезли они на стенку, где спокойно удовлетворяли главную страсть своей прародительницы Евы и комментировали меня друг другу: «Яхшы, яхшы». Потом татарки начали пить чай, шумно грызть орехи и очень громко и одновременно разговаривать». Альквист пожаловался хозяину на то, что не может жить в таком шумном доме и нашел себе новое пристанище.
Это главное, что можно выделить из небольшого эпизода про татар, описанного в труде финского филолога. Мне искренне жаль, что он не стал углубляться в язык и культуру народа. Замечу, кстати, что Альквист — не первый финн, который посещал Казань. В 1709—1721 годах в столице проживали шведские военнопленные, среди которых были и финны. Дневники и воспоминания некоторых военнопленных сохранились, но в них очень коротко говорится про город и его жителей. А первые контакты между нашими народами имели место гораздо раньше: в 1570-е годы татарская кавалерия Ивана Грозного перешла замерзший Финский залив из Эстонии и разорила окрестности Хельсинки. Переселение мирных татарских купцов в Финляндию началось в конце XIX века, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
комментарии
так как многие русские князья имели татарское происхождение .
По этому термин "барин" логично вписывается , как аналог термину "князь"
Кстати русских дворян башкирского происхождения -не было.
НЕТ!!!
- Русское происхождение во Франции!
- Зайдите сейчас же на Яндекс и найдите: "Руссильон" (Roussill0n). Столица Руссильона - деревня Рускино, которая была перенесена в Перпиньян.
- Из Руссильона роуси-колонизаторы двинулись на восток и захватили северную часть Мадьяр, которую назвали "Угоркая" (Югорская) русь. В Югорской руси они назвали себя русинами.
- Во время Крещения новгорода французские русины совместно с иудеями Крестили Новгород и в Новгороде себя назвали "русскими". А позже, всех Крещёных в христианство стали называть русскими.
- Ведь русских НЕ было до "нашей-вашей" эры, и НЕ было в 1-м тысячелетии до Крещения Новгорода.
- Ищите в Яндексе: "Руссильон" и вы приобретёте новые знания о русских.
*** С уважением ко всем Коренным Народам Арий Арион Родич.
Татар сильно не коснулось, они тогда не употребляли алкоголь, в селе была налажена взаимопомощь,активно участвовали в торговле, были зафиксированы многочисленные случаи перехода в ислам русских,готовых последовать примеру татар, что вызывало опасение у властей.
1. Русские дворяне "татарского происхождения" - это либо те дворяне, дезертировавшие в Московию (или Литву, Казань, Бухару или к Османам) из Степи в XV-XVI веках, либо те, кто перешел в христианство из темниковских или касимовских князей / мурз. А это Мещера, а не Волго-Уралье. Ибо русские дворяне мещерского происхождения были самыми западными из мусульман булгарского круга и самыми первыми оказались в сфере влияния расширяющейся Московии. У них был выбор - либо уйти в Казань (центральную Булгарию), либо подчиниться и участвовать в завоевательных походах Московии в мусульманских (и не только) странах. Они выбрали второе.
2. Крещение дворян произошло в основном в XV-XVIII веках, и когда русские начали колонизировать Южный Урал и Башкортостан, то это уже были 30-50-е годы XVIII века, и там поднялось мощнейшее движение против этого, благодаря чему русские так и не смогли закрепиться там. Этому способствовало также падение первой Романовской династии и образование второй - Екатериной, которая по-сути родила уже не Романова по крови, а графа Гольштинского, но объявленного сыном убитого Романова - ее мужа.
3. Все русские дворянские фамилии "татарского" происхождения - происходят либо из Орды, либо из Степи постордынского времени или темниковских князей (Мещера). Исключение - обрусевшая часть Арских князей (которых не так много по сравнению с темниковцами или степняками) - они казанцы или булгары по крови. И часть Арских князей перешли в сословие башкир, ровно как и часть мещеряков-темниковцев - в Уфимской губернии это было нормальным процессом. И еще - многие тюркские беки Ногайской Орды, родственные бежавшим в Московию дизертирам, из-за вторжения джунгаров осели на Урале - земле своих летовых кочевий, и также вошли в башкирское сословие. Таким образом есть таки связь с двух сторон у башкир и русских дворян "татарского" происхождения.
Подобно тому, как прирожденный всадник связан неразрывно телом и духом со своей породистой лошадью, идущей на ирландский банкет, - был связан капитан князь Тулубеев со своим эскадроном, своим полком и со всей славной русской кавалерией. Репутация его, как прекрасного всадника и как человека чести, была уже прочно установлена. Еще будучи "зверем" в петербургской кавалерийской школе, он вызвал на дуэль одного из товарищей, остзейского барона, позволившего себе неосторожно сказать, что татарские князья годны только на то, чтобы служить в ресторанах и заниматься шурумбурумом. Дуэль состоялась. Противник Тулубеева был легко ранен в ногу, а сам Тулубеев был в наказание разжалован в солдаты, в пехотный полк.
Потом генерал закурил папиросу, предложил курить и Тулубееву и спросил:
- Есть в ваших жилах татарская кровь?
- Точно так, ваше превосходительство. Мы давнишние татарские князья, родом из Касимова. Мой дед первый перешел из магометанства в христианство и женился на русской.
Л. покачал головой:
- Отличный народ татары; все они честны, верны слову, опрятны, смелы, прекрасные, прирожденные всадники и первоклассные воины. А до чего проста магометанская вера. Как она удобна, практична, не обременительна и как возвышает человека. Эх, дал маху великий князь Владимир, Красное Солнышко, когда изо всех религий не остановился на магометанской! Сделай он так - и мы бы теперь... Впрочем, бросим это. Нет на свете худших занятий, чем быкать и перекобыльствовать. Не хотите ли еще папиросу?
Руки у нас мозолистые, и умирать мы - мастера... Так ведь нет же! Яман, как говорят татары.
Самые блестящие кавалеристы переходили в пехотные армейские полки и дрались в их рядах мужественно и самоотверженно, погибая, как скромные, послушные герои. В одном из этих полков погиб и Тулубеев, смертельно раненный в блиндаже при разрыве тяжелой бомбы.
Он умирал в страшных мучениях. Полковой скромный попик едва успел его пособоровать, последние, едва слышные слова его были: "Батюшка, помолитесь за Россию и за славного генерала Л.".
..........................................................................................................................................................Куприн сам из татар! Только странное окончание ? Вроде патриотическое , а священника назвал "попиком"? Презрение и патриотизм?!