Потрачено: «Тинькофф» ударился в рекламу, а банки Татарстана не жалели денег на развлечения
Обзор расходов банков на зарплаты, рекламу, мероприятия, охрану и командировки
«Реальное время» проанализировало расходы российских банков по различным категориям — зарплаты, реклама, спорт и развлечения, охрана и командировки. Как оказалось, за 9 месяцев крупнейшие банки выплатили своим работникам 375 млрд рублей; банк Олега Тинькова не забывал о рекламе — по сумме рекламных расходов он обошел крупнейших государственных и частных игроков. Тем временем татарстанские банкиры не жалели денег на физическое и духовное развитие сотрудников. Подробнее — в нашем обзоре.
Зарплаты
В пятерку кредитных организаций с наибольшими расходами по итогам 9 месяцев вошли Сбербанк, ВТБ, «Альфа-Банк», «Газпромбанк» и ФК «Открытие». В общей сложности они потратили на выплаты работникам 322,7 млрд рублей. Самые большие расходы (свыше 200 млрд рублей) были у Сбербанка, который, впрочем, имеет и самый многочисленный штат.
ВТБ направил на выплаты персоналу в 3,7 раза меньше — 54,8 млрд рублей. Расходы «Альфа-Банка» составили 26,7 млрд, чуть меньше (на 2,1 млрд) потратил «Газпромбанк». В топ-10 по сумме номинальных расходов вошли также «Россельхозбанк», «Тинькофф Банк», «Райффайзенбанк», «Промсвязьбанк» и «Совкомбанк». Суммарные затраты во второй пятерке превысили 52 млрд рублей. Таким образом, общие затраты 10 банков с самыми большими объемами выплат стремятся к 375 млрд рублей.
Динамика зарплат в категории крупных игроков была разной. Так, Сбербанк по сравнению с январем — сентябрем 2017 года увеличил зарплатные расходы на 7,5%, а ВТБ — сразу в 2,3 раза. Существенный рост (более 20%) был у «Тинькофф Банка», «Почта Банка», совладельцем которого является ВТБ, а также «Ак Барс» Банка. У отдельных кредитных организаций второго эшелона рост расходов был еще больше. К примеру, в «Киви Банке» они увеличились в 3,3 раза.
В то же время у ряда игроков общие расходы, наоборот, сократились. Так было в случае с ФК «Открытие», «Бинбанком», банками «Российский капитал», «Восточный», «Ренессанс Кредит» и некоторыми другими.
Рост/сокращение зарплатных расходов банков, в % к январю — сентябрю 2017 г.
Данные о численности работников за 9 месяцев, на основе которых можно было бы посчитать средние зарплаты, банки еще не опубликовали. Но если предположить, что численность не сильно изменилась со II квартала, можно получить приблизительные цифры.
В этом случае лидером среди крупных игроков окажется «Газпромбанк» — средняя зарплата там превышает 218 тыс. рублей в месяц (рассчитано путем деления зарплатных расходов на среднюю численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде). Показатель в «Альфа-Банке» составит 121,2 тыс. рублей, в ВТБ — 127,3 тыс. рублей. А на каждого из почти 244 тыс. работников Сбербанка придется по 91,2 тыс. рублей в месяц.
Наименование банка | 01.10.2018 | 01.10.2017 |
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» | 200.312.520 | 186.336.728 |
Банк ВТБ (публичное акционерное общество) | 54.823.307 | 24.340.043 |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК» | 26.734.841 | 25.069.454 |
«Газпромбанк» (Акционерное общество) | 24.660.939 | 20.862.166 |
Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие» | 16.201.732 | 16.750.246 |
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» | 15.415.462 | 14.855.299 |
Акционерное общество «Тинькофф Банк» | 9.668.572 | 6.170.200 |
Акционерное общество «Райффайзенбанк» | 9.607.527 | 8.179.902 |
Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк» | 9.232.275 | 8.223.728 |
Реклама
Более неожиданной оказалась ситуация с расходами на рекламу (данные за первое полугодие). В пятерку лидеров здесь вошли «Тинькофф Банк» (2-е место), «Совкомбанк» (4-е место) и «Почта Банк» (5-е место). Они оставили позади многих игроков, которые превосходят их по масштабам бизнеса — таких как «Газпромбанк», «Альфа-Банк», ФК «Открытие», «Райффайзенбанк» и других.
Однако самые большие затраты на рекламу были у ВТБ — свыше 2 млрд рублей. При этом относительно первого полугодия 2017-го расходы ВТБ сократились почти на треть. В совокупности же пять кредитных организаций с наибольшими расходами за полгода потратили на рекламу 7,4 млрд рублей.
По пути сокращения рекламных расходов в этом году пошел не только ВТБ — аналогичным образом поступили многие крупные банки. Среди них — «ЮниКредит Банк», «Райффайзенбанк», «Открытие», «Бинбанк», банк «Россия» и некоторые другие.
С другой стороны, часть игроков серьезно нарастила рекламные траты. Сбербанк, «Газпромбанк» и «Русский стандарт» — в два с лишним раза, «Росбанк» — в три раза, а «Ак Барс» — более чем в шесть раз. Были и случаи аномально большого роста. Так, банк «Хоум кредит» увеличил свои рекламные расходы в 33 раза, однако дело лишь в низкой базе (в январе — июле прошлого года он заплатил за рекламу всего 18,4 млн рублей).
Наименование банка | I пг 2018 г. | I пг 2017 г. | изменение |
Банк ВТБ | 2.036.784 | 2.972.030 | 69% |
Тинькофф Банк | 1.722.370 | 981.124 | 176% |
Сбербанк России | 1.494.602 | 718.802 | 208% |
Совкомбанк | 1.206.269 | 768.168 | 157% |
Почта Банк | 904.230 | 577.231 | 157% |
Газпромбанк | 855.391 | 377.325 | 227% |
Райффайзенбанк | 646.345 | 769.475 | 84% |
Хоум Кредит энд Финанс Банк | 612.621 | 18.422 | 3325% |
АЛЬФА-БАНК | 521.949 | 519.339 | 101% |
Представительские расходы
На 1-м месте по сумме представительских расходов оказался «Альфа-Банк», следом идут «Газпромбанк», Сбербанк и ВТБ. А вот 5-е место занял участник из другого дивизиона и игрок с турецкими корнями — «Кредит Европа Банк».
В топ-10 в этой категории расходов вошли также два других банка, не являющихся системообразующими. Речь идет об «Азиатско-Тихоокеанском банке», в апреле отправленном на санацию и перешедшем в собственность ЦБ, и «Московском индустриальном банке».
В целом по большинству крупных кредитных организаций наблюдался рост представительских расходов. Среди 10 крупнейших по активам банков эти расходы сократили лишь Сбербанк (-19%), «Открытие» (-64%), «Промсвязьбанк» (-53) и «Московский кредитный банк» (-6%); «Альфа-Банк» сохранил сумму расходов на прошлогоднем уровне.
Спорт и отдых
Больше российские банки тратили на проведение спортивных, культурно-просветительских мероприятий, спорт и отдых. В общей сложности 10 кредитных организаций с наибольшими затратами провели по соответствующей графе бухгалтерской отчетности 2,2 млрд рублей. Правда, шестая часть этой суммы (1,3 млрд) пришлась на Сбербанк.
Вторым по рекреационным расходам был «Альфа-Банк», который потратил 406,6 млн рублей, на 3-м месте был «Газпромбанк» — 129,6 млн.
В числе прочих участников топ-10 (в порядке убывания расходов): «Газпромбанк», ВТБ, банк «Россия», «Россельхозбанк», «Райффайзенбанк», «Открытие», «Московский кредитный банк», а также «Мир бизнес банк», чьим акционером является иранский Bank Melli Iran.
Во вторую десятку по сумме расходов попал татарстанский «Ак Барс». Как, впрочем, и еще один игрок из этого региона — «Банк Казани». Неподалеку от них в таблице (26-е место) расположился «Девон-Кредит», тоже зарегистрированный в Татарстане.
Интересно, что по большинству крупных банков наблюдается тенденция к сокращению трат на спорт и мероприятия. Эти расходы снизили Сбербанк, «Газпромбанк», «Открытие», «Промсвязьбанк», «ЮниКредит Банк» и «Райффайзенбанк».
Зато два других игрока из перечня системообразующих увеличили расходы сразу в 13 раз. Это «Альфа-Банк» и «Россельхозбанк».
Охрана
В случае с расходами на охрану обошлось без особых сюрпризов: больше имущества — выше затраты. Так, Сбербанку охрана его объектов обошлась в 1,2 млрд рублей, тогда как ВТБ потратил в 1,8 раза меньше. Однако и стоимость недвижимости у ВТБ в 2,3 раза меньше, чем у Сбербанка (103,1 против 233,3 млрд рублей на 1 июля).
При этом расходы Сбербанка на охрану за год сократились на 13%, а ВТБ увеличил их на 40% с лишним. Оптимизацией указанных расходов занялись и многие другие организации. В их числе — «ЮниКредит Банк», ФК «Открытие», «Московский кредитный банк», «Росбанк», «Промсвязьбанк», банк «Санкт-Петербург».
Суммарные расходы 10 банков, потративших на охрану больше всего, превысили 4 млрд рублей.
Наименование банка | I пг 2018 г. | I пг 2017 г. | изменение |
Сбербанк России | 1.154.106 | 1.321.750 | 87% |
Банк ВТБ | 662.725 | 470.378 | 141% |
Газпромбанк | 543.639 | 498.338 | 109% |
АЛЬФА-БАНК | 498.740 | 484.248 | 103% |
Российский Сельскохозяйственный банк | 457.534 | 447.223 | 102% |
Московский Индустриальный банк | 169.868 | 145.894 | 116% |
Небанковская кредитная организация ФИНЧЕР | 152.428 | 94.281 | 162% |
Банк Возрождение | 150.019 | 112.850 | 133% |
Промсвязьбанк | 140.506 | 172.705 | 81% |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.