Новости раздела

Под одной крышей: как татарский богослов Зия Камали поселил у себя башкирского классика Мажита Гафури

Очерки из жизни первого народного поэта Башкортостана и основателя медресе «Галия»

Под одной крышей: как татарский богослов Зия Камали поселил у себя башкирского классика Мажита Гафури Фото: bashkortostan02.livejournal.com (Зия Камали)

В Уфе, на улице Гафури, 89, жил знаменитый просветитель и основатель медресе «Галия» Зия Камали (Зияитдин-Парвазетдин Камалетдинов). Более того, свой угол в этой усадьбе некоторое время был и у классика башкирской и татарской литературы Мажита Гафури. Однако строение с заколоченными окнами до сих пор не взято под государственную охрану. Учитывая, что эта территория в центре города передана одному из застройщиков, будущее уникального дома находится под вопросом. Председатель совета Фонда культуры имени Мажита Гафури Люция Камаева-Гафури в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о выдающихся жильцах этого здания — Гафури и Камали.

Увековечен при жизни

В Уфе, по улице Гоголя, 28, находится Мемориальный дом-музей Мажита Гафури. Это один из культурных, литературных центров столицы Башкирии. Дом-усадьбу Гафури в 1923 году подарил горисполком — согласно решению правительства Башкирии о проведении торжественных мероприятий по случаю 20-летнего юбилея литературной деятельности писателя. Инициатором стал народный комиссар просвещения Газим Касымов. Он же выступил автором первой научной биографии поэта. Торжества состоялись в здании Дворянского собрания (в нынешнем Шаляпинском зале Академии искусств имени З. Исмагилова). Гафури присвоили почетное звание народного поэта, Наркомзем подарил корову.

В честь Мажита Гафури была переименована улица Никольская. Возможно, это единственный случай в истории, когда улицу назвали именем поэта при жизни. Гафури прожил в этом доме до смерти в 1934 году. После него в доме продолжали жить его супруга Зухра Камалетдиновна и семья сына Анвара. Спустя две недели после ухода Гафури в мир вечности родился его старший внук Раиф.

В 1948 году открылся музей писателя, который сначала занимал половину дома. В 1953 году семье Анвара Гафури предоставили квартиру, и дом Мажита Гафури получил статус мемориального Дома-музея. В дом на Гоголя, 28 мы часто приходили с мужем Халитом Анваровичем, младшим внуком Мажита Гафури. Он любил бывать в нем, рассказывал о детских впечатлениях, музицировал на фортепиано. Халит Гафури родился в 1948 году, в год открытия музея деда, провел в нем раннее детство и очень хорошо помнил соседей, каким было внутреннее убранство, двор. Потом приходили втроем — с нашим сыном Мирсаитом, правнуком Гафури…

В Уфе, по улице Гоголя, 28, находится Мемориальный дом-музей Мажита Гафури. Это один из культурных, литературных центров столицы Башкирии. Фото Андрея В. / domofoto.ru

Войдя в семью Мажита Гафури, я стала больше интересоваться его творчеством, биографией, родословной. Вместе с мужем и единомышленниками мы создали общественную организацию — Фонд культуры имени Мажита Гафури, главной целью его является популяризация творчества классика литературы татарского и башкирского народов. Мы собираем материалы, документы, книги, радуемся самой маленькой информации, детали, открывающей новые страницы в творческой биографии Гафури. Нашли родственников друга Гафури Ахмет-Зии Тупеева в Уфе и в Казани, а в их архивах неизвестные фотографии Мажита Гафури. С Тупеевым Гафури учился в Троицке, в медресе шейха Зайнуллы Расулева. После А.-З. Тупеев окончил университет в Бейруте, вернулся в Уфу и преподавал в медресе «Галия» родной язык и литературу, его брат Исмагил Тупеев — химию.

После пожара

Задалась вопросом: а где жил Гафури до того, как ему подарили дом на Гоголя? Старожилы Уфы отвечали: «В доме Зии хазрата». А кто такой Зия хазрат? Мой супруг Халит Анварович посоветовал обратиться к дочери Сайфи Кудаша Суембике Сайфиевне. От нее я получила много ценной информации. Она рассказала, что Гафури жил в доме ректора медресе «Галия» Зии Камали и назвала адрес: улица Гафури (бывшая Никольская), 89. Мы ходили к дому, жители подтвердили слова С. Кудашевой. Они с большой теплотой говорили о Гафури, вспоминая рассказы старшего поколения.

В 1915 году сгорел дом, в котором Гафури снимал комнату. Из огня няня успела вынести пятилетнего Анвара, сына поэта. Сгорели уникальная библиотека Гафури, дневник, начатый в годы учебы в Троицке, неопубликованные рукописи. Уцелела единственная книга — сборник стихов великого арабского поэта аль-Маари, благодаря тому, что была на руках его друга — учителя Халима Искандарова. По воспоминаниям Сайфи Кудаша, эта книга до смерти поэта лежала на маленьком столике около его кровати.

Я думаю, что пожар не был случайным. Ведь именно в 1915 году, в разгар первой империалистической войны, в дни, когда погиб родной брат его отца, Гафури написал стихотворение «Видно, нет тебя, Аллах!», указав в скобках «зарлану», то есть «жалоба». Впервые он прочел его на литературно-музыкальном вечере в медресе «Галия». Стихотворение произвело эффект разорвавшейся бомбы и завладело умами молодежи. Шакирды дружно просили автора повторить стихотворение несколько раз на бис. А в обществе, особенно среди священнослужителей, стихотворение вызвало бурю возмущения. Гафури предали анафеме во всех мечетях страны. Группа лавочников пришла в типографию «Шарек», где Гафури работал корректором, чтобы избить автора строк, взбудораживших умы учащейся и трудящейся молодежи, но рабочие типографии взяли в кольцо Гафури и не допустили расправы над любимым поэтом.

В тот тяжелый, голодный год Зия Камали пригласил Гафури с семьей в свой дом по улице Никольской, 89 (на фото). Там он прожил до 1923 года. Фото proural.info

После пожара семья Гафури снимала комнату в доме на углу улиц Вавилова и Ильинской до 1921 года. В тот тяжелый, голодный год Зия Камали пригласил Гафури с семьей в свой дом по улице Никольской, 89. Там он прожил до 1923 года.

Суембика Сайфиевна так описывает строение: «Дом Зии Камали расположен во дворе, поэт с семьей занимал четвертую часть, правый угол дома. От наружной двери до входа в дом проходил коридор длиною в 1,5 метра, небольшие сени с чуланом. Жилая часть состояла из двух комнат, одна из них большая с двумя окнами. Эта комната была разделена легкой перегородкой, образуя темную комнату-спальню. Рядом с темной комнатой находилась маленькая кухня с русской печью. Напротив кухни была маленькая комната (2x2 метра) — кабинет поэта с одним окном во двор».

После переезда Гафури в подаренный дом на Гоголя, 28 до 1935 года здесь жила семья Сайфи Кудаша. Зия хазрат был учителем и другом Гафури. Гафури ценил дружбу с ним и навещал его до тех пор, пока мог ходить.

Легендарные сокурсники Гафури

Впервые Гафури юношей пришел в Уфу пешком из родной деревни Зилим-Караново с намерением учиться в медресе «Усмания». Однако за учебу надо было платить. Осмеяв, бедного юношу выгнали, а холщовый мешок с книгами и лапти выкинули на улицу. Мажит собрал свои пожитки и ушел в медресе в селе Киешки близ Уфы, к Мирсаяфу хазрату, где проучился зиму. Затем последовали шесть лет учебы в медресе шейха Зайнуллы Расулева в Троицке, год учебы в медресе «Мухаммадия» в Казани. Ректор Г. Баруди готовил Гафури к преподавательской деятельности, и, возможно, Гафури остался бы в Казани, если бы не уехал в Уфу, узнав, что в октябре 1906 года там открылось новометодное медресе «Галия». Он известным в тюркском мире поэтом вернулся в Уфу навсегда после многолетних странствий. В Уфе Гафури обрел семью. Шестилетний курс учебы он закончил экстерном за три года и получил диплом «Галии» с отметками «5» и «5+».

Роль медресе «Галия» в подготовке кадров татарской и башкирской и в целом национальной интеллигенции мусульман России была неоценима. Ее можно сопоставить со значением Царскосельского лицея для российской культуры с его знаменитыми выпускниками, среди которых поэты и писатели А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Салтыков-Щедрин, вице-канцлер, дипломат А. Горчаков, генерал-майор В. Вольховский, И. Пущин и другие.

В 1938-м прервалась жизнь выпускника «Галии» дипломата Карима Хакимова. Его на арабском востоке называли «красный паша». Из коллекции Музея Карима Хакимова, с. Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Сокурсниками Мажита Гафури были Галимжан Ибрагимов, Зия Ермеки, Ибрагим Башмаков, будущий классик казахской литературы Магжан Жумабаев. В ее стенах учились будущие выдающиеся писатели Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, музыкант Султан Габяши, тюрколог Нигмат Хаким, шакирды из Средней Азии, Казахстана и с Кавказа. Многих выпускников медресе «Галия» постигла трагическая участь: 70 процентов из них, составлявших национальную элиту мусульманских народов страны, были расстреляны, посажены в тюрьмы или сосланы в лагеря, где погибли от голода и непосильного труда в 1930—40-х годах. В 1937 году был необоснованно репрессирован один из первых кандидатов наук среди татар и башкир Нигмат Хаким за попытку опубликовать эпос «Идегей».

В 1938-м прервалась жизнь выпускника «Галии» дипломата Карима Хакимова. Его на арабском Востоке называли «красный паша». Он был личным другом основателя правящей и ныне династии Саудидов Абдель-Азиза ибн Сауда. После отзыва и последовавшей казни Карима Хакимова в 1938 году Королевство Саудовская Аравия прервало дипломатические отношения с СССР и возобновило лишь в 1991 году. В 1990 году посол СССР в Йеменской Арабской Республике В. Попов, характеризуя работу К.А. Хакимова в Аравии, писал: «То, что сделал этот человек как дипломат, как представитель нашей страны, трудно переоценить. Именно в результате в значительной степени его личного вклада был заложен фундамент отношений молодого советского государства с арабским миром… Благодаря глубокому знанию истории, традиций, обычаев арабов, необычайному такту, умению расположить к себе людей Хакимов пользовался у йеменцев и саудовцев огромным уважением… Арабским он владел превосходно, даже арабы поражались его умению столь глубоко, витиевато и чисто «по-арабски» излагать мысли. Читать написанные его рукой документы — одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны, и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, и его с радостью встречали бедняки в своих лачугах, его дом всегда был полон гостей — приходили и купцы, и приближенные королевской семьи, и простой люд». А ведь такие глубокие знания Карим Хакимов получил в медресе «Галия». Перед отправкой в Саудовскую Аравию на дипломатическую службу Карим Хакимов пришел к своему учителю Зие Камали и несколько часов они беседовали об истории, культуре, традициях, обычаях, нравах народов арабских стран. Об этой встрече с Зией Камали он написал в одном из журналов, выходивших в Оренбурге.

Трагическая участь постигла и самого Зию Камали. В 1936 году его арестовали, предъявив обвинение в подрывной националистической деятельности. Умер он от голода в 1942 году в Самарской тюрьме. Реабилитирован посмертно в 1956 году за отсутствием состава преступления.

Учеба Камали

Смыслом жизни Зии Камали было просвещение народа. С детских лет он был любознательным, способным к учению. Получив начальное образование в медресе Кляшево, поступает в уфимское медресе «Гусмания» и после его окончания Парвазетдина единогласно оставляют на должности преподавателя. Он много читает, занимается самообразованием, мечтает учиться в университете «Аль-Азхар» в Каире, с этой целью откладывает деньги для учебы. К его счастью, в те годы мусульманами Уфы было организовано благотворительное общество, учредители которого приняли решение направить Парвазетдина на учебу по его желанию в Каир за счет средств общества.

Парвазетдин ездил в страны арабского Востока, в Мекку, Медину, изучал культуру, обычаи народов этих стран. В поездках его часто сопровождали друзья Муса Бигиев (на фото) и С. Дагистани

Пять лет длилось обучение, а во время каникул Парвазетдин ездил в страны арабского Востока, посещал Мекку, Медину. Изучал культуру, обычаи народов. В поездках его часто сопровождали друзья Муса Бигиев и С. Дагистани. После он публиковал очерки о путешествиях, научные статьи по философии в египетских газетах и журналах.

Муфтий Египта и одновременно ректор университета «Аль-Азхар» шейх Мухаммад Габдух (Абдо) обратил внимание на способного, старательного шакирда и взял его под свое покровительство. Ректор и преподаватели были готовы оставить его в университете и направить на учебу в Сорбонну, так как Парвазетдин к тому времени свободно владел французским и английским языками. Однако обдумав это заманчивое предложение, он поблагодарил своего наставника Мухаммада Габдуха и сказал: «И на моей бедной родине моим землякам нужен свет знаний. Просвещать, тем самым способствовать улучшению их жизни. Это дело я считаю своим долгом. Поэтому желаю вернуться в родные края». Услышав эти слова, Мухаммад Габдух встал с места, обнял своего ученика и сказал: «Правильно думаешь. Так и надо поступать. На твоем месте я бы тоже так сделал».

Получив благословение учителя, Камали возвращается домой. По дороге он заезжает в Баку, Астрахань, знакомится с методикой преподавания в мусульманских учебных заведениях. Распознав в нем высокообразованного человека, ему предлагают остаться в этих городах преподавателем, но он рвется в Уфу воплотить свои мечты о просвещении народа по новой методике с обучением по разным научным дисциплинам.

Передовое медресе

Его мечты об открытии новометодного медресе нашли поддержку в лице Суфиябики и Салимгарея Джантуриных, представителей знатных состоятельных людей Уфы, передовой, образованной интеллигенции. Кроме них на строительство здания медресе «Галия» внесли деньги Садретдин и Бадретдин Назировы, Сабиржан Шамгулов. Фундамент был заложен 7 мая 1908 года. Первый камень установил муфтий Султанов. На проведение электричества деньги дал однокашник по учебе в Каире Муса Бигиев.

Трехэтажное здание было построено и оборудовано для учебы и жизни шакирдов в соответствии с техническими достижениями того времени. Преподавать Зия Камали пригласил лучших учителей, образованнейших людей того времени: Фатых Сайфи-Казанлы преподавал географию и историю, Галимжан Ибрагимов — татарский язык и литературу, Саитшариф Зиганшин — арабский язык, автор двух учебников Амин Хафаси — арабскую поэзию, Габдулла Шонаси (Ибрагимов) — физику, Закуан Богданов — черчение и рисование, Фатима Давлеткильдеева — русский язык и литературу, Мухутдин (Махмут) Сатаев — логику, Гиниятулла Терегулов (в будущем доктор медицинских наук, профессор) — математику, Шакир Мухамедьяров — российское государственное право, Хабиб Зайни — географию, биологию, физкультуру (у его отца преподавателя медресе «Мухаммадия» в Троицке Гафури брал уроки стихосложения по книге «Гаруз гильми») и др. Выпускники «Галии» свободно владели арабским языком, что помогало им усвоить Коран, читать арабскую литературу, пронизанную кораническими сюжетами. Сам Камали преподавал философию и психологию. Написал несколько научных трудов по философии.


Медресе «Галия». Фото pastvu.com

Зия Камали приходился родным братом отцу матери Суембики Сайфиевны Кудашевой. Она автор нескольких книг. Среди них воспоминания о Мажите Гафури «Это было давно» на русском языке и «Великий просветитель Зия Камали» на татарском. В книге о Камали Суембика Сайфиевна приводит слова отца Сайфи Кудаша, произнесенные на юбилейных торжествах в честь его 90-летия на встрече с жителями родной деревни Кляшево в Чишминском районе Башкортостана. Он благодарит односельчан за теплый прием его и Мустая Карима, двух народных поэтов, и отмечает, что они не должны забывать еще одного выходца из Кляшево, достойного еще большего уважения — Парвазетдина, сына Жамалетдина Камалетдинова, — Зию Камали, основателя и ректора медресе «Галия».

Ныне в историческом здании по улице Чернышевского, 5 находится Российский исламский университет ЦДУМ России, известный как «Галия-Диния», где современные шакирды получают высшее образование по духовным и светским наукам. Коллектив преподавателей университета продолжает дело Зии Камали.

И наша задача — сохранить память о выдающемся просветителе, педагоге, ученом Парвазетдине Жамалетдиновиче Камалетдинове, вошедшем в историю под именем Зия Камали. Требуется отреставрировать его дом, расположенный по адресу: улица Гафури (бывшая Никольская), 89, создать музей. Дом, в котором жили три выдающихся сына татарского и башкирского народов: Зия Камали, Мажит Гафури, Сайфи Кудаш.

Люция Камаева-Гафури
ОбществоИсторияКультура Башкортостан
комментарии 61

комментарии

  • Анонимно 02 окт
    Мажит Гафури татарин! Вы вообще ....
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Вы это жителям Зилим-Караново Гафурийского района РБ скажите, какой он татарин. Вот смеха-то будет))
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    В Зилим-Караново родился Гафури
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    это земли башкир-табынцев
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Нет башкир табынцев, изначально,это татарский род пришедший с востока.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Голубчик! Согласно древнему священному тексту
    Башкирский народ ТАБЫН - потомки Урала. Часть потомков Урала однажды стали называть себя по имени Батыра Табын, одного из потомков Урала по линии ҮҘӘН.
    Потомки Урала живут на земле Урала от сотворения Уральских гор.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Конечно татарин! Башкиры мимо! Достали уже всех...
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Вы хотя бы в тех местах бывали? Посмотрите на местное население, послушайте их речь. Там татарами и не пахнет.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Душевная статья
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Татар как отдельной нации нет. Можно говорить о булгарах.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Чушь не пиши! Татары - это казанские, мишары, крымские, сибирские, астраханские, добруджские, польско-литовские, касимовские, кряшены и т.д. И все мы татары! Булгары одни из предков казанских татар, и только! Какое отношение к булгарам имеют сибирские и добруджские татары?
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Фантазируй дальше! На каком языке говорил и писал Гафури? На татарском! И это его родной язык! Хватит уже всех известных татар приписывать башкирам! Написал бы резче, да не пропустят!
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    писал на тюрки, говорил на башкирском. это ты не фантазируй!
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Дорогой собеседник! Не стоит горячиться. Мажит Гафури писал на башкирском языке. При Ваших утверждения, однажды, неизбежно придете к пониманию, что часть татар произошла от башкирских народов. Не горячись, все образуется.
    Вы знаете что такое старо-тюркская письменность? А что это за язык такой? Каждый пишет, как говорит.
    Это большевики вводили Вас в заблуждение, чтобы повысить свою значимость. И где они теперь? Не повторяйте их чушь.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Мажит Гафури писал на татарском,а не на старо-тюркском (что только не придумают!!!) и был татарином.Нигде никогда не говорил,что башкир.Классиком башкиром его сделали задним числом,после его смерти.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    "Татары" - это так нас обзывали. Почти ругательное слово. Мы должны помнить, что мы булгары.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Забудь свои сказки! Польским татарам скажи ещё, что они булгары. Мишарам скажи, что они булгары. Вас сколько булгар сегодня? 10? 100? 1000? По переписи населения в РФ в 2002 году вас всего 500 человек, а татарами записались около 6 миллионов человек! Это наше имя "татары" и мы им дорожим!
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Польские татары - это вообще гремучая смесь всего и вся. А мишаре - это тоже потомки булгар.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Мишаре потомки булгар?
    Ну ты насмешил . Булгарской крови у нас очень мало. Почти нет. У нас предки татары Чингисхана, буртасы и половцы!
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    ты из какого мишаристана вылез? с другого полушария?
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Нет мы татары не являемся булгарами.

    "Чуваши потомки волжских булгар.Чуваши на Средней Волги жили задолго до нападения татар.Дунайские хаган-болгары и Кубанские чёрные болгары связаны с ними".
    А.А.Куник.


    "Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, пренадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар".М.Рясянен.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Мишары это монголо-татары в чистом виде, без примесей.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Зачем писать такие дурацкие статьи? Для ожесточения?
    Уфа была абсолютно татарская.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Уфа - город изначально русский. Потом там поселились татарские купцы. А затем и башкиры. Так что вы не пишите глупости.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Уфа была татарской? Когда это? Учитывая, что татар как нации до 20 века вообще не существовало.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Если татар не существовало, то никого не существовало.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Татары - это все?
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Ещё Пётр Иванович Рычков в 18 веке в "Истории Оренбургской" писал, что Уфа основана задолго до прихода сюда русских. Это подтверждают современные археологические исследования на городищах Уфа-1 и Уфа-2. До образования БАССР это был на 90% татарский город.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    И что, город основали несуществующие в то время татары? Может, еще скажете, что Уфу основали американцы?
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Нет. Уфу основали башкиры вместе с шумерами! Кто ж еще мог вместе с шумерами что-то здесь строить ))) Вам кто-то писал, что древние поселения Уфа-1 и Уфа-2 основаны татарами?
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    что за ерунду вы тут сочиняете про башкир с шумерами?
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Ну и логика у отдельных комментаторов. Неужто башкир Мажит Гафури не может писать по-татарски? Вы и украинцу Гоголю запретили бы писать по-русски?
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Иногда думаю, лучше бы Бабель и Шаламов писали на идише, а не на русском.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    /70 процентов из них, составлявших национальную элиту мусульманских народов страны, были расстреляны, посажены в тюрьмы или сосланы в лагеря, где погибли от голода и непосильного труда в 1930—40-х годах./
    Геноцид элиты. До сих пор последствия наблюдаем.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Татары и башкиры - братские народы. Все потуги провокаторов - пустые хлопоты. :)
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Вот тоже не понимаю. Мы одного "поля ягоды" по сути. И если есть разница, то она столь мала, что незначительна
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Браво!!!
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Очень интересная статья! Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Хороший и добротный очерк. Люция, из всех уфимских газет эта самая адекватная и неангажированная. Вы выбрали правильное издание для публикации.
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Мин татар! Мин татар! Мин татар! Алга татар халык!
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    сочувствую
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    "... Уфа - город изначально русский. Потом там поселились татарские купцы. А затем и башкиры. Так что вы не пишите глупости. ..."
    ! ? ! ? ! ? !

    Дорогой собеседник! Город ӨФӨ существовал с незапамятных времен. Другое дело, когда пришли русские, так называемые воеводы, исполнявшие функции военных атташе россии в Башкирии. Из страха перед башкирами, они, русские воеводы строили крепости, за высокими заборами которых прятались от башкир. В довершении к этому, из страха же перед башкирами, просили в крепости Аманат (бесценный дар). Аманат - дети или ближайшие родственники башкирских Батыров. Они должны были служить гарантией ненападения башкир на русские крепости. При угрозе нападения Аманат убивали, то есть Аманат по сути были заложниками трусости русских.

    Башкир действительно долго не пускали в Уфу и, согласитесь, это была сегрегация башкир по национальному признаку на башкирской же земле. Положа руку не сердце - разве сейчас иначе?

    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Господа татары!
    Статья о том, как мирно сосуществовали башкиры и татары в российской империи, не важно царской или большевистской, о том, что те и эти проводили политику ликвидации национальной интеллигенции, дабы держать народы в невежестве, нищете и распрях. Устраивая склоки между собой вы только потакаете распрям между родственными народами и единоверцами. Как-то не умно...
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    "... На каком языке говорил и писал Гафури? На татарском! И это его родной язык! ..."
    ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха

    Дорогие собеседники! Это же большевистские бредни, что у башкир не было своей письменности и башкиры писали на старо-тюркском языке. Это злонамеренное деяние большевиков тиражируемое по настоящее время.

    Не важно какими символами фиксировались слова и мысли: клинописью, рунами, арамейскими, персидскими, арабскими, латиницей или кириллицей. Не важно.
    Важно, как артикулировались тексты записанные любыми символами.
    Башкурты писали на башкирском языке исконно. В разные эпохи разными символами, но всегда на башкирском языке! Храню у себя текст письма Башкуртов к Петру первому - оно написано на башкирском языке.
    Мажит Гафури, башкурт из народа Табын, писал на башкирском языке.
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Татарский род Табын ,изначальная кучка иштяков это венгры.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    У тебя в голове винегрет. Высказываться следует, если ты отягощен объективными знаниями.
    Ответить
    Анонимно 14 окт
    я из рода Табын и мы башкиры
    Ответить
    Анонимно 14 окт
    татары одновременно топят за разные теории своего происхождения, оно и понятно, ведь как отдельный этнос татары появились совсем недавно, татарами в древности называли многие народы, аналогия россиянин. Через сотню лет, какой нибудь умник будет считать себя народом россиянин, так как россияне упоминаются везде, а русский будет считать россиян русскими, приводя в доказательство то, что россияне говорили на русском. Не смешите людей. Татары это вообще разные народы, с разными историческими корнями, и исследования по днк это подтверждают.
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    Анонимно 02 окт
    Мишаре потомки булгар?
    Ну ты насмешил . Булгарской крови у нас очень мало. Почти нет. У нас предки татары Чингисхана, буртасы и половцы!
    Ответить
    -----------------------------------------------------------------------------------
    Раньше эта страна, где проживают современные КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ , называлась, судя по всему БУЛГАР по имени главного народа, так сказать, государствообразующего. Так же как и Русь от варягов(РУСОВ). Южнее там, где сейчас проживают татары-МИШАРИ – БУРТАС. Топонимика этого края до сего времени сохранила этот этноним, он повторяется в названии некоторых поселений. Наиболее густо в районе проживания, так называемых, темниковских татар (название от города Тюмень-кала). Древние предания говорят О РОДСТВЕ БУЛГАР и БУРТАС , по терминологии тех лет - «РОДНЫЕ БРАТЬЯ », что, однако, не мешало булгарам делать на них набеги и уводить пленных. То же подтверждается сообщениями арабских путешественников, но они не дают надежных сведений о языке буртас. Ряд черт их культуры, а именно: САРМАТСКОЕ вооружение, обычай деформации головы, захоронения под курганами, полихромный стиль, возникший в среде сармат Боспора и используемый из местных народов только ими, и, наконец, средиземноморские черты в облике современных МИШАР , позволяют думать, что это были САРМАТЫ И АЛАНЫ , бывшие хозяева степных просторов.

    Впоследствии этноним Буртас исчез, и возобладало другое название – Мишар
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    У мишар почти нет ЗОЛТООРДЫНСКИХ гаплогрупп С И О ...
    Нет связи мишар с ЧИНГИСХАНОМ и его племенами : киятами , барласами и мангытами
    За то у мишар обнаружены Аланские снипы
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    А была ли Золотая Орда ?
    А приходили ли сюда монголы?
    Ответить
  • Анонимно 06 окт

    Народный фольклор о происхождении предков татар

    У татар существует немало легенд и преданий в которых говорится о происхождении татарского народа, в т.ч. и о проникновении ислама в данный регион. Одну такую легенду в 1926 г. опубликовал известный татарский историк и археограф Саид Вахиди (1887-1937). В «Вестнике научного общества татароведения». Приведем небольшой отрывок из этого источника. «У пророка Ноя было три сына и один из них по имени Яфис. У Яфиса было три сына: Гази, Турк и Али. Сыновья Яфиса выросли красивыми, крепкими и здоровыми. Через некоторое время их начал подстрекать шайтан и они поссорились между собой. Ссора их продолжалась долгое время. Затем дело приняло большие размеры. Между братьями Газием и Турком началась война. Гази был побежден Турком. После этой войны старший и младший брат не могли жить вместе. Турк, хотя и был победителем, после такой вражды, предпочел удалится подальше. Он отправился в далекую страну и поселился около большой реки в холодной стране. Эта река в те времена не имела еще названия» . Дальше в легенде говорится, что Турк переселился не один, а с многочисленной родней. Среди них был еще один брат Турка – Алып. В один из дней Алып пошел на охоту, но заблудился и не смог найти обратной дороги. Когда Алып бродил по лесу в поисках выхода, он вышел к реке на берегу которой жили люди. Интересно, что эти незнакомые Алыпу люди разговаривали на понятном ему языке. В итоге он познакомился с ними и решил остаться здесь жить. Тем более что он уже не надеялся найти дороги к брату Турку. Потом он взял в жены местную девушку и у них родилось двое мальчиков. Почему-то родители долго не могли придумать имена своим детям. Однажды один из детей Алыпа начал сильно плакать и ничем его нельзя было остановить. При этом он сильно размахивал руками (татар. -болгау - размахивание). Алып решил дать ему имя БУЛГАР. Новое имя всем очень понравилось, да и ребенок успокоился. Тогда дошла очередь и до второго мальчика – он получил имя БУЛГАР. Когда они выросли, то стали жить отдельно и основали одноименные ГОРОДА , а позже их род так размножился, что появилось ДВА отдельных НАРОДА – БУЛГАР и БУРТАС .
    ---------------------------------------------------------------------
    Волжские болгары и буртасы-- близкие родичи ..
    Это доказано схожим антротипом казанлы и мишарей( так и булгар и буртас) , близким генотипом , единой археологией и культурой ...
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    Анонимно 01:20
    Нет мы татары не являемся булгарами.

    "Чуваши потомки волжских булгар.Чуваши на Средней Волги жили задолго до нападения татар.Дунайские хаган-болгары и Кубанские чёрные болгары связаны с ними".
    А.А.Куник.


    "Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, пренадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар".М.Рясянен.
    Ответить
    --------------------------------------------------------------------------------------
    Не по языку определяют , кто является предком того или иного народа ....
    а по генотипу и антротипу .
    КТО ПРЕДКИ И ПОТОМКИ - ЭТО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ , А НЕ СФЕРА ЛИНГВИСТИКИ

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
    ЧУВАШИ НЕ ИМЕЮТ ФИЗИЧЕСКОГО СХОДСТВА с БУЛГАРАМИ
    ТАТАРЫ ПОВОЛЖСКИЕ - ИМЕЮТ
    А это ставит под сомнение ГЕНЕТИЧЕСКОЕ РОДСТВО БУЛГАР И ЧУВАШ , в то же время это подверждает генетическое родство татар и булгар
    _------------------------------------------------------------------------------------------------
    вот один лишь факт...

    Антрополог М.С. Акимова, из того-же сборника сделала такой вывод: “Что касается генетической связи чувашей с булгарами – темы, широко обсуждавшейся в археологической и этнографической литературе, то с антропологической точки зрения ГЕНЕТИЧЕСКАЯ связь ЧУВАШЕЙ С БУЛГАРАМИ на том краниологическом материале, что был у нас распоряжении, НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ”

    Куник и Рясянен- лингвисты , а не генетики и антропологи .
    Их сфера- языки, а не народы ...Они могут определить лишь РОДСТВО ЯЗЫКОВ а НЕ НАРОДОВ ...
    НАРОДЫ ЧАСТО МЕНЯЛИ ЯЗЫКИ , НО КУЛЬТУРА , МЕНТАЛЬНОСТЬ , ГЕНОТИП ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК - ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ МЕНЯЛИСЬ .....То есть народы оставались те же самые , но лишь с другим языком
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    . Тем более что он уже не надеялся найти дороги к брату Турку. Потом он взял в жены местную девушку и у них родилось двое мальчиков. Почему-то родители долго не могли придумать имена своим детям. Однажды один из детей Алыпа начал сильно плакать и ничем его нельзя было остановить. При этом он сильно размахивал руками (татар. -болгау - размахивание). Алып решил дать ему имя БУЛГАР. Новое имя всем очень понравилось, да и ребенок успокоился. Тогда дошла очередь и до второго мальчика – он получил имя БУРТАС.
    -------------------------------
    В предыдущем посте описка :

    Было написано :
    "Тогда дошла очередь и до второго мальчика – он получил имя БУЛГАР"
    ПРАВИЛЬНО БУДЕТ : НЕ БУЛГАР, А БУРТАС
    То есть
    :
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    БУЛГАРЫ И БУРТАСЫ ---ЭТО ЕДИНЫЙ АЛАНО-БУЛГАРСКИЙ, САЛТОВСКИЙ ЭТНОМАССИВ
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Анонимно 06 окт
    Нет мы татары не являемся булгарами.

    "Чуваши потомки волжских булгар.Чуваши на Средней Волги жили задолго до нападения татар.Дунайские хаган-болгары и Кубанские чёрные болгары связаны с ними".
    А.А.Куник.


    "Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, пренадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар".М.Рясянен.
    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Приведу результаты кранилогических исследований великого ученого, антрополога, академика Алексеева В.П.

    Если бы чуваши формировались в основном из поволжских булгар, если бы булгарский язык исторически перешел в чувашский язык, то такая преемственность безусловно БЫЛА БЫ бы видна, прежде всего, в АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ типе БУЛГАР и ЧУВАШЕЙ . Между тем, конкретные краниологические исследования дают совершенно ПРОТИВОПОЛОЖЕННЫЕ результаты. «Даже при поверхностном морфологическом описании видно, что краниологически ЧУВАШИ ПОХОЖИ на своих ФИННОязычных соседей и что, следовательно, их(чуваш) антропологический тип сформировался при интенсивном участии той комбинации признаков, которая ХАРАКТЕРНА для ФИННОРязычных народов Поволжья и получила наименование СУБУРАЛЬСКОЙ »19. Второй ясно выраженный компонент в антропологическом типе ЧУВАШЕЙ — это КЫПЧАКСКИЙ тип. Чуваши, ФИЗИЧЕСКИ восходят к КЫПЧАКАМ в БОЛЬШОЙ МЕРЕ мере, чем казанские татары. Что же касается характерногоДЛЯ БУЛГАР комплекса признаков, то он(булгарский комплекс признаков ) в составе чувашей НЕ УЛАВЛИВАЕТСЯ 20. В то же время этот БУЛГАРСКИЙ комплекс признаков составил
    СОСТАВИЛ ОСНОВУ формирования антропологического типа поволжских ТАТАР. Следовательно, по данным краниологии историческая ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между булгарами и татарами БОЛЕЕ ОЧЕВИДНА , чем между булгарами и чувашами.



    19 В. П. Алексеев. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии. — «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья», АН СССР, 1971, стр. 248.

    20 В. П. Алексеев. Там же, стр. 249.

    21 В. П. Алексеев. Там же, стр. 241-246.
    --------------------------------------------------------------------------------
    Как видим , антропологии отрицают генетическое родство чуваш и булгар .
    В тоже время они подверждают генетическую преемственность поволжских татар от булгар..
    Основные предки чуваш---финно-угры переняли гунно-хазарский язык и смогли в условиях изоляции, живя замкнуто , вне городов , смогли ЧАСТИЧНО сохранить это язык....
    У самих болгар это язык также ПРЕОБРЕТЕННЫЙ ОТ ГУННОВ....
    Но булгары перешли на государственный язык Золотой Орды карлуко-кипчакского типа ..
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    "... сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, ... ".М.Рясянен."

    Господа! Кто понимает что такое тюрко-татарские языки?

    ҠЫПСАҠи на огромных просторах земли нашего полушария оставили свою речь, культуру, традиции. Тюркские народы неспособные воспроизводить древне-иранское произношение просто "отатарили" язык ҠЫПСАҠов.
    Как-то, читая статью казанского автора, только с четвертой попытки до меня дошло, что татарские слово "чичан" есть древне-иранское/башкирское слово "СӘСӘН".
    СӘСӘН - в переводе с башкирского - просветитель.
    Династия древне-иранских царей-просветителей СӘСӘНидов (СӘСӘНов) - общеизвестна.
    По сути фундамент татарского языка - язык кыпсаков, произносимый на тюркский манер. Вы даже автохтонный ҠЫПСАҠ изменили на тюркизированный КИПЧАК.
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    у кого-то из мишар жутко бомбит)))
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    бомбит, похоже, у вас.
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Анонимно 01 сент
    "С точки зрения ЯЗЫКА , ТАТАРЫ потомки тюркоязычных булгар, а через них гуннов и тюрков. Это мнение поддерживает, прежде всего, часть самих татар. Но если обратиться К АНТРОПОЛОГИИ , то из числа предков ТАТАР отпадают ГУННЫ И ТЮРКИ , но появляются ираноязычные САРМАТЫ и АЛАНЫ "
    Бояринов А. антрополог .
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    К антропологу Бояринову А.:

    Сарматы - кто?
    Они же, как жили в кипчатских степях, как там и остались. Веру сменили когда пришел ислам. Язык остался, культура осталась, традиции древние сохранили. В древние времена этнонимы формировались по вере - менялась вера, менялись соответственно и этнонимы. Ведь ни что не пропало, просто видоизменилось.
    Однако в российской науке существует предвзятость и конъюнктура на злобу текущего политического момента, которые сильно влияют на выводы любых исследований.
    А внешний вид, Вы ведь понимаете - генотип определяет фенотип. Смешение рас сохраняет все: что-то в доминанте, что-то в рецессиве.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии