Новости раздела

«Красный паша» в «Большой игре»: противник нацреспублик, конкурент англичан и «прогрессор» для Бухары

Биография Карима Хакимова: методика изучения СССР как «антиимперской империи». Часть 1

«Красный паша» в «Большой игре»: противник нацреспублик, конкурент англичан и «прогрессор» для Бухары
Фото: nuz.uz (Представитель РСФСР в Бухаре К.А. Хакимов)

После революции 1917 года России требовалось налаживать новые отношения как с колониальными державами, так и с новыми странами. Ведь модель государства, которую выстраивала у себя Москва, была новинкой для всего мира. Особое внимание советское руководство уделяло Востоку. И здесь на дипломатическом небосклоне зажглась звезда «красного паши» Карима Хакимова. Сегодня в честь советского посла в Уфе проходят ежегодные конференции, ему посвящаются книги и спектакли. Его жизнь привлекает внимание историков и политологов со всего мира. Одним из таких исследователей, изучающих биографию Хакимова, является Норихиро Наганава. В сегодняшней авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», японский ученый рассказывает, как советская «антиимперская империя» посредством своего «подданного» проводила политику в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Столетие Русской революции заставляет нас думать о том, что человечество еще никак не может прекратить борьбу с возникающей из-за исчезновения государственных властей анархией и хаосом, а также борьбу с насилием, оправдывающим применение неких идеалов «демократии» и «освобождения» к чуждой земле. Наблюдая за войнами Афганистана, арабских стран после «весны», в первую очередь Сирии и Ирака, и так называемой «гражданской войной» Украины, невольно задумываешься, долго ли все это будет продолжаться? Именно такие же критические и смутные годы, когда старый строй рухнул в евразийском пространстве и рождался новый, проходил наш герой Карим Абдрауфович Хакимов.

СССР как «антиимперская империя»

Название данной статьи звучит странно. Что такое «антиимперская империя»? В каком смысле ей является Советский Союз? Напомним, что Советская Россия, родившаяся из огня Первой мировой и Гражданской войн, стремилась противостоять всякому проявлению «колонизаторства» и империализму, в первую очередь британскому, для привлечения угнетенных народов к своей стороне; она поддерживала национально-освободительные движения не только внутреннего, но и зарубежного «Востока» — тогдашний термин, обобщающий пространство, нуждающееся, на взгляд советских властей, в их помощи. И при этом Советский Союз установил новый имперский строй, как внутреннего управления, так и внешней политики, признавая свое относительно скромное место в мировой экономике, но все же создавая собственную союзную иерархию народов Востока, на вершине которой стояла Москва.

Сотрудники НКИД СССР. 1925—30 гг. Фото рastvu.com

Как известно, на территориях распавшихся империй Габсбургской, Османской и Романовской появились многочисленные национальные государства. Именно нация стала самой оптимальной справедливой единицей международных отношений. Неслучайно, что Советский Союз являлся союзом национальных республик. Однако при признании национальных особенностей Москва требовала от национальных республик подчинения единой партийной дисциплине и в то же время тратила огромную энергию, порой принимая ожесточенные меры репрессии, чтобы «выковать» единый советский народ.

Что же касается внешней политики в 1920—30 годах, то не только Коминтерн поддерживал компартии всего мира, но и Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) пытался поддерживать даже «национальные буржуазии», чтобы именно они, «буржуазные демократы», успешно проводили антиколониальные политики и движения в пользу Советского Союза. Так как советский антиимпериализм был нацелен главным образом на борьбу с англичанами, то это соперничество часто получалось как будто возвращение к геополитике XIX века, так называемой «Большой игре» между Российской и Британской империями.

Таким образом, формирование Советского Союза являлось весьма противоречивым процессом: с одной стороны, Советский Союз стремился к национальному освобождению внутри страны и за рубежом. А с другой стороны, снова собирая распавшуюся территорию Романовской империи и соперничая с англичанами, Советский Союз воссоздал некий имперский порядок и поведение. Советский Союз был «антиимперской империей».

Не татарин, не башкир, а большевик-интернационалист

Для углубления нашего понимания этих противоречий в становлении новой империи, изучение биографии Карима Хакимова весьма полезно и актуально. Особо хотелось бы подчеркнуть, что Карим Хакимов был посредником и оперативником создания советской «антиимперской империи», передвигаясь вместе с Красной армией с Поволжья и Приуралья в Туркестан и Бухару и действуя в качестве советского дипломата в Иране, Саудовской Аравии и Йемене.

К глубокому сожалению, сегодня наблюдается некое искажение биографии Карима Хакимова по политическому заказу: в Татарстане говорят, что Карим Хакимов — татарин, а в Башкортостане говорят, что он — башкир; при этом выделена и преувеличена только его работа в Саудовской Аравии, с учетом некой «миссии» двух мусульманских республик служить мостом между Россией и Ближним Востоком. Напомним, что Карим Хакимов в первую очередь революционер-большевик, который представлял себя как «интернационалиста», следовательно, он постоянно высказывался против национальной автономии, будь то идеи Мирсаида Султангалиева по Татаро-Башкирской Республике или хотя бы идеи Заки Валидова по Малой Башкирии.

И в Туркестане Хакимов провоцировал местных товарищей больше на классовую борьбу, чем на защиту национальной самостоятельности; к национальным особенностям он прибегал скорее как к способу прививания местному населению советских идеалов. Речь идет о роспуске Краевого Комитета Компартии Туркестана и изгнании Турара Рыскулова (сегодня, конечно, национальный герой Казахстана) и его соратников, претендовавших на создание «Тюркской Советской Республики» и «КП тюркских народов» по постановлению Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана (Турккомиссии) 19 июля 1920 года. В итоге Хакимов стал членом Временного ЦК КП Туркестана.

О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» мусульманскому миру свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде и Реште, а также полпреда в Джидде и Сане. Фото nuz.uz (Карим Хакимов в центре. Оренбург 1918 г.)

Проводник советской политики

Жизненный путь Хакимова как революционера интересен и важен в том смысле, что он нам дает возможность переосмыслить целую историографию Гражданской войны в новом свете. Гражданская война изучалась и сейчас изучается отдельно по региональным и национальным единицам: Татарии, Башкирии, Казахстану, Узбекистану. Такой разрубленный на части подход не позволяет понять другой динамики Гражданской войны, а именно каким образом большевикам удалось снова собрать обширную, огромную территорию бывшей Российской империи и привести новый имперский порядок. Думается, что на этот вопрос один из убедительных ответов дает биография Карима Хакимова, потому что она заставляет нас изучать Гражданскую войну Поволжья, Приуралья, Туркестана в совокупности.

И не только Хакимова. Дело в том, что таких было много, «притаскивавших» революцию в мусульманское приграничье бывшей империи: участники Приволжской татарской стрелковой бригады, такие как Юсуф Ибрагимов, Нигмат Еникеев, Якуб Чанышев, Хусаин Мавлютов, а также Алимджан Акчурин, Наджиб Хусаинов, Багаутдин Шегабутдинов и т.д. Я уверен, что коллективная биография этих людей обогатит не только историю Волго-Уральского региона, но и историю Средней Азии, раскрывая случайно или умышленно забытые и порой вызывающие смущение страницы связующей эти два региона истории.

Более того, биография Карима Хакимова констатирует последовательный ход стратегии большевистского государства, объединяющий Гражданскую войну Туркестана с внешней политикой с мусульманскими странами. Напомним, что Михаил Васильевич Фрунзе, бывший командующий Туркестанским фронтом, то есть шеф Хакимова, впоследствии возглавлял Чрезвычайное посольство в Анкаре в 1921 году для установления отношений между Украиной и Турцией, вел переговоры с Мустафой Кемалем Ататюрком; в эту делегацию Фрунзе включил и Юсуфа Ибрагимова, бывшего члена Реввоенсовета Туркфронта. Такая последовательность Гражданской войны и внешней политики тоже мало изучена.

Думается, что восточное направление ранней советской дипломатии возникло из огня Гражданской войны Туркестана, где красноармейцы (многие из них татары и башкиры) стремились насаждать среди местного населения советскую идею демократии и освобождения от империалистического гнета. О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» внутреннему и зарубежному мусульманскому миру красноречиво свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде (Машхад) и Реште (Рашт), а также полпреда в Джидде и Сане (Йемен). Архивные документы, как российские, так и британские, показывают неоднозначные задачи Хакимова как посредника между Москвой и мусульманским миром.

Участники первого съезда политработников Туркестанского фронта. Ташкент, 2—12 июня 1920 г. Второй ряд, третий слева — В. В. Куйбышев, четвертый — М. В. Фрунзе, а седьмой — К. А. Хакимов. Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Борьба за власть: «приезжие» татары и местные элиты

Итак, в апреле 1921 года Хакимов, как полпред Советской России в Бухаре, пишет: «Мусульмане [из внутренней России] имеют больше влияния на местные массы, чего русские работники, по незнанию языка и особенностей быта мусульман, достичь не могут. Поэтому [Бухарское правительство], меньше опасаясь влияния русских работников, обратило внимание на работников-мусульман, особенно на татар, являющихся наиболее культурными революционными элементами среди мусульман; с целью устранения нежелательных революционных элементов, главным образом татар, распространяются всевозможные небылицы, вроде слухов о заговоре против [Бухарского правительства]».

Здесь речь идет о жесткой борьбе за власть между «приезжими» татарами и местными элитами, о чем в историографиях, советской, постсоветской и западной, вообще молчат. В течение первого полугода после Бухарской революции начала сентября 1920 года вооруженная сила новой народной советской республики находилась под командой татар: первым военным назиром (народным комиссаром, или министром) был Багаутдин Шегабутдинов, после его гибели от рук басмачей на этом посту с 20 ноября его заменил бывший комбриг Юсуф Ибрагимов, и начальником политического управления военного назирата был Нигмат Еникеев, бывший заведующий политотделом татарской бригады. И Хакимов сам, исполняя обязанности полпреда, с середины декабря работал уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта для воздействия на военный назират.

Такое положение, естественно, не нравилось бухарцам, тем более что российское руководство постоянно подчеркивало независимость Бухарской республики. Хуже всего, красноармейцы беспредельно занимались грабежами, мародерством, насиловали женщин, убивали, а также оскорбляли религиозные чувства. В итоге под обвинениями в «русификаторской политике», «неработоспособности», «буржуазной наклонности», «расхищении эмирского имущества» Ибрагимову и Еникееву пришлось уйти в отставку. В начале мая 1921 года Бухару покинул и Хакимов.

Иранский период Хакимова (1921—1923) Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Влияние НЭПа на работу в Иране

Когда Хакимов приступил к работе в Мешхеде (Машхад), столице провинции Хорасан в северо-восточном Иране, в декабре 1921 года, военный атташе Британского генконсульства проанализировал значение его назначения: «Судя по политике, он показался учеником Ленина, то есть не прочь привлечь внимание иностранного капитала на поддержку восстановления России». «Вполне возможно, что учреждение генконсульства в Хорасане будет сильно служить для воссоздания влияния России на севере Ирана, главным образом через торговлю». «Это влияние вскоре будет укореняться в земле еще глубже, чем в царские времена… Нельзя не полагать, что, назначив мусульманина на пост генконсула, советское государство стремится к сближению с персидским пролетариатом».

Здесь речь идет о перемене от военного коммунизма к НЭПу и об ее влиянии на внешнюю политику: в Бухаре Хакимов стремительно боролся с местными элитами как с «буржуазными демократами», а теперь ему приходится с городской буржуазией сотрудничать, чтобы противостоять англичанам, обложившим торговлю Ирана с Россией запретительными пошлинами по британско-иранскому соглашению августа 1919 года.

Первым делом, которым он занимался для воссоздания российской экономической сферы влияния, была организация отправки продовольствия страдающему от голода в 1921—22 годах Волго-Уральскому региону. Об этом в своем дневнике пишет британский консул: «17 января [1922 года] российский генконсул пригласил домой немало улема [то есть исламских ученых], знаменитых людей и купцов. На приглашение отозвалось человек шестнадцать. Он им рассказал о взаимных выгодах, которые будут принесены открытием торговли с Россией, их убеждал, что российские заводы сейчас возобновляют свою работу и будут скоро набирать силу, а их спрос удовлетворять. Он также отметил, что, по словам Корана, соседи должны друг другу помогать, но вопреки этому Хорасан отказывается от пропуска экспорта продовольствия к голодающей России. Он надеялся, что присутствующие посодействуют снятию эмбарго».

Продолжение следует

​Норихиро Наганава
Справка

Норихиро Наганава (Norihiro Naganawa) — доцент Центра славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо, г. Саппоро, Япония.

  • Родился в 1977 году.
  • В 2007 году получил научную степень Ph.D. Токийского государственного университета.
  • Автор свыше 60 научных трудов на японском, английском и русском языках, в том числе монографии по взаимоотношениям царского государства и мусульман Поволжья и Приуралья начала XX века.

Новости партнеров

комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 07 июн
    Очень пронзительный взгляд. Может быть даже слегка жутковатый
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Бесовской...

    Вспомните последние фотографии Ульянова-Ленина.
    В точности такой же взгляд.
    Бесовской...

    Столько миллионов людей погубили...

    "Хуже всего, красноармейцы беспредельно занимались грабежами, мародерством, насиловали женщин, убивали, а также оскорбляли религиозные чувства...
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/67402-biografiya-diplomata-karima-hakimova-ot-yaponskogo-uchenogo
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    ещё одна небылица? откуда эта цитата?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Источник вообще-то указан.

    Повторюсь - из статьи автора Норихиро Наганава.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Бедный Ленин искренне верил что если быдлу дать полноценное образование оно разовьётся и превратится в цельное общество .От того и твердил "Учится учится и ещё раз учится" Оно же как было стадом так стадом и осталось .
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    жуткий взгляд, смотреть страшно, а всего лишь старое фото..
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    спасибо за такие любопытные подробности
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Японец пишет по-русски про татарина из Башкирии, работавшего в с узбеками, персами и арабами и конкурирующего с англичанами. Какой-то сюр
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Планета Земля маленькая...
    Очень маленькая...

    Никакого "сюра".

    Ни одно преступление не остается тайным и не наказанным...
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    как раз объективно получается)
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Хороший и интересный взгляд, независимый от РТ и РБ. Без прикрас и без очернения. Японский подход.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Продолжения!!! Про арабов, про арест, надеюсь, будет?
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    интересные у вас колумнисты, однако
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Ну и взгляд! Пробирает, аж смотреть страшно!
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    не самый удачный кадр дипломата
    Ответить
    Анонимно 06 авг
    Взгляд, как у безумного Ленина в 1922 году
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    интересная биография
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Исторически из века в век татары помогают выживать режимам иудейско-православной Московии. Роль прислужников, слуг, целуюших руки своим хозяевам, у татар в превосходной степени. Как эта же степень у тюрков в пожирании, в потоплении друг друга!
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Все помогают, кто продался, любой национальности, человеку это свойственно, кто скажет, что такой то народ идеален, тот по детски мыслит.
    Ответить
  • Анонимно 08 июн
    Кто только не пишет об именитых татарах: япоцы, украинцы, китайцы. Только не сами татары. Спасибо автору за статью. Что касается этничности Хакимова. Он никогда не называл себя башкиром. Да и башкир не было до 30-х годов. В смысле этничности. Это советы потом затряпали язык (зауральский диалект объявили башкирским), записали лжеисторию, создавали другие атрибуты народа.
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    Ну что вы опять ерунду городите? Во-первых, татары о татарах пишут много и часто. А взгляд со стороны всегда интересен. И спасибо японскому ученому за такие интересные факты. Во-вторых, в Башкирии сами башкиры его признают татарином. В-третьих, ваши домыслы о том, что башкир не было как народа, оставьте при себе.
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    Да. Татарином называют. Так и показывают его в пьесе "Красный паша" Н.Асанбаева. Постановка шла с большим успехом в 80-е годы прошлого столетия. Были сотни статей об именитом башкире-дипломанте Хакимове. Да и википедии написано так башкир рода мин. Как могут быть минцы-мангытцы башкирами, просто непонятно. Мин это - племя Едигея. Они чистые татары Чингизхана. Кстати, и сам Асанбаев из татар. башкиры просто смеются над нами как сами татары татар башкирами показывают, татар сотнями тысяч в башкиры переписывают (Шакиров, Нуриев и т.д.),
    Ответить
    Анонимно 09 июн
    Ну опять вы своими сказочными мифами козыряете. И еще ориентируетесь на википедию... Ну сошлитесь хотя бы на "1001 ночь" - как ваш главный научный источник, будет хотя бы что-то новенькое. Вам не надоела эта ваша скрипучая волынка?
    Хакимов - татарин, и никто его никуда его не приписывает. А Рудольф Нуриев - наполовину башкир, наполовину татарин. Даже не знаю, стоит ли этим гордиться обоим народам, учитывая некоторые интересные особенности танцора. А Мидхат Шакиров, Рустэм Хамитов - это политики, для которых национальность является лишь инструментом, пусть хоть чувашами или марийцами представляются. Башкиры, например, нынешнего главу РБ не признают за башкира. Да и сам Хамитов еще 10-15 лет назад говорил совершенно иначе. Все в Башкирии знают, никому вы не открываете глаза. И там люди умеют отделять зерна от плевел.
    Ответить
    Анонимно 09 июн
    У Рудольфа Нуриева кто башкир: отец или мать?
    как он сам себя называл, башкиром или татарином?
    Если Хакимов татарин, назовите мне пожалуйста хотя бы рлну научную статью об этом или хотя бы одно художественное произведение. Я ничего не имею против того, что он татарин, но в научной и художественной литературе, в СМИ, в интерет пространстве - везде его показывают башкиром.
    Что касается Шакировых и Хамитовых (сюда надо добавить и Мустай Карима, и Н.Асанбаева, и Ф.Гафарова и многих прочих), Как раз из-за таких и татар не уважают. И не только башкиры, но и казахи, и узбеки, и киргизы и прочие. Они считают татар людьми, которые ради денег, карьеры и хорошей жизни готовы стать кем угодно: хоть узбеком, хоть башкиром, хоть русским, хоть чертом рогатым.
    Ответить
    Анонимно 10 июн
    Вы же сами можете немного потрудиться и посмотреть, кто у кого татарин, а кто башкир. У Нуриева, например, отец - башкир, а мать - татарка. Он сам в своей биографии писал о своих башкирских и татарских корнях и родственниках. Хотя по мне такое родство к татарам не очень импонирует, пусть он хоть трижды признанным артистом.
    Хотя чего вам объяснять, вы себе твердо вбили в голову какие-то мифы и живете в своем сказочном мире.
    Ответить
    Анонимно 10 июн
    Какой еще башкир отец у Нуриева?
    Сколькео можно повторять бред уфимских обманщиков?
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Вы хотя бы автобиографию прочитали Рудольфа? Не домыслы расхожих авторов, не выписки википедии, а то, что он сам о себе пишет? Или он сам про себя врет, а вы все знаете? Хотя да, у некоторых недалеких людей есть такая привычка - приписывать к татарам всех известных башкир, ногайцев, казахов и ярких представителей других тюркских народов. И уже слышали эту глупую песнь, что казахов, башкир, ногайцев и крымских татар будто бы не существует, есть только татары. Спойте что-нибудь новое, смените пластинку.
    Ответить
    Анонимно 11 июн
    Читал. И не только автобиографию. Там нет ни единого слова башкир.
    Ответить
    Анонимно 13 июн
    Значит, не читали, раз такое пишете.
    Ответить
    Анонимно 14 июн
    У Рудольфа Нуриева мать татарка и отец татарин.
    Отец его жил в Уфе и до сих пор полно людей, бывших с ним знакомыми достаточно близко.
    Ответить
    Анонимно 14 июн
    У Рудольфа Нуриева не было родственников башкир.
    Ответить
    Анонимно 14 июн
    Ну что вы говорите? Как вы можете утверждать того, чего совсем не знаете? Вы прочитайте все-таки его автобиографию. Не обложку и не пересказ Рабиновича по телефону, а сам текст.
    Ответить
  • Анонимно 08 июн
    также мало известно о роли Татарской красной бригады - 10 тысячной конной бригады размещенной в Фергане (имеется картосхема размещения полков) и по сути решившей исход Гражданской войны. Бухара была захвачена 1-м и 2-м полками Татарской бригады, причем Эмир Бухары поверив "защитникам", впустил полк в Арк Бухары, 2-й остался за пределами крепости. Ночью произошло нападение на защитников города, ворота были открыты и бухара была захвачена через 3 дня кровопролитных боев. Ранней весной 1920 года татарская красная бригада напала в тыл отступавших войск адмирала Колчака и атамана А.Дутова в Семиречье, ослабленных после Ледового перехода. После установления Советской власти (я видео списки) в Фергане большая часть начальников райотделов милиции состояла из татар. Поэтому повсеместно в Средней Азии утверждают, что Советская власть пришла к ним на татарских штыках.
    Ответить
    Анонимно 14 июн
    Повсей видимостиЮ, речь идёт о 1-ой Татарской бришаде.
    Эта бригада называлась так:
    Первая Отдельная Приволжская Татарская Стрелковая Бригада.
    Была она не конной, а пехотной.
    Было в ней три стрелковыъ полка и арттиллерийский полк.

    В Семиречье Первая Татбригада не бывала.
    Ледовый Поход (не переход) был в 1918 году.

    В общем, прежде чем что-то писать, подумайте немного - не ерунду ли Вы пишете.

    =============
    Если Вы такой знаток истории, перечислите имена командиров Первой Татбригады, комиссаров, имена командиров полков, имя командира артиллерийского полка.
    Попробуете?
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Нуриев случайно высказался , Он имел ввиду ,что отец из Башкирии , а мать из Татарии, но он всегда говорил и гордился ,что он татарин
    Ответить
    Анонимно 22 апр
    Вам это Нуриев потом отдельно в этом признался?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии