Салават Юзеев: «Мы хотим создать новый жанр в кино — «татарометражки»
Режиссер «Курбан-романа», фильма, вызвавшего год назад ожесточенные споры, через несколько недель представит граду и миру новый проект — три комедии в формате короткого метра. О том, почему не складывается прокатная судьба его ленты, попавшей в лонг-лист «Золотого орла», и что стало отправной точкой в создании фильмов, поддержанных законом о языках, Салават Юзеев рассказал в интервью корреспонденту «Реального времени».
«Права на «Курбан-роман» у «Татаркино»
— Салават Ильдарович, год назад вышел ваш фильм «Курбан-роман», который обрел и безусловных поклонников, и небольшую группу хулителей. Какова его прокатная судьба?
— Фильм пока в прокат так и не вышел. Были его показы, которые инициировали не мы. Был показ в Китае на кинофестивале, фильм в Поднебесной показали четыре раза, мы представляли Россию. Был показ в Санкт-Петербурге на одной из культовых площадок, в Ульяновске. Вышла хорошая рецензия в «Кинопоиске» после премьеры в Питере, очень грамотная статья, советую прочитать ее хулителям ленты.
— То есть люди просто разыскивают информацию о фильме и просят его показать?
— Да, потому что организация кинопоказа — это не очень просто. Мы столкнулись с непростой ситуацией. Фильмы, которые стоит показывать широкому зрителю, выходят в Татарстане не часто. Права на «Курбан-роман» принадлежат «Татаркино», у нас нет прав на ленту. А «Татаркино» не готово показывать такие ленты, ведь это должен быть не просто проказ, а целая пиар-кампания, продвижение фильма. Надо показывать сразу в нескольких кинотеатрах. Съемочная группа к этому не готова.
Когда снимаешь фильм, в бюджет сразу же надо закладывать некую сумму на его продвижение. И эта сумма очень приличная
— Вообще-то это не царское дело… Ваше дело фильмы снимать.
— Безусловно. Во-первых, права на ленту не у нас. Во-вторых, мы поняли, что когда снимаешь фильм, в бюджет сразу же надо закладывать некую сумму на его продвижение. И эта сумма очень приличная. Но мы снимали фильм в режиме жесточайшей экономии и не могли выделить деньги на продвижение ленты. Показывать фильм в одном кинотеатре «Мир»…
— … это будет междусобойчик.
— Да, показ должен быть одновременным хотя бы в нескольких городах Татарстана.
— Но почему «Татаркино» не заинтересовано в прокате хорошего фильма?
— Мне трудно сказать, наверное, они пока с такой ситуацией не сталкивались. Обычно фильм выходит, его показывают в кинотеатре «Мир», где собираются пенсионеры, и все.
— Плюс два-три якобы киномана и такое же количество якобы кинокритиков.
— Да. Конечно, мы очень хотим, чтобы фильм показывали.
«Лонг-лист — это хороший уровень»
— А ТНВ не может вам помочь?
— ТНВ очень хочет фильм показать! Но мы все-таки надеемся на прокат. Мы «Курбан-романом» доказали, что можем делать фильмы не ниже хорошего российского уровня, хотя один из наших хулителей внушал всем обратное. И тому есть доказательство. Мы были в числе претендентов на лучший российский фильм, я говорю про фестиваль «Золотой орел», где мы попали в лонг-лист. Претендентов было около 120, в лонг-лист попало 28 фильмов. Из регионов в лонг-листе были представлены только Татарстан и Бурятия, даже Питер не попал. Лонг-лист для нас — это очень хорошо, в шорт-лист мы не попали, но там, например, был «Солнечный удар», «Левиафан», там другая конкуренция, другие имена, и дело даже не в бюджете. Там были в этом году очень хорошие фильмы. А лонг-лист — это хороший средний российский уровень. Было бы здорово, если бы в лонг-листы серьезных фестивалей и конкурсов попали бы еще несколько татарстанских фильмов, тогда о нашем кино бы заговорили. И, возможно, деньги бы какие-то начали под проекты давать, Но мы пока, к сожалению, выстреливаем раз в несколько лет.
Мы «Курбан-романом» доказали, что можем делать фильмы не ниже хорошего российского уровня, хотя один из наших хулителей внушал всем обратное
— У вас сейчас новый проект — короткометражки. Хотелось бы узнать о нем подробнее.
— Это фильмы на татарском языке, короткий метр, их можно показывать и по отдельности, можно объединить в сборник. Если говорить о татарстанском кино, я всегда провожу параллель с театром. Театр у нас более развит, и весь творческий потенциал уходил именно туда. Мне легко об этом судить, потому что я все время в театре, я там творчески подпитываюсь, творческий процесс постоянно кипит. В Камаловском театре у меня кое-что идет, в октябре еще одна премьера — «Улетные танцы». Я думал, что же больше всего востребовано у татарстанского зрителя? Ответ прост: комедия! Даже когда приносишь пьесу в театр, первым делом спрашивают: «Это что, комедия?» Комедии ждут, на них ходят. Но комедии не часто пишут. Я получил премию за свою пьесу, и в лонг-листе конкурса было тридцать пьес, но ни одной комедии, кроме моей. А меня все время тянет на комедии, я начинаю писать драму, а потом все равно выходит комедия.
«Мы выиграли тендер»
— Как же родился этот кинопроект?
— Мы получили грант в рамках закона о языках на сто тысяч — деньги небольшие, но мы собрали инициативную группу людей, сведущих в кино. Мы позвали Мансура Гилязова, Ильдара Ягофарова, Радика Бареева, Ркаиля Зайдуллу, Нияза Игламова, начали думать, как и что делать, возникли сотни сюжетов. Мы участвовали в тендере в «Татаркино» и получили совместно с «Татармультфильмом» возможность работать. Сейчас у нас на выходе три фильма — «Пельмени», «Я ушел из дома» и «Пациент».
— И как строилась работа?
— Сценарий мы писали с Ркаилем Зайдуллой, снимались в фильмах актеры-камаловцы. Радик Бареев работал в качестве второго режиссера. Я попробовал эту манеру игры камаловцев — их открытые эмоции, я пытался на этом сыграть, посмотрим, что из этого получится.
— Когда фильмы увидят зрители?
— Надеемся, что это произойдет уже в сентябре.
— На казанском международном кинофестивале ленты будут представлены?
— Нет, к сожалению, мы не успеваем.
— Три фильма есть, продолжение будет?
— Это был госзаказ, мы его отработали. Хотим работать и дальше, хотим создать новый жанр — «татарометражки», я так его назвал.
— И где фильмы будут показываться? Есть гарантия, что «Татаркино» не положит ленты на полку?
— Мы всегда можем договориться и с Камаловским театром, и с Домом актера о показе.
Самая лучшая пропаганда языка — это показ фильмов, привлечение зрителей. Люди будут смеяться, сопереживать, и не будет морализаторства
— Это специфическая аудитория! Бабушки туда не пойдут.
— Бабушки не пойдут. А права опять у «Татаркино». Наш проект начался с гранта в рамках закона о языках, но самая лучшая пропаганда языка — это показ фильмов, привлечение зрителей. Люди будут смеяться, сопереживать, и не будет морализаторства. Надеемся, что прокатная судьба этих лент будет более благополучной.
— Если сейчас планы снять что-то наподобие «Курбан-романа»? Что-то эпохальное?
— Сюжетов много, планы есть.
— Рискнете?
— Я — человек, который всегда рискует. С «Курбан-романом» так и было. Я начал снимать его на свой страх и риск, подставляя себя под камнепад недоброжелателей. С «татарометражками» — это тоже риск. Мы говорим, что это комедия, а вдруг никто не будет смеяться? Фильмы эти вроде бы комичные, но есть в них и лирика. Мы брали за образец золотой фонд советского кино, те короткометражки никто не сумел переплюнуть. Поэтому я рискую. А эпохальное… У меня скоро выходит роман «Не перебивай мертвых», конечно, это шутка, это нескромно говорить, что я написал эпохальный роман. Это роман эпический, в нем рассказывается о нескольких поколениях людей, есть там и магический реализм и прочее. Книга выходит в «Таткнигоиздате».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Салават Юзеев родился в Казани в 1960 году. Окончил факультет ВМК КФУ. Начал работать на телевидении, потом пришел в кино. Прозаик, сценарист, режиссер, автор более 50 фильмов, участвовавших в конкурсах и получавших награды. Фильм «Курбан-роман» попал в лонг-лист «Золотого орла». Лаурет премии им. Г. Державина.